Знаменитый советский летчик-истребитель Иван Кожедуб вспоминал своего первого командира майора Игнатия Солдатенко. Майор всегда носил на кителе необычную награду - два Ордена Боевого Красного Знамени, спаянные друг с другом. Почему товарищ Сталин приказал изготовить именно такую награду - вспомним сегодня.
Кожедуб рассказывал, что лицо командира было все в рубцах от ожогов, только вокруг глаз кожа была гладкой - летные очки защитили глаза от огня. Тяжело обгорели и руки майора. Однажды командир рассказал как это случилось.
В 1936 году Солдатенко вызвался добровольцем в Испанию. Там бушевала страшная гражданская война. Увы, рот-фронтовцам, испанским коммунистам не суждено было тогда победить. Фашистская диктатура генерала Франко выкосила их ряды. Но в 1936 еще была надежда и наши бойцы приходили на помощь своим иностранным товарищам.
Возвращаясь с боевого вылета, самолет Солдатенко был взят в клещи несколькими вражескими истребителями. Майор ловко маневрировал, уклонялся, расстреливал вражеские самолеты. Благодаря высокому летному мастерству, нашему пилоту удалось уйти от неминуемой гибели, но фашисты все-таки подожгли самолет майора.
Что делать? Садиться на вражеской территории? Нельзя, фашисты сразу заметят самолет и возьмут в позорный плен. Летчик решает "на последних соплях", но тянуть к своим.
Огонь перекидывается уже на кабину, на Солдатенко вспыхивает комбинезон, горят приборные панели, языки огня палят лицо. Летчик терпит невыносимую боль от ожогов, но не выпускает штурвала.
Под крыльями показалась широкая река. До аэродрома республиканских войск еще лететь и лететь, но машина начинает просто разваливаться в воздухе. Пилот принимает решение садиться прямо на воду.
Чудом вытащив машину из пике, ему удается посадить самолет и не разбиться. Горящий летчик из последних сил вывалился прямо в воду. По крикам местных рыбаков "Салют, камараде!" он понял, что все-таки дотянул до республиканцев... и отключился.
От страшных ожогов кожа на лице и руках Солдатенко сплавилась и срослась. Чтобы напоить бойца хирургу пришлось скальпелем разрезать ему губы. Срослись и крепко тронутые огнем пальцы рук, все тело было в тяжелых ожогах.
Боец не сдался, стойко переносил боль. Два госпиталя, перелет Москву, долгое лечение.
За боевые подвиги в боях с фашистами товарищ Сталин вручил ему сразу два ордена Боевого Красного Знамени, спаянные друг с другом. Он сказал:
- Товарищ Солдатенко! Мне докладывали, что в бою Вам огнем сплавило пальцы. Но вы не бросили машину, довели бой до конца, вернулись к своим. Благодарю Вас за стойкость, за мужество, за верность нашему общему делу! Пусть эти спаянные ордена напоминают всем о подвигах наших товарищей, наших красных летчиков!
Орден имел порядковый № 21/2.
С первого же дня войны летный инструктор Солдатенко, несмотря на ожоги, принял командование авиационным полком. Не только командовал, но и сам героически бил врагов в воздухе.