Педали за отвагу



Мобильные войска русской армии покрыли себя неувядаемой славой.

Самокатные (велосипедные) части решали разведывательные задачи, действовали в авангарде, участвовали в ночных атаках. Основным тактическим свойством этих подразделений была подвижность, а боевым качеством – стойкость.

При формировании самокатных частей русская армия почти догнала своих противников: создание намеченных сорока рот приостановилось на 32-й в марте 1917 года. Чуть позже, летом эти роты были сведены в батальоны. Они внесли более чем достойную лепту в борьбу с врагом. Почему же мы почти ничего не знаем о них?

Новая тактика

Преимущества самокатных частей перед пехотой и даже конницей представлялись очевидными. Мобильность, гибкость, немедленный переход в боевой порядок, способность задержать противника или неожиданно его атаковать. Ночью они двигаются достаточно быстро и главное – бесшумно. В бою могут быть использованы полностью – для охраны велосипедов достаточно одного-двух человек, тогда как кавалерия, если дерется в пешем строю, должна оставлять большое число коноводов.

В сухую погоду эти части легко перемещаются по тропинкам, межам, бороздам, а при твердом ровном грунте (в степях) – и по целине. Действия в составе 3 и 5-го кавалерийских корпусов на границах Венгрии доказали, что самокатчики свободно достигали районов вьючных троп, переходя через горные ручьи со сложенными велосипедами.

На сухих, но плохих дорогах военные велосипедисты двигались со скоростью восемь километров в час. Дозоры и отдельные самокатчики на коротких дистанциях развивали до 20 километров в час. То есть при нормальном движении они могли пройти до 80 километров в сутки, а при форсированном – до 120 километров.

Самокатные части вели бой, как обычная пехота, с той разницей, что ударная группа или резерв действовали, используя свою подвижность. Основная особенность – возможность сковывать противника минимумом личного состава и маневрировать основными силами и средствами с целью нанести врагу как можно больше потерь. Велочасти могли неожиданно появляться с разных направлений, при наличии хороших дорог быстро перебрасывались с одного боевого участка на другой, от центра к флангу и наоборот. Особенно ценны были самокатчики при преследовании, подвижной обороне, маневрировании войск, нанесении внезапных ударов. Помимо чисто технических свойств, присущих самокатным частям, на их качество влияла и подготовка личного состава в спортивном отношении.

На вооружение русских самокатных частей вначале был принят велосипед системы Жерара – складной французский велосипед образца 1890-х, популярный в свое время. К началу Первой мировой войны он оказался устаревшим и был заменен русским образцом заводов Дунга и Лейтнера – одним из лучших в своем классе.

Германцев гнали три версты

Самокатные части русской армии делом доказали свою доблесть и способность вести бои в различной обстановке.

Весной 1916 года 3-я самокатная рота была придана 3-й кавалерийской дивизии. Она действовала в районе Пинска, где имелось мало хороших дорог. Самокатчиков использовали для связи, охраны штаба дивизии и как дивизионный резерв. Будучи переброшенной на Румынский фронт, рота участвовала в арьергардных боях 3-й кавалерийской дивизии. У местечка Тараверды (северо-западнее Меджидие) самокатчики, заняв ряд высот и долину – единственный путь для отхода своих, задержали обошедших российских кавалеристов болгар и прикрыли отступление конницы, что спасло левый фланг 47-го корпуса от окружения.

Но благодаря наличию на Румынском фронте приличных дорог рота часто использовалась по прямому назначению – участвовала в боях в Буковине, где, выдвигаясь вперед, захватывала рубежи и, пользуясь своей стойкостью в огневом отношении (252 стрелка с боезапасом 120 пат ронов на человека, четыре пулемета на мотоциклах), удерживала их до подхода пехоты. Скорость движения военных велосипедистов достигала 10–17 верст в час.

В Луцкой операции 1916 года отличилась 20-я самокатная рота, действовавшая в составе 12-й кавалерийской дивизии. В одном из боев при контратаке велосипедисты потеряли половину личного состава. Их действия были отмечены особым приказом по дивизии.

Операции 3 и 5-го кавалерийских корпусов в Буковине, Румынии, Галиции и на границах Венгрии успешно сопровождались действиями 9, 20, 21 и 27-й самокатных рот. Такие же части имелись в 1-м (1 и 2-я) и 2-м (8-я) кавалерийских корпусах, в некоторых кавдивизиях, но, к сожалению, не везде они применялись по прямому назначению.

Яркая иллюстрация лучших боевых качеств русских самокатных частей – бои 3 и 5-го самокатных батальонов с превосходящими силами германской пехоты 9 июля 1917 года в районе деревни Маловоды и на переправах. Действуя на различных направлениях, на наиболее угрожаемых участках, без поддержки артиллерии и при отсутствии соседей справа и слева, а также под угрозой обходов и прорыва противника в тыл, самокатчики многократно спасали ситуацию. Пехотные части в тот период отступали, почти не оказывая сопротивления и оголяя фронт.

В бою на угрожаемом участке у Маловод 3-й самокатный батальон отразил атаку германского 114-го пехотного полка, занял переправы и вел бой до темноты. 5-й самокатный батальон трехротного неполного состава на окраине той же деревни столкнулся с наступающим 143-м кайзеровским пехотным полком. Стремительной штыковой атакой опрокинул передовые цепи противника, остальных гнал три версты и закончил уничтожение крупной боевой единицы врага до подхода германских резервов. Успеху атаки способствовала внезапность появления русского батальона. Самокатчики успели настигнуть большинство бегущих германцев, вернуться к своим велосипедам и также быстро отойти.

Алексей Олейников,
ведущий рубрики, доктор исторических наук

Источник: vpk-news.ru


Педали за отвагу

Ломбард


войдите Vkontakte Yandex

Комментарии 0

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.