Русские Вести

Октябрь: первый трактор, первый «Запорожец», первый спутник


Нынешняя Украина отказывается от своего советского прошлого и называет годы, проведённые в составе Советского Союза, «оккупацией».  Но исторические факты говорят совершенно об ином, не зря Украинский институт национальной памяти  пытается стереть советские достижения из «украинской истории», при этом временами приписывая их Украине сегодняшней!

Октябрь полон событий, которых в календаре УИНП нет и не может быть, поскольку «национальная память» этого учреждения включает в себя  только историю УНР, бандеровской Украинской державы, и период с 1991 года. Всё это время «незалежники» с помощью иностранных «партнёров» проводили в борьбе, в том числе и с украинским населением. Им совершенно некогда было создавать трактора, автомобили и уж тем более спутники и ракеты-носители. Всё это делал СССР. И о том, что было сделано, забывать не стоит, поскольку в истории «незалежники» приходят и уходят, а одна родина остаётся.

Первый советский трактор

Первый советский трактор СХТЗ 15/30

Первый советский трактор СХТЗ 15/30

1 октября 1931 года на Харьковском тракторном заводе имени Серго Орджоникидзе был выпущен первый советский трактор – СХТЗ 15/30 мощностью 30 лошадиных сил. Харьковский тракторный был построен в голой степи за полтора года – с апреля 1930 по сентябрь 1931 г. Уже 1 октября 1931 года состоялся пуск завода, и с конвейера сошёл первый трактор. За год работы завод выпустил более 16 тыс. тракторов. Всего было выпущено 390 500 тракторов СХТЗ 15/30. Во время Великой Отечественной войны ХТЗ выпускал танки.

Харьковский тракторный завод в 80-е годы производил 70 тысяч тракторов в год и экспортировал их в 36 стран. После распада СССР завод был преобразован в открытое акционерное общество.

В 2001 году завод был впервые в истории остановлен из-за отсутствия финансирования. За годы независимости завод четыре раза менял собственников, показывал убытки и проходил процедуру банкротства. Объём производства тракторов сократился до 1000-1500 в год. В 2015 году украинскими националистами был разрушен памятник Серго Орджоникидзе, именем которого было названо предприятие. В апреле 2016 года завод снова был остановлен, и часть рабочих сокращена, а убытки завода составили 667 млн гривен. В 2017 году завод выпустил 794 единицы техники, а в 2018-м – 900 тракторов. Вот так ведущее советское предприятие в самостийной Украине превратилось в убыточное.

«Горбатый» и «ушастый»

«Запорожец», который в народе прозвали «горбатым»

«Запорожец», который в народе прозвали «горбатым»

1 октября 1960 года с конвейера завода «Коммунар» в Запорожье сошёл первый «Запорожец» модели ЗАЗ-965, названный в народе «горбатым». Инициатива выпуска советского малолитражного автомобиля принадлежала Никите Хрущёву, который решил обогнать США по производству народных авто. Так же как и квартиры-хрущёвки, «Запорожец» получился маленьким и компактным. 

До 1959 года на «Коммунаре» выпускали зерноуборочные комбайны и другую сельхозтехнику. В 1959 году Хрущёв решил перепрофилировать завод в автомобильный. Разработка будущего  «Запорожца» начиналась на Московском автозаводе и первоначально он назывался «Москвич-444». За его основу был взят итальянский «Фиат-600», который в Италии разошёлся в количестве 3 млн. В отличии от «Фиата», в советской модели установили более крупные 13-дюймовые колёса, изменили подвеску и поставили отечественный мотор. Причём мотор поставили сзади. Кроме того, двери у «Запорожца» крепились задними петлями, и в народе шутили, что для того, чтобы его остановить, достаточно на ходу открыть обе двери.

В июле 1960 г. первый экземпляр новой машины повезли на смотрины в Кремль. Хрущёв остался доволен «Запорожцем» и назвал его хорошим подарком трудящимся. Первоначальную цену на него установили в 18000 руб., а после реформы 1961 года она превратилась в 1800. При средней зарплате в 150 рублей, купить его сразу не получалось – приходилось копить деньги. Но по сравнению с другими советскими автомобилями «Запорожец» имел самую демократичную цену. Его выпуск продолжался до 1969 года. Он был простым в обслуживании и теоретически развивал скорость до 100 км/час. «Горбатый» имел прекрасную проходимость по бездорожью и просёлочным дорогам и стал необычайно популярен у пенсионеров, дачников, рыбаков и грибников.

Про «Запорожец» ходило множество анекдотов. Вот один из них: Купили две женщины себе по «Запорожцу», едут они вместе домой, и тут у одной вдруг машина глохнет. Женщины подходят, открывают капот и одна удивляется: «А двигателя нет!!! Потеряла наверно!» Другая ее утешает: «Не волнуйся, у меня в багажнике запасной есть!»

На основе базовой модели «ЗАЗ-965» появились его модификации: «ЗАЗ-966», «ЗАЗ-968», а в 1988 была выпущена новая малолитражка ЗАЗ-1102 «Таврия». «ЗАЗ 966» прозвали «ушастым» из-за характерных воздухозаборников. Всего в 1960-1994 гг. на ЗАЗ было изготовлено 3 422 444 автомобилей «Запорожец». Экспортный вариант «Запорожца» назывался Yalta, за границу было продано около 5 тыс. таких автомобилей.

Судьба ЗАЗ на самостийной Украине оказалась печальной. Последняя «Таврия» сошла с конвейера в 2006 году. Некоторое время завод занимался крупноузловой сборкой южнокорейских машин Daewoo и китайских автомобилей Chery. Производство автомобилей постоянно сокращалось, а рабочие увольнялись. Совсем плохо дела пошли после «революции гидности». В 2014 году завод выпустил только 8 автомобилей. В 2018 году не произвели уже ни одной машины. Началась процедура банкротства завода.  

Первый советский спутник

Первый советский спутник

Первый советский спутник

Историческое достижение всего советского народа произошло 4 октября 1957 года, когда с полигона Тюра-Там (неподалёку от космодрома Байконур) ракетой-носителем «Р-7» был запущен на околоземную орбиту первый в мире искусственный спутник Земли «ПС-1» (Простейший Спутник-1). Спутник представлял из себя шар, диаметром 58 см и весом 83,6 кг. Он пробыл на орбите 92 дня, совершив 1440 оборотов вокруг Земли, и всё это время передавал радиосигналы, которые слышал весь мир. Над созданием спутника работала большая группа учёных под руководством основоположника космонавтики С. П. Королёва. Запуск первого советского спутника производился модернизированной межконтинентальной баллистической ракетой «Р-7». Дальность полёта «Р-7» составляла 9500 км.

США смогли запустить свой первый спутник со второй попытки лишь год спустя, в феврале 1958 года. Вес «Эксплорер-1» был в 10 раз меньше «ПС-1». Как признал президент США Джон Кеннеди: «СССР выиграл космическую гонку за школьной партой».

Первоначально планировалось запустить спутник массой  более 1 тонны, начинённый всевозможной научной аппаратурой. Но ЦК КПСС поставил задачу произвести пуск как можно раньше, поэтому было решено сделать спутник лёгким и оснастить единственным радиопередатчиком, принимать сигнал которого можно было на расстоянии 10000 км.

Министр обороны США тогда заявил: «Победа в войне с СССР более недостижима».

Советская Украина занимала одно из ведущих мест в мире среди космических держав. Здесь были размещены около 140 предприятий и институтов космической отрасли. Треть советских ракетоносителей производились на днепропетровском заводе «Южмаш». Здесь были созданы 400 космических аппаратов различных модификаций, космические ракеты семейств «Циклон», «Космос», «Зенит», баллистические ракеты «Р-12» и «Р-14».

В самостийной Украине ракетостроительная отрасль стремительно деградировала. Некоторое время здесь выпускались ракеты «Зенит» и двигатели РД-843 для ракеты «Вега».

После государственного переворота 2014 года и разрыва экономических связей с РФ ситуация стала катастрофической. Наиболее показательна история с производством телекоммуникационного спутника «Лыбидь», разработка которого началась ещё в 2000-х годах, совместно с канадской компанией MDA, вложившей в этот проект $254,6 млн. За несколько лет работы спутник был готов на 85%, и его запуск планировался сначала на 2011 г., а затем постоянно переносился на 2013, 2014, 2015, 2016 и 2017 годы. Все эти годы спутник хранился в России. Срок гарантийного хранения уже истёк. Канадская компания отказалась от участия в проекте и требует вернуть ей в $292 млн с процентами.

Россия в 2019 году отказалась от контракта с заводом «Южмаш» на производство 12 ракет «Зенит». На заводе уже 5 месяцев не выплачивают зарплаты и задолженность составляет 200 млн гривен.

«Динамо» (Киев) – чемпион

«Динамо» (Киев) завоевала Суперкубок Европы

«Динамо» (Киев) завоевала Суперкубок Европы

УССР славилась не только своими заводами и учёными. «Советские оккупанты» делали всё для развития украинской культуры и спорта. 6 октября 1975 года  команда «Динамо» (Киев) в матче с мюнхенской «Баварией» завоевала Суперкубок Европы. В первом матче, состоявшемся 9 сентября, динамовцы обыграли легендарную звездную «Баварию» в Мюнхене. Единственный гол матча немцам на 67-й минуте забил Олег Блохин. Второй матч, состоявшийся 6 октября на киевском стадионе «Динамо», завершился победой советских футболистов со счётом 2:0, при стечении 100 тысяч зрителей! Оба гола забил немцам всё тот же Блохин, ставший супергероем обоих матчей и всего Суперкубка. Тренерами победоносной советской команды были Валерий Лобановский и Олег Базилевич.

Пресса писала, что «после игры 53-летний президент УЕФА Артемио Франки, не имея сил поднять очень тяжелый Суперкубок, позвал к своему столику динамовцев и жестом показал, чтобы те сами взяли высокую чашу из золота и серебра. Анатолий Коньков, Михаил Фоменко и Владимир Веремеев едва подняли её втроем. Зато медали УЕФА победители в тот момент не получили. Г-н Франки заявил, что его чемодан «застрял в венском аэропорту во время пересадки».

Ликование после победы охватило не только Киев и всю советскую Украину, но и всех футбольных болельщиков СССР. Тогда все были свои, и футбольная победа была общей.

Источник: odnarodyna.org