Речь идёт о памятном мероприятии, которое провели в этом городе молодогвардейцы «Единой России», возложив в День защитника Отечества цветы к захоронению венгерских солдат, воевавших за фашистскую Германию. Согласно заключению прокуратуры, своими действиями активисты нарушили законодательство России.
В общем-то это мероприятие было посвящено памяти советских воинов. Но, как оказалось, молодые люди чествовали не только советских героев, а заодно и оккупантов. При этом букет гвоздик оказался сначала на братской могиле венгерских военнопленных. И только после этого цветы возложили к памятной доске Героя Советского Союза Анатолия Пузикова. Участники акции разместили посты об этой акции в своих социальных сетях, но как только вспыхнул скандал, оперативно их удалили.
Венгерские войска, как известно, воевали на стороне фашистской Германии с июля 1941 года. Венгры участвовали во многих сражениях и самых жестоких карательных операциях на оккупированных территориях. Руководитель оренбургских молодогвардейцев Михаил Кузнецов признал, что активисты совершили ошибку, но попытался переложить вину на других.
По его словам, «адреса возложения», в том числе и место захоронения венгерских военнопленных, молодым людям дали в Комитете по делам молодежи администрации Орска.
Некрасивая история
«Безусловно, это не снимает ответственности с активиста за его невнимательность. Как только в местном отделении МГЕР увидели опубликованный кадр с мероприятия, он был удалён. Однако то, как сейчас подаётся информация – что орские молодогвардейцы, якобы, "считали, что во Второй мировой Венгрия воевала на стороне СССР" – некрасиво и непорядочно», – неуклюже попытался оправдаться руководитель оренбургских молодогвардейцев.
Прокуратура, которая занялась этим делом, провели проверку в рамках закона «О противодействии экстремистской деятельности», и факт возложения цветов подтвердился. После этого ведомство вынесло предостережение руководителю орского отделения МГЕР Марине Абрамовой. По информации газеты «Ведомости», Абрамовой разъяснили, что в случае повторных нарушений ей грозит уголовная ответственность за «распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, а равно осквернение символов воинской славы России».
Инцидент неблаговидный, что и говорить. Он ещё раз напомнил, что проблема, прежде всего, в наших учебниках истории, что уже отмечал даже президент Владимир Путин. Молодые люди зачастую плохо знают историю.
А потому немудрено, что сразу возникло подозрение, что возлагавшие цветы могли и в самом деле быть уверены, что в годы Второй мировой войны Венгрия воевала на стороне СССР.
Но есть и другая проблема. Она в той странной «толерантности», которую с начала 90-х усиленно насаждается в нашем обществе. Мол, давно уже пора всех простить, что гитлеровские солдаты будто бы были всего лишь мобилизованные «простые рабочие и служащие» Германии и других европейских стран, которые далеко не все хотели воевать и были отправлены на Восточный фронт насильно и т.п.
«Венгров в плен не брать!»
Не будем спорить с этим явно сомнительным тезисом – военные преступления не имеют срока давности, но вот что касается венгров, испанцев, голландцев и других представителей народов «цивилизованной Европы», которые в составе войск гитлеровской Германии пришли оккупантами на нашу землю, то это были, в основном, добровольцы. Те, кто охотно и сами отправилися на Восточный фронт. С песнями и криками «Хайль!» они пришли к нам, чтобы грабить и убивать. Именно они отличились в годы войны особой жестокостью. Неслучайно легендой в те времена стал приказ своим солдатам генерал-лейтенанта Николая Ватутина: «Венгров в плен не брать!»
Как известно, в ходе боёв на Сторожевском плацдарме генерал встретился с группой местных жителей. Они рассказали командующему о поистине звериной жестокости венгерских солдат. В захваченных деревнях те устраивали настоящую резню. Мирным гражданам рубили головы, расчленяли тела пилами, пробивали ломами и штыками, сжигали заживо, женщин и детей насиловали. Попавших в плен красноармейцев жестоко пытали.
Вот задокументированный в военных архивах рассказ жительницы города Острогожска Марии Кайданниковой. Она видела, как венгерские солдаты 5 января 1943 года загнали группу советских военнопленных в подвал магазина на улице Медведовского. Вскоре оттуда послышались крики. Заглянув в окно, Кайданникова увидела чудовищную картину: «Там ярко горел костёр. Два мадьяра держали за плечи и ноги пленного и медленно поджаривали его живот и ноги на огне. Они то поднимали его над огнём, то опускали ниже, а когда он затих, мадьяры бросили его тело лицом вниз на костёр. Вдруг пленный опять задёргался. Тогда один из мадьяр с размаху всадил ему в спину штык».
В Чернянском районе Курской, а ныне Белгородской области, всего в какой-то сотне километров от Прохоровского поля, в 1943 г. венгры живьём сожгли 360 пленных русских солдат и гражданское население. В этом же регионе на хуторе Харьевка союзники немцев изувечили штыками 4 бойцов Красной армии и живьём закопали их в землю.
Узнав о таких жутких зверствах, генерал Ватутин в ярости воскликнул: «Венгров в плен не брать!». Эта, оброненная в гневе фраза командующего фронтом, конечно, не была приказом. Таких приказов в Красной армии не было, и быть не могло. Но солдатская молва быстро разнесла эти слова генерала по фронтам и осталась в истории, как напоминание о том, что творили на нашей земле не только немецкие оккупанты, но и их пособники из других стран «цивилизованной» Европы.
Увы, к сожалению, обо всем этом некоторые у нас стали в последнее время забывать. Свидетельством тому – позорная история о «мальчике Коле» из Уренгоя. Коле Десятниченко, который в 2017 году приехал с группой российских школьников в Германию. Там с трибуны Бундестага он рассказал о своём чрезвычайном огорчении по поводу «невинно погибших людей», среди которых многие-де хотели жить мирно и вовсе не хотели воевать, имея в виду немецких солдат, окружённых под Сталинградом. Не исключено, что и те, кто возлагал цветы на могилу венгерских пособников Гитлера, думали точно также. И, наверное, как и «Коля из Уренгоя», учились по тем же учебниками истории, которые критиковал наш президент.
Памятник итальянским фашистам
Кстати, к могилам оккупантов у нас не только возлагают цветы, им ещё ставят памятники. «Столетие» уже писало о скандале, который вспыхнул в городе Россошь Воронежской области, где на центральной площади в 2003 году был установлен памятник в виде шляпы с пером – символа корпуса альпийских стрелков – одного из формирований, оккупировавших юг Воронежской области. На открытие приезжала огромная делегация Национальной ассоциации альпийских стрелков. В шляпах с перьями, с развёрнутыми знамёнами, под бой барабанов эти бывшие потомки солдат Муссолини прошли парадом по центру Россоши. А принимавший его вместе с натовцами тогдашний глава района Владимир Гринёв был торжественно произведён ими в «почётные альпийцы», после чего он и другое местное начальство стало периодически ездить на отдых в солнечную Италию.
Многие местные жители назвали этот памятник «могилой неизвестного фашиста» и резко выступают против него. В то же время в администрации города рассматривают памятник альпийским стрелкам, как символ примирения и дружбы народов и не видят в нем ничего предосудительного. Чтобы выяснить отношение россиян по этому поводу, сенатор Алексей Пушков провёл недавно опрос в соцсетях для своей телепередачи «Постскриптум».
Опрос показал, что из 3,5 тысячи респондентов более 3 тысяч назвали такие памятники неприемлемыми, и только чуть более 200 человек высказали мнение, что эти монументы можно рассматривать как символы послевоенного примирения. Но «примирение» вовсе не означает, что надо чтить память убийц и садистов.
Скандальный памятник в Россоши не был демонтирован даже когда разразился бурный скандал, и были опубликованы документы, свидетельствующие о тех зверствах, которые творили итальянские оккупанты на русской земле. Так, в селе Ольховатка, согласно данным Исполкома комитета Ольховатского районного совета депутатов трудящихся Воронежской области, изложенным в «Деле по учёту причинённого ущерба немецко-фашистскими захватчиками Ольховатскому району. Протоколы, акты, рассказы. За 1943 год», итальянские фашисты в период отступления расстреляли и зверски замучили большую группу мирных жителей.
Убивали их оккупанты из «солнечной Италии» зверски. Юной Анне Савченко фашисты вырезали груди, сожгли волосы. Двухлетнему Сашеньке Савченко враги поломали руки, ноги, били головой о столб и после долгих издевательств застрелили. Истребив семью Савченко, фашисты сложили трупы, облили их керосином и сожгли. И теперь в память о пребывании этих изуверов на нашей земле в центре России стоит монумент альпийским стрелкам…
Но даже после того, как документы о зверствах итальянских фашистов в Воронежской области были обнародованы, власти Россоши упорно отказываются демонтировать и убрать с глаз долой этот позорный памятник. Мало того, их поддерживают местные прокуроры, которые на все запросы возмущённой общественности и журналистов отвечают отписками.
Монумент эсэсовцам
Есть на нашей благословенной земле даже памятники эсэсовцам и даже там, где такое представить, казалось, вообще невозможно – в окрестностях Ленинграда, который в годы войны был подвергнут чудовищной блокаде. Так, 23 августа 1998 года в Красном Cеле – пригороде Санкт-Петербурга – был открыт и освящён настоятелем местной церкви памятник норвежцам, который пошли добровольцами служить в Waffen SS и погибли на Ленинградском фронте. Открыт он был втайне – об этом стало известно из Норвегии, где журнал ветеранов-нацистов «Народ и страна» (“Folk og land”) напечатал статью, в которой подробно описывалась вся процедура освящения памятника.
Что же после всего этого удивляться тому, что произошло недавно в Орске? Правда, теперь этим делом занялась прокуратура, но какой она вынесет вердикт? Опять лишь мягко пожурят тех, кто возлагает цветы на могилы преступников, которые приходили на нашу землю грабить и убивать? И как долго ещё на нашей земле стоять монументам фашистским изуверам?
А что можно видеть сегодня на прилавках наших книжных магазинов?! Там лежат кипы мемуаров гитлеровских маршалов и генералов, подробные биографии рейхсфюрера СС Гиммлера и правой руки Гитлера Германа Геринга, воспоминания любимого головореза фюрера Отто Скорцени, хвастливые книжонки немецких асов, сбивавших наши самолёты, сборники с описанием танков и другой техники Рейха, увесистый том с описанием униформы и знаков различия гитлеровского вермахта и т.д. и т.п.
А ведь подобная литература, подаваемая как «историческая», на фоне призывов к «примирению» фактически способствует реабилитации нацистских преступников, которые с увлечением, а порой и с ностальгией вспоминают о приключениях «похода на Восток», жертвами которого стали 27 миллионов наших граждан.
Кстати, в странах Европы немало памятников российским и советским солдатам. Они есть в той же Италии и Венгрии, но это – памятники солдатам-освободителям Европы от фашистов, памятники советским воинам, которые в отрядах местного Сопротивления сражались с гитлеровцами. Но у нас, как видно, есть те, кто под фальшивым лозунгом «примирения» не гнушается ставить на одну доску гитлеровцев с их пособниками и советских солдат-освободителей.
Николай Петров