Русские Вести

Пирамиды Майя, Тикаль, Гватемала


Известно, что все великие цивилизации древности развивались в условиях теплого климата, в долинах рек, чьи ежегодные разливы повышали плодородие почвы и создавали благоприятные возможности для земледелия. Так было везде — в Месопотамии, Индии, Египте, Китае, но только не в северной Гватемале. Древние майя, бросая вызов судьбе, строили свои белокаменные города в непроходимых джунглях.
За 15 веков до Колумба, раньше индусов и арабов, майя использовали в математике понятия нуля, предсказывали солнечные и лунные затмения, а пути движения Венеры вычисляли с ошибкой всего в 14 секунд в год. Майя достигли поразительного совершенства в архитектуре, живописи, скульптуре. При этом древние строители не знали металлов, не имели представления о колесе и гончарном круге. Майя, по сути, жили еще в каменном веке.

Вся культура древнего народа создавалась мускульной силой человека. Изящные храмы, дворцы и пирамиды росли как грибы. Так продолжалось до X века нашей эры. После внезапной катастрофы всякое строительство прекратилось, люди уходили с обжитых мест и города погружались в зеленую пучину тропической растительности. К моменту прихода конкистадоров от золотого века цивилизации майя осталась лишь туманная легенда в памяти ее потомков-индейцев. Однако жизнь в этих местах угасла не совсем.

В 30 минутах езды от Тикаля, самого значительного памятника древних майя на территории Гватемалы, расположено озеро Петен-Ица. С ним связана забавная история. В 1525 г. через эти места проходила карательная экспедиция Эрнана Кортеса. Конкистадоры направлялись в Гондурас, чтобы подавить восстание мятежного лейтенанта Кристобаля де Олида, который отказался подчиняться губернатору Кортесу. Измотанный походом через джунгли, губернатор не стал покорять индейцев. Перед тем как двинуться дальше в Гондурас, конкистадор попросил местного вождя Канека присмотреть за своим конем Морсильо, который поранил ногу, пробираясь через зеленый ад джунглей.

На обратном пути завоеватель обещал забрать коня. Однако сделать этого ему не довелось. После ухода Кортеса вождь поместил коня в храм и стал кормить мясом, почитая животное как бога, ибо индейцы считали, что грохот испанских пушек происходит от ржания лошадей. Конь Морсильо мяса не ел и вскоре сдох. Испугавшись гнева Кортеса, вождь приказал изготовить статую коня в натуральную величину. Он назвал нового бога Циминчак, или Громовой Тапир. Статую разбили монахи францисканцы, которые явились сюда в 1618 г. для обращения индейцев с озера в христианство. Озерные жители говорят, что обломки лошадиного бога до сих пор покоятся на дне озера Петен-Ица.

Но вернемся в одну из 18 столиц древнего царства майя. Первооткрыватели руин города в XIX веке дали ему со слов местных индейцев романтическое название Тикаль, что значит «Место, где слышны голоса духов». Здесь проживало не менее 10 тыс. человек. Общая площадь комплекса составляет порядка 160 кв. км.

Чем же объясняется невиданный взлет величайшей из всех доколумбовых цивилизаций Америки? Многие ученые связывают этот феномен с развитой системой земледелия у майя. В древности жизнь населения, особенно земледельцев, была строго регламентирована. Распорядок всех дел, в том числе и сельскохозяйственных работ, был предусмотрен их календарем с точностью до дня. Жрецы составляли предписания для жителей в соответствии занятиями богов в тот или иной отрезок времени.

Рядовым индейцам оставалось лишь следовать примеру своих богов. Любое нарушение распорядка расценивалось как кощунство. Нарушителя без особых разговоров клали на жертвенный алтарь. Наиболее почитаемым из божеств был повелитель дождя и ветра Кашеш. Его изображали, как персонажа, с длинным крючковатым носом и кривыми клыками. В руках он держал топор, факел и палку-копалку — для ведения подсечно-огневого земледелия. Позднее Кашеша стали называть Чаком. Он был владыкой шестого из 13 небес верхнего мира.

Как ни странно, но болотистые джунгли Гватемалы могли прокормить 2-3 млн. человек. Плодородие почв после сбора урожая быстро восстанавливалось. В 80-х гг. с помощью аэрокосмических съемок ученые обнаружили, что территория расселения индейцев покрывалась огромной сетью каналов, которые выводили влагу из болотистых почв. В результате дикие джунгли превращались в цветущие сады. Майя из Гватемалы вели активную торговлю с мексиканскими племенами индейцев, которые влияли на культуру жителей Центральной Америки. Некоторые архитектурные сооружения Тикаля походят на постройки в Теотиуакане.

Под лестницами и полами храмов, под основаниями каменных алтарей и стел до сих пор находят тайники, в которых индейцы прятали дорогие для них предметы: нефритовые украшения, сосуды, раковины, предметы из обсидиана. В храмах проводились не только пышные религиозные обряды. Под пирамидальным основанием культовых сооружений находились захоронения правителей и наиболее выдающихся членов общества. Гробницы, как правило, соединялись со сводчатым храмом наверху специальным каналом для души покойного правителя, психодуком. Главным элементом всего комплекса была именно гробница под полом храма, а не храм. Сам же храм служил местом для общения жрецов с духом умершего правителя. Надо сказать, что и простые смертные, следуя примеру знати, хоронили своих покойников под полами обычных жилищ.

Непременным атрибутом города-государства являлось присутствие в нем дворцовых помещений. У исследователей нет единого мнения о назначении этих построек. Одни полагают, что здесь находились жреческие комнаты для отправления религиозных культов, другие рассматривают эти постройки как чисто административные здания. Третьи убеждены, что в каменных палатах проживали представители правящей династии и их многочисленная свита.

К IX веку нашей эры жизнь городов-государств в северной Гватемале либо прекращается, либо сводится к минимуму. Строители перестали возводить храмы, стелы и алтари. Многолюдные рынки замерли, роскошные дворцы опустели. Города остались нетронутыми, как будто их обитатели собирались вскоре вернутся. Но они не вернулись. Города окутало безмолвие. Дворы заросли травой. По мнению некоторых ученых, на северных территориях Гватемалы в течение всего ста лет погибло не менее одного миллиона человек. Многие связывают это с сильными землетрясениями, засухой, даже эпидемиями лихорадки и малярии. Но подобные гипотезы не выдерживают критики.

Одно время была популярна версия о социальных потрясениях. На раскопках в Тикале археологи с удивлением обнаружили, что многие каменные скульптуры оказались намеренно испорченными, хотя считалось, что за всю 600-летнюю историю Тикаля здесь никогда не было завоевателей-чужеземцев. Это позволило ученым сделать вывод о назревании в царстве майя нечто вроде революционной ситуации, которая переросла в массовые беспорядки. Когда успех восстания стал очевидным, бунтовщики, как предполагают археологи, накинулись на каменные изваяния, а заодно перерезали всех особ царственного рода. Но и эта версия не нашла своего подтверждения, так как вряд ли несколько десятков крупных городов-государств опустели только из-за возмущения низов.

В последнее время исследователи все же склоняются к мысли о том, что до царства майя чужеземцы все же доходили. Причем первыми здесь побывали теотиуаканцы. Вслед за ними джунгли Гватемалы посетило кровожадное мексиканское племя пипиль. Ему-то и приписывали лавры победителей воинственных майя-киче. Однако эта версия гибели великой культуры также оказалась не бесспорной, поскольку пипиль появились в Гватемале уже после заката золотого века майя.

В 90-х гг. американские ученые нашли связь между циклами изменения солнечной активности и периодами подъема и упадка цивилизаций. Оказалось, что пятнообразовательная деятельность солнца меняется через 3744 года. Это число было известно астрономам майя. Любопытно, что очередной спад солнечной активности совпадет с датой окончания последней эпохи, крах которой предсказывали жрецы майя, то есть с 23 декабря 2012 г. Современными исследователями было установлено, что пик наименьшей солнечной активности совпал с периодом упадка индейской цивилизации. Сокращение активности солнца повлияло на гормональную активность индианок, а следовательно, и на их плодовитость.

В результате этого численность населения городов-государств стала стремительно сокращаться, а детская смертность достигла небывалых размеров за всю историю существования городов-государств. Майя стали уходить с севера Гватемалы на юг, в горные районы, туда, откуда они, собственно, и пришли.
Как бы то ни было, но ученые продолжают строить догадки и гипотезы о гибели некогда могущественного царства. Однако вплоть до сегодняшнего дня ни одна из версий исследователей не является безупречной.

Сегодня древний город Тикаль является составной частью одного из национальных парков Гватемалы, которые включены в Биосферный заповедник майя. Национальный парк Тикаль, занимающий значительную часть расположенной на севере страны провинции Петен, был создан в 1979 г., но открыт только в 1990 г. Сам город занимает площадь 16 тыс. кв. км, на которой было обнаружено около трех тысяч разнообразных сооружений.

Наиболее известное из дворцовых строений – Дворец «Великого Когтя Ягуара». Здание построено в 360 году н. э. правителем, имя которого переводится как «Коготь Ягуара». По-видимому, данное сооружение являлось резиденцией для правящей династии («Коготь Ягуара» и его потомки). Дворец был для индейцев настолько священным и важным, что в дальнейшем его никто не решился перестроить.
На север, где по легендам майя находилась их прародина, направлялись души умерших.
Поэтому к северу от административно-ритуального центра часто располагались «стадионы» для игры в мяч. В Тикале между Центральным акрополем и Храмом Гигантского Ягуара археологи от многовековых наносов расчистили площадка для игры в мяч, как оказалось – одну из нескольких, устроенных в древнем городе. Площадка представляла собой длинную и узкую аллею, обрамленную с двух сторон низкими каменными сооружениями.

Соответствующие характеру игры находки были сделаны археологами на так называемом Северном акрополе. Здесь различные сооружения возводились в течение одиннадцати веков. В результате появился сложный комплекс зданий, в котором выделяется 12 храмовых построек, расположенных на разных уровнях, но имеющих в основе одну искусственную платформу. Самые ранние строения появились еще в III веке. Позже по соседству расположилось множество зданий разнообразного назначения. Северный акрополь нередко сравнивают со слоеным пирогом. Правда, у него своеобразная «начинка»: на протяжении 500 лет здесь хоронили правителей города. Перед акрополем вдоль края площади установлено множество стел, напоминающих надгробные плиты.

В результате раскопок в Тикале удалось обнаружить еще семь административно-ритуальных комплексов (в научной литературе они обозначаются латинскими буквами N, O, P, R, Q и т. п.), представляющих собой площади с храмами-пирамидами, стоящими друг напротив друга, но все они значительно меньше комплекса вокруг Большой площади. Возведенные в VIII в. небольшие комплексы отличает одна любопытная особенность. Все они были построены с промежутками в 20 лет, т.е. строительство каждой группы сооружений отмечало окончание Катуна – особого 20-летнего периода в жизни майя. Майя использовали двадцатеричную систему вычисления (возможно, основываясь на количестве пальцев на руках и ногах). По-видимому, каждая новая династия возводила собственный комплекс, чтобы поклоняться в нем тому из обожествленных предков, от которого власть перешла к соответствующим правителям.

Среди множества пирамид специалисты выделяют, помимо Храма Гиганского Ягуара и Храма Масок, святилище комплекса «Затерянный мир», пирамиду IV с Храмом Двуглавого Змея и «Храм надписей» (Храм VI). Комплекс «Затерянный мир» – один из наиболее древних в Тикале. Его пирамида, точнее, первый вариант пирамиды, позже достроенный, была возведена еще в VII в. Высота сооружения 32 м, а длина стороны основания 80 м. На вершину пирамиды ведут четыре лестницы.

Предположительно, сооружение служило для астрономических наблюдений. Пирамида IV, известная также как Храм двухголового змея – самое высокое сооружение Тикаля (64 м). Храм был построен в середине VIII века неподалеку от так называемого Дворца Летучей Мыши. «Храм надписей» привлекает внимание тем, что на его гребне сохранились следы выполненной в древности надписи.

Кроме того, в Тикале обнаружены руины так называемых «малых дворцов» – одноэтажных домов с оштукатуренными и нарядно украшенными комнатами, и множество относительно невзрачных простых домиков, в которых жили простые горожане. Как и многие другие архитектурные сооружения майя, домики строились на платформе, возможно, для защиты от наводнений и паводков в сезон дождей.

На внутренних стенах зданий, на дверных косяках, на притолоках и балках перекрытий часто встречаются граффити – рисунки, прочерченные или реже – нарисованные черной краской. Многие из них выполнены непрофессионально, хотя иногда угадывается рука мастера. По мнению исследователей, Тикаль, изображенный на граффити, точно соответствует реальному городу времени его наивысшего расцвета. На основе рисунков, можно много рассказать о социальной организации, о праздниках и ритуалах, о божествах, которых почитали горожане. Наиболее «популярными» сюжетами изображений служили обряды, приуроченные к празднованию нового года или связанные с подтверждением власти правителя, ритуальная игра в мяч, жертвоприношения и танцы.

Территория Тикаля в настоящее время признана ЮНЕСКО культурным и природным заповедником. В лесном массиве преобладают кипарисы, пальмы, фикусы и красное дерево. Есть несколько красивых водоемов. Осматривая старинные строения, туристы перемещаются по ухоженным дорожкам, а на пирамиды можно подняться по деревянным сходням. С высоты зеленый парк внизу выглядит, как густой тропический лес, уходящий до горизонта. Отдельные пики пирамид возвышаются над лесом, как скалы в океане.

В заповеднике Тикаль обитает большое количество птиц яркой окраски, обезьяны, тапиры, ягуары, змеи, другие рептилии и животные. Но, это в удаленных уголках. Туристы в центральной части видят только птиц, ящериц и носух, которые не боятся подходить к дорожкам и ловко забираются на древние постройки.

К Тикалю подходит шоссейная дорога, автобусы останавливаются у входа в музей. На осмотр археологического комплекса понадобится несколько часов. Обязательно стоит подняться на основные пирамиды, чтобы сделать фотографии, интересно побродить и по территории.

Источник: masterok.livejournal.com