2 июля 1941 года в ходе авиаудара по нефтепромыслам в Плоешти (Румыния) впервые в бою был использован самолет Пе-2 — самый массовый пикирующий бомбардировщик советской авиации во время Великой Отечественной войны
Плоешти — город, который находится недалеко от Бухареста, с XIX стал крупным центром нефтедобычи. Во время Второй мировой войны он был важным источником топлива для гитлеровской армии. Поэтому после уже в июле 1941 года район Плоешти стал одной из главных целей советской авиации. 2 июля 1941 года в налетах на румынские нефтепромыслы впервые приняли участие новые самолеты — Пе-2. В ходе бомбардировок они вывели из строя два нефтеперерабатывающих завода, уничтожили более 100 тыс. тонн горючего и сбили два вражеских самолета.
Разработка Пе-2 началась в середине 1938 года под руководством генерального конструктора Владимира Михайловича Петлякова, который в то время находился в заключении по обвинению во вредительстве. Но первоначально Владимир Михайлович создавал не пикирующий бомбардировщик, а высотный истребитель, который назывался ВИ-100 и должен был летать на высоте до 12 тыс. километров. 1 мая 1940 года истребитель «100» показали в полете над Москвой. Однако в то время очень остро стояла проблема точности бомбометания, которое могли обеспечить только пикирующие бомбардировщики. Поэтому В.М. Петляков получил задание сделать на основе «сотого» именно такой самолет. Так появился Пе-2.
Благодаря своей «истребительной» родословной Пе-2 получился на редкость «универсальным» и удачным. Самолет имел два винта и, соответственно, два мотора. Его максимальная скорость составляла 540 км/ч, он был достаточно скоростным для своего времени и мог соревноваться с истребителями. Благодаря своей быстроходности и маневренности Пе-2, особенно когда летел без бомб, был способен успешно выдержать воздушный бой или уйти от перехвата. Летать Пе-2 мог на высоте почти до 9 километров при максимальной дальности 1300 километров. Экипаж состоял из трех человек — пилота, штурмана и стрелка-радиста, который мог вести огонь из пулеметов, расположенных под фюзеляжем. У штурмана был свой пулемет, защищавший самолет с задней стороны. Весь экипаж находился внутри бронированной кабины, а остекление обеспечивало отличную видимость.
Новым словом в советском авиастроении того времени на Пе-2 было то, что многие системы самолета имели не механическое, а электрическое, значит — более удобное для экипажа управление. Известно, что в конструкции самолета было использовано около 50 электромоторов, которые приводили в действие различные механизмы.
Самолет мог нести до тонны бомб, в 1943 году его вооружение было усилено крупнокалиберными пулеметами. Сбитые Пе-2 немецкие летчики подтверждали, что этот самолет, хотя и является бомбардировщиком, опасен для германских истребителей. За разработку Пе-2 его создатель, конструктор В.М. Петляков, получил Сталинскую премию I степени, что было в то время большой и очень престижной наградой.
На фронте Пе-2 часто называли просто «пешкой». Применялась «пешка» для точных ударов по складам, базам, транспортным узлам, скоплениям техники и автотранспорта. Во время Великой Отечественной войны, учитывая «универсальный» характер самолета, его применяли и как бомбардировщик, и как разведчик, и как истребитель. Выполняли «пешки» боевые задачи в составе морской авиации. Эти самолеты стояли на вооружении советской авиации до 1946 года. Возможно, что «пешку» могли бы модернизировать и она смогла бы получить «новую жизнь», но ее главный конструктор В.М. Петляков трагически погиб в авиакатастрофе 12 января 1941 года.
Пе-2 серийно производили на заводах в Москве, Казани и Иркутске. Всего с 1940 по 1945 год было построено свыше 11 тыс. самолетов Пе-2. Они бомбили Берлин, участвовали в войне на Дальнем Востоке, были грозным оружием советской авиации во время Великой Отечественной войны.
Фото в анонсе: Бомбардировщик Пе-2. Фото: historicwings.com
Павел Коротич