В 1749 году кузнец Яков Медведев и горняк Иоганн Меттих искали в одном из районов Красноярского края залежи железной руды. История умалчивает о том, удалось ли им достичь результата. Зато совершенно точно известно, что они обнаружили первый в России метеорит. Впрочем, ни Медведев, ни Меттих не поняли, что перед ними – понятия «метеорит» в те времена просто не существовало.
Так что же это за материал …
Первый из найденных железо-каменных метеоритов.
Значение глыбы из железа и камня весом почти в 700 кг было оценено только спустя полстолетия. В 1772 году в Красноярский край прибыла экспедиция немецкого ученого П.Палласа, который занимался изучением природы, географии Сибири. Он заинтересовался находкой и приказал доставить ее в Санкт-Петербург. Паллас доставил в музей Кунсткамера образцы редкого металла. Вскоре в Петербург была переправлена вся глыба внеземного происхождения весом 687 кг. Там ученый Российской Академии наук Э.Хладни изучил его и пришел к выводу о его внеземном происхождении. Этот материал получил название «палласово железо» или палласит. По оценкам специалистов этот метеорит представляет собой железно-никелевую основу с многочисленными вкраплениями кристаллов оливина.
Его данные легли в основу развившейся впоследствии науки —метеоритики, а железо-каменные метеориты такого типа стали называть палласитами. Сейчас один из кусков метеорита находится в Государственном Геологическом музее имени Вернадского РАН (Москва).
В июле 1980 г. на вершине сопки «Метеоритная» вблизи утеса «Медведева» и в 400 м от места находки метеорита был установлен первый в мире художественный памятный знак метеориту, сооруженный по проекту красноярского скульптора Ю.П.Ишханова. Координаты места установки памятного знака «Место падения метеорита Палласово железо» N54.58.330 E091.45.892
В 2009 году энтузиасты решили отметить круглую дату по особому — экспедицией к месту находки, организовал которую Станислав Чёпин. Он же и рассказал подробности этого путешествия…
Мы совершили невероятное! В какой-то момент даже думали все, стоп, пора возвращаться… Но начну с самого начала. Поскольку место падения метеорита находится на территории Убейско-Салбинского заказника, в первую очередь согласовали маршрут экспедиции с инспекцией по особо охраняемым территориям Красноярского края. Ее начальник, Михаил Андреевич Алексейчук, тоже принял участие в нашей экспедиции. Другие участники путешествия — не менее увлеченные люди: Раян Сабирович Абрагимов, юрист кондитерской фабрики, Василий Михайлович Тропин, главный архитектор Идринского района, Виктор Андреевич Алексейчук, управляющий базой отдыха «Дивная».
Предзимье выбрали не случайно: летом здесь даже накомарники не спасают: полно слепней, оводов и паутов, трава выше человеческого роста, а зимой — снега по грудь, тоже не проберешься. Хотя осень тоже оказалась капризной: дорога превратилась в маслянистую жижу… ГАЗ-66, специально выбранный в качестве транспорта участниками экспедиции как самый приспособленный к передвижению в таких условиях, и тот то и дело буксовал… Что уж говорить про штурм 16-ти бродов?! Именно столько раз приходилось преодолевать водные преграды по дороге от точки старта — базы отдыха «Дивная» до места падения метеорита.
До избушки — зимовья охотников — мы добирались девять часов. Приехали настолько уставшие, как будто сами всю дорогу этот ГАЗ-66 толкали! Переночевали, а рано утром — снова в путь. Снова через броды… На одном из бродов мы застряли. Машина погружалась в илистое дно все глубже и глубже. Вода уже начала заливать будку машины. Мотор заглох…
Помощи ждать не от кого: сотовая связь в тайге не работает, а до ближайшего населенного пункта 40 километров! Уже подумывали бросать жребий — кому идти за трактором, когда шофер вдруг завел машину, и она потихоньку, помаленьку стала поддаваться нашим усилиям и, наконец, выехала на сухое место.
Во второй избушке, которая находится у подножия горы, мы не стали долго задерживаться. Символический старт восхождения на гору — и в путь! До финиша еще три километра. Следующие 2,5 часа мы поднимались фактически вертикально! Кстати, снег к тому времени уже на горе был… Специально остановились сфотографироваться возле аншлага, на котором значится: 1,5 км до памятного знака, но улыбнуться для снимка силы нашлись не у каждого. Поражаюсь, как в таких условиях, ограничивающих какую-либо технику, энтузиасты смогли доставить на гору отлитый из чугуна памятник? Каждую деталь нужно было нести на руках! А ведь еще песок, цемент…
Как ни странно, но чем ближе к вершине, тем быстрее мы двигались! Дышалось легче, силы прибывали и прибывали. У нас словно второе дыхание открылось. И к памятному знаку — двухметровому чугунному диску, на котором изображены полет болида и упавший метеорит, мы вышли, уже практически придя в норму, делали несколько снимков на память и замолчали… Каждый почувствовал, что прикоснулся к очень загадочному и древнему событию — согласитесь, неизвестно, откуда прилетел сюда метеорит, как и то, сколько миллиардов лет назад… Увы, побродить по сопке в поисках обломков метеорита не удалось — мы хотели вернуться домой засветло, да и вряд ли мы что-либо отыскали бы под устлавшим вершину снегом…
Возвращаться было уже легче. Во-первых, вся дорога под горку, а во-вторых, грело ощущение, что нам сопутствовала удача. Действительно, мы нигде не застряли надолго, нам не пришлось идти пешком по бездорожью за 40 километров за трактором, нам удалось завести машину, когда ее уже почти залило водой. И, наконец, только мы вернулись на базу отдыха, как повалил снег, который закрыл подступы к месту падения метеорита до следующего лета! Так что чудом успели!