Украинские нацисты паразитируют на истории Киевской Руси, объявляя себя ее единственными наследниками. Но, во-первых, такого государства никогда не было. Ибо в 882-1136 годах существовала, как об этом свидетельствует древнейшая русская летопись «Повесть временных лет»,Русь, Русская земля, Русская страна, в которой жили те, кто называли себя русь, русские, русины, говорившие на русском языке и жившие по «закону русскому».
Во-вторых, как я уже писал пять лет назад, к этой Руси, получившей в научной среде условное наименование Киевская, современные жители Украины не имеют никакого отношения. Не имеют потому, что русское население Киевской земли, к генетическим наследникам которого современная украинская историография, уже сделавшая ряд «чудесных открытий» (типа того, что украинская мова есть «допотопный язык Ноя, самый древний язык в мире»), относит исключительно только украинцев, было уничтожено монголо-татарами. На данный факт указывают многие источники…
Так, папский посол Плано Карпини, проезжая через Южную Русь в 1246 году, насчитал в Киеве менее двухсот домов (по подсчетам ученых, до разорения Киева в декабре 1240 году в нем проживало порядка пятидесяти тысяч человек). «Бесчисленные головы и кости мертвых людей», которые видел Карпини на пути своего следования, оставались неубранными на территории даже бывшей столицы Руси, т.е. огромные пространства просто обезлюдели и некому было хоронить мертвых (археология дополняет эту жуткую картину).
Русские люди, спасаясь от смерти (в том числе от неминуемой эпидемии), уходили на север. Вот почему былины так называемого киевского цикла, в которых фигурируют князья Владимир Святославич, креститель Руси, Владимир Мономах, оберегатель Руси, и знаменитые русские богатыри, защищавшие Святую Русь, сохранились на Русском Севере (на территории Карелии и Архангельской области). Собственно украинский фольклор не только не знает этих былин, но и вообще не помнит о событиях ранее XVI столетия. Специалисты также подчеркивают, что абсолютно нет никакой преемственности между археологическими культурами Киевщины домонгольского и послемонгольского времени, а это означает, что они принадлежат разным носителям.
Наш современник профессор А.Г. Кузьмин напомнил факт, выбивающий из рук украинских националистов, до абсурда комплексующих на идее преемственности от Древней Руси только Украины, главный их козырь: историк М.П.Погодин, сопоставляя язык летописей Киева, Новгорода, Владимира и Ростова, пришел к выводу, что в домонгольский период язык основных центров Руси был единым… Этот вывод был подтвержден всеми крупными русскими лингвистами, указавшими в то же время на расхождение наречий. Расхождение же наречий сам Погодин объяснял тем, что коренное население Киевщины было смыто или уничтожено монголо-татарами в XIII веке, а позднее из Прикарпатья пришло население, говорившее на ином диалекте», ставшем основой языка «малороссов». Вывод Погодина, отмечал Кузьмин, встретил «яростное противодействие идеологов нарождавшегося украинского национализма», стремившихся доказать, а точно так поступают сегодня их последователи, что «Киев не был центром единой древнерусской народности, а только центром малороссов-украинцев» (Кузьмин А.Г. Ухабы на «русском направлении // Молодая гвардия. 1992. № 3-4. С. 5; то же // Мародеры на дорогах истории. М., 2005. С. 72-73; его же. История России с древнейших времен до 1618 г. Кн. 1. М., 2003. С. 319-320, 339-341).
Мне уже приходилось писать о том, что «реалии современной Украины обнажили одну закономерность: чем больше тот или иной деятель – политик, ученый и пр. – заявляет свое монопольное право на русь как на своего якобы кровного и духовного предка и при этом категорично исключает из числа ее потомков русских, то тем меньше он связан с русской народностью эпохи от Рюрика до Владимира Мономаха» (Фомин В.В. Варяго-русский вопрос и некоторые аспекты его историографии // Изгнание норманнов из русской истории / Сб. статей и монографий / Сост. и ред. В.В.Фомин. М., 2010. С. 486, прим. 1).
Потому что человек, если он действительно истинный потомок руси, не может противопоставлять себя, за исключением каких-то особых клинических случаев, русским и в конечном итоге становиться русофобом.
Вячеслав Васильевич Фомин,
доктор исторических наук, профессор