Владимир Дмитриевич Лавриненков прошёл путь от лётчика до командира славного 9-го гвардейского авиационного полка, от рядового до генерал-полковника авиации, дважды Героя Советского Союза.
Он родился 17 мая 1919 года в деревне Птахино Смоленского уезда Смоленской губернии в семье крестьянина. По характеру отважный и решительный, честолюбивый, хорошо сложенный, с выразительными ясными глазами, он встретил войну сержантом, пилотом-инструктором Черниговского авиаучилища, куда был направлен в январе 1941 года сразу после окончания в «золотом» выпуске Чугуевского военного училища летчиков.
Участник Великой Отечественной войны с ноября 1941 года. Свой первый боевой вылет Лавриненков совершил на устаревшем И-15 бис, безуспешно пытаясь перехватить Хе-111. На той же машине провел первый бой с «мессерами», чудом приземлив свой изрешеченный биплан на одно оставшееся колесо...
Весной 1942 года, переучившись на Як-1, в составе 763-го истребительного авиационного полка (ИАП) он участвовал в боях под Ельцом, где одержал первую победу, решительно контратаковав пару Ме-109.
Через несколько дней в тяжелейшем бою с шестеркой Ме-110 он отчаянно уворачивался на вираже от смертоносных очередей «мессеров». Отвага и мастерство напарника Петра Тильченко внесли победный перелом в безнадежную, казалось, схватку. Уйдя на вертикаль, Тильченко снайперски атаковал вставших в вираж Ме-110 и сбил 2 машины.
В конце августа их пару (П.Г. Тильченко имел тогда 11 побед, а Лавриненков — 6) перевели в 4-й ИАП, летчики которого в то время были вооружены истребителями Як-7Б. Вскоре полк, пополненный людьми и перевооруженный на Як-7Б, был направлен на Сталинградский фронт. 25 августа 1942 года отважный младший лейтенант Петр Тильченко погиб. Владимир тяжело переживал потерю друга.
Всего за три месяца боев в составе 4-го ИАП Лавриненков стал ведущим, а затем и командиром звена, одержал 3 победы... В конце октября командир полка А. Морозов объявил, что Амет-Хан, Борисов и Лавриненков откомандировываются в 9-й гвардейский ИАП. После перевооружения на Як-1 полк приступил к боевой работе с аэродромов Зеты и Трудолюбие. С этим полком была связана вся дальнейшая ратная судьба Лавриненкова. С ним он прошел путь от Сталинграда до Берлина.
С 10 по 31 декабря 1942 года старшина Лавриненков провел 21 боевой вылет, в 9 воздушных боях лично сбил 3 самолета противника. В одном из декабрьских вылетов в паре с Екатериной Будановой он подбил Хе-111, но стрелок вражеского бомбардировщика «стеганул» очередью по правому крылу его «яка», сорвав часть обшивки. С большим риском Лавриненкову удалось приземлиться. Это был последний вылет, из которого он привез серьезные боевые повреждения.
Заметим, что с начала 1942 года и до конца войны Лавриненков воевал на машинах с бортовым номером 17. Суеверный, как многие летчики, он считал этот номер, совпадавший с числом дня его рождения, счастливым для себя.
В феврале 1943 года гвардии подполковник Л. Шестаков подписал представление замкомэска 9-го гвардейского ИАП гвардии мл. лейтенанта Лавриненкова к званию Героя Советского Союза. К тому времени он провел 322 боевых вылета на И-15 бис, Як-1 и Як-7, в 78 воздушных боях сбил лично 16 и в группе 11 самолетов противника.
В начале августа 1943 года 9-й гвардейский ИАП был выведен в тыловую полосу Южного фронта, на аэродром Зимовники, где был перевооружен, а лётчики полка переучены на американский истребитель «Аэрокобра». К боевой работе лётчики возвратились 17 августа 1943 года. К концу августа на его личном счету было уже 27 сбитых самолётов противника.
Можно представить себе ликование гитлеровцев, когда после столкновения 24 августа 1943 года с уже сбитой им «рамой» – разведчиком ФВ-189 Лавриненкова, выпрыгнувшего из «Аэрокобры» с парашютом, ветер отнес к немецким траншеям, и он был пленен.
Также понятно и их негодование, когда, усыпив бдительность врага напускной покорностью, он вместе с другим летчиком В. Карюкиным, обманув конвоиров, выпрыгнул ночью из идущего на полной скорости поезда...
Через 36 дней, после боев в составе партизанского объединения им. Чапаева, участия в разгроме отступающих оккупантов и полицаев в селе Хоцки, он вернулся в свой полк.
При побеге из вражеского плена большую помощь Владимиру Лавриненкову и Виктору Карюкину оказал крестьянин с киевщины Иван Степанович Шевченко, который укрыл лётчиков в своей хате и помог им выйти на партизан.
Генерал-полковник авиации Н.И. Москвителев вспоминает в своей книге «Линия жизни» как в 1967 году В.Д. Лавриненков, занимавший в ту пору пост первого заместителя командующего Киевской армией ПВО А.И. Покрышкина, попросил его, тогда полковника, встретить какого-то деда, пришедшего к армейской проходной и настойчиво просившего о встрече с Лавриненковым.
Николай Иванович вник в просьбу деда, проводил его к генералу и стал свидетелем их сердечной встречи. Владимир Дмитриевич увёз старика – а им оказался И.С. Шевченко – к себе, щедро угостил его, купил ему полный комплект новой одежды.
Однако крестьянин оказался непрост и обратился к Лавриненкову с просьбой сделать ему самогонный аппарат – «змеевик» – как он его называл. Через Москвителева в ПАРМе (передвижных авиационных ремонтных мастерских) аппарат был изготовлен, и довольный дед отправился домой. Через несколько месяцев он вновь появился на квартире Лавриненкова вместе с 40-литровым бидоном самогона. «Володя, ты большой начальник, прикажи тому полковнику, что меня тогда встречал, продать самогон на базаре – мне деньги нужны», – попросил он Лавриненкова. «Отругал я своего спасителя (конечно, беззлобно) и отправил его с тем же бидоном, правда, уже пустым, домой», – рассказывал Владимир Дмитриевич Н.И. Москвителеву...
Возвратившегося из плена гвардии старшего лейтенанта В.Д. Лавриненкова 29 сентября 1943 года радушно принял командующий 8-й воздушной армией грозный генерал-лейтенант авиации Т.Т. Хрюкин. Член Военного Советa фронта генерал А.И. Вихров возвратил В.Д. Лавриненкову его Золотую Звезду, все ордена и приказал привести себя в «максимальный порядок». Вскоре он был представлен командующему фронтом – генералу армии Ф.И. Толбухину. Выслушав лётчика, Толбухин приказал адъютанту принести погоны капитана, сам вручил их Лавриненкову, поздравил с возвращением в строй и с новым званием.
Вскоре комэск гвардии капитан Лавриненков одержал свою 28-ю личную победу, сбив Ю-88 над днепровскими плавнями. Пресса Геббельса негодовала: о Лавриненкове рассказывались небылицы, плелись слухи о его коварстве. Эхо той давней ярости отразили страницы книги «Асы Люфтваффе», изданной на Западе.
Апологеты Люфтваффе американские авторы Толивер и Констебл в качестве примера боевой ярости и кровожадности русских, рассказывают, что, подбив Ме-109 и увидев, как немецкий летчик, приземливший машину на вынужденную, пытается скрыться, Лавриненков приземлился рядом и, настигнув противника, якобы задушил его.
В свое время, узнав об этой «литературной подробности», Владимир Дмитриевич усмехнулся: «Хорошо, хоть не съел».
В октябре 1944 года, после гибели командира 9–го гвардейского ИАП Героя Советского Союза гвардии подполковника А.А. Морозова, сменив назначенного было на эту должность Героя Советского Союза А.Ф. Ковачевича, В.Д. Лавриненков был назначен командиром прославленного полка.
Всего в годы войны командир 9-го гвардейского Краснознамённого Одесского ордена Суворова истребительного авиационного полка гвардии майор В.Д. Лавриненков совершил 488 боевых вылетов на И-15бис, «Яках», «Аэрокобре» и Ла-7, в 134 воздушных боях сбил лично 35 и в группе 11 самолётов противника. 20 самолётов противника он сбил на И-15 бис и «Яках», 15 – на «Аэрокобре».
Среди лично сбитых им самолётов 14 многомоторных машин: 5 Хе-111, 6 Ю-88, 1 Ю-52, 1 Ме-110, 1 ФВ-189.
Заметим, что стоимость двухмоторного бомбардировщика, по данным немецких специалистов, опубликованных в книге «Промышленность Германии в период войны 1939–1945 гг.» (М., 1956), превосходила стоимость истребителя в 6–8 раз.
При этом из всех 7 тысяч советских асов менее 300 человек смогли лично сбить 5 и более двухмоторных машин противника, а 10 и более многомоторных машин сумели сбить в воздушных боях лишь 27 наших летчиков-истребителей.
Среди них трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин (20 лично сбитых многомоторных); дважды Герой Советского Союза В.Д. Лавриненков и Герой Советского Союза В.Н. Залевский (по 14 лично сбитых многомоторных); Герои Советского Союза Н.А. Козлов и Н.Ф. Краснов (по 13 сбитых многомоторных); дважды Герои: А.В. Алелюхин, Г.А. Речкалов, Б.Ф. Сафонов, Герой Советского Союза Г.А. Григорьев (по 12 лично сбитых многомоторных); Герои Советского Союза – В.И. Афанасьев, Е.П. Дранищев, Н.А. Зеленов, Н.П. Игнатьев, И.П. Лавейкин, К.А. Новиков (11 лично сбитых двухмоторных); дважды Герои Н.Д. Гулаев и П.Я. Головачёв, Герои Советского Союза – Г.С. Балашов, А.Д. Булаев, И.С. Зудилов, А.Ф. Ковачевич, В.Н. Макаров, С.М. Новичков, Д.Е. Оскаленко, И.В. Тимофеенко (по 10 сбитых двухмоторных). Среди 27 выдающихся асов, записавших на свой счёт не менее десяти двухмоторных машин двое – старший лейтенант Б.П. Рогов (погиб в авиакатастрофе, задев колёсами истребителя за бруствер на краю лётного поля 14.09.1944) и И.Е. Федотов (сбит и погиб 7.07.1942), так и не были удостоены звания Героя Советского Союза.
9-й гвардейский ИАП, который В.Д. Лавриненков возглавлял почти год (с октября 1944 по 25 августа 1945 года), входит в число семи результативнейших советских истребительных авиационных полков, уничтоживших в воздушных боях свыше 500 самолётов противника каждый. На счету лётчиков 9-го гвардейского ИАП 507 самолётов противника, сбитых в воздушных боях и 51 самолёт уничтоженный на аэродромах. Среди побед полка почти половину (222) составляют бомбардировщики, транспортные, и разведывательные машины.
После войны В.Д. Лавриненков продолжал командовать полком. В 1948 году он окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе, а в 1954 — Военную академию Генерального штаба. Летал до 1954 года, освоил Як-17, МиГ-15, МиГ-17. В 1955–1962 гг. – командующий истребительной авиацией армии ПВО.
В 1962–1969 – первый зам. командующего 8-й отдельной армией ПВО (г. Киев), командующим армией в то время был А.И. Покрышкин. В 1969–1977 гг. В.Д. Лавриненков – командующий 8-й отдельной армией ПВО – заместитель командующего войсками КВО по войскам ПВО. Генерал-полковник авиации с 1971 года. С 1977 по 1984 годы – начальник штаба — заместитель начальника Гражданской обороны УССР. В 1984 – 1988 гг. — военный консультант Киевской военной академии войсковой ПВО им. маршала А.М. Василевского (с 1986 – Военная академия ПВО Сухопутных войск).
Был женат. Вырастил сына и дочь.
Жил в Киеве. Автор десяти книг: «Мои воздушные бои» (М., 1943); «Сокол-1» (М., 1976);«Возвращение в небо» (М., 1979); «Без войны» (Киев, 1982); «Гражданская оборона СССР на современном этапе» (Киев, 1983); «Дед Василь» (Киев, 1984); «Колокола памяти» (Киев, 1986); «Шпага чести: повесть о полке «Нормандия-Неман» (Киев, 1988); «Военные повести» (Киев, 1989); «Сокол-2» (Киев, 1989). Последние пять книг написаны им совместно с военным журналистом полковником Н.Н. Беловолом.
Книга В.Д. Лавриненкова «Возвращение в небо», изданная в Воениздате и выдержавшая несколько изданий, всегда расценивалась знатоками как одно из лучших произведений советской военной мемуаристики.
В книге рассказывается о пути крестьянского сына а авиацию, о воздушных боях, которые он, мужая, провёл под Сталинградом и Ростовом, над Крымским полуостровом и Украиной, в небе Восточной Пруссии и Берлина.
В начале 80-х Владимир Дмитриевич тяжело заболел – рак лёгкого. Он проходил курс лечения в Главном военном госпитале им. Бурденко. Его жена Евдокия Петровна заботливо ухаживала за ним. Не забывал аса и Николай Иванович Москвителев, ставший к тому времени командующим авиацией ПВО страны. Он аккуратно и обильно снабжал дважды Героя рекомендованными ему фруктами – гранатами, которые из Ташкента высылали ему лётные армейские начальники. Месяца через три Лавриненков выписался из госпиталя и улетел в Киев.
В последние годы жизни он работал над книгой о своем боевом товарище и однополчанине – дважды Герое Советского Союза Султане Амет-Хане. По военному времени вопросов у Лавриненкова не было, а вот по его испытательной работе в 40-60-е годы их накопилось немало. И вновь на помощь пришёл Н.И. Москвителев. Он связался с начальником Лётно-исследовательского института К.К. Васильченко, тот дал соответствующую команду и, приехав в город Жуковский, В.Д. Лавриненков за несколько дней собрал информацию, нужную для книги.
Закончить книгу о своём боевом друге, погибшем в испытательном полёте, скромнейшем Амет-Хане, он, увы, не успел – не хватило сил.
Умер 14 января 1988 года. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.
Дважды Герой Советского Союза В.Д. Лавриненков (1.05.1943, №957; 1.07.1944, №20/II) награждён двумя орденами Ленина (1.05.1943; 21.02.1978), орденом Октябрьской Революции (21.02.1974), 6-ю орденами Красного Знамени (31.07.1942; 23.10.1942; 10.07.1943; 1.08.1943; 20.04.1945; 31.10.1967) орденами Отечественной войны I степени (11.03.1985), Трудового Красного Знамени (17.02.1984), Красной Звезды (30.12.1956), иностранными наградами.
Бронзовый бюст Герою установлен в городе Починок Смоленской области, памятник – в городе Васильков Киевской области Украины. Мемориальная доска была установлена в Киеве, на доме, где жил Герой, на зданиях школ в городе Починке и в деревне Пересна, где он учился. В городе Василькове (Киевская область) был установлен памятный знак.
Именем дважды Героя Советского Союза Лавриненкова названа одна из улиц города Починка, военный городок в Василькове, школы в Севастополе, Василькове и Починке.
Пассажирский речной теплоход носил имя «Генерал Лавриненков». Всероссийский турнир по вольной борьбе памяти В.Д. Лавриненкова проводится в Смоленске. Он – почётный гражданин Смоленска, Севастополя и Починка.