На волне нынешней эскалации в Сирии представляю вниманию публики небольшой экскурс в историю, о том как мы прикрыли небо над Вьетнамом и ЗРК советского производства свернули шею хваленым звезднополосатым соколам. Параллели с нынешней ситуацией думаю думаю обьяснять не надо. И, судя по той реакции, вернее визгу, который устроили наши западные партнеры, узнав, что мы прикрыли сирийцев от атак с воздуха, тот урок ими крепко усвоен.
После начала систематических бомбардировок американской авиацией Демократической Республики Вьетнам (ДРВ) Советский Союз стал поставлять войскам ПВО ДРВ зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) СА-75М "Двина". Основной состав боевых расчетов для них проходил подготовку в советских учебных центрах и училищах, а для оказания практической помощи на месте в Северный Вьетнам были направлены наши военные специалисты.
Зенитно-ракетные части впервые вступили в бой 25 июля 1965 года, сбив за день три самолета. Вскоре зенитно-ракетные войска (ЗРВ) стали главной силой объединенных войск ПВО и ВВС Вьетнама. Они закончили войну крупной победой, сбив в районе Ханоя с 12 по 29 декабря 1972 года 31 стратегический бомбардировщик В-52. Обращая внимание на этот факт, министр Национальной обороны ДРВ генерал армии Во Нгуен Зиап при подведении итогов войны с делегацией из Союза и руководством группы советских военных специалистов 7 февраля 1973 года в Ханое сказал так: "Если бы не было ханойской победы зенитно-ракетных войск над В-52, то переговоры в Париже затянулись бы и соглашение не было подписано. Другими словами, победа зенитно-ракетных войск есть и политическая победа".
Правительство ДРВ по итогам войны дало своим зенитно-ракетным войскам наивысшую оценку - им присвоено наименование "Род войск - Герой".
С 1965 по 1972 год в ДРВ было поставлено 95 ЗРК и 7658 ракет. К концу войны (на январь 1973 года) ушло в расход плюс боевые потери и неисправности 6806 ракет. Боеготовых комплексов осталось 39, остальные были или потеряны в боях или в неисправном состоянии.
ЗРК СА-75М "Двина" был первым мобильным комплексом. Его головной разработчик - НПО "Алмаз" (генеральный конструктор А.А. Расплетин), разработчик ракеты - МКБ "Факел" (генеральный конструктор П.Д. Грушин). Заказ и поставки осуществляло 4-е Главное управление Минобороны (начальник генерал-полковник авиации Г.Ф. Байдуков).
Ко времени вьетнамской войны этот комплекс относительно к уровню ТТХ боевых самолетов США имел невысокие характеристики. Однако вначале успешно сбивал американские самолеты тактической и палубной авиации. В 1965 году расход ракет был минимальным - 1-2 ракеты на сбитую машину. Сказывался фактор внезапности.
Чтобы снизить потери, американцы стали приспосабливаться к обстановке, принимая, по мере выявления слабых сторон ЗРК "Двина", меры сначала тактического, а затем и технического порядка: подход к объектам бомбометания на малых высотах, маневрирование в зоне огня, более интенсивные радиопомехи прикрытия (с самолетов - постановщиков помех ЕВ-6В). Все это дало заметные результаты. К середине 1966 года на один сбитый самолет в среднем расходовалось уже до 3-4 ракет. К 1967 году американцы разработали и установили на ударные самолеты аппаратуру радиопомех для ЗРК на частоте канала визирования цели, что привело к значительному снижению эффективности стрельб. Еще более сложные условия для ЗРК создались к концу 1967 года, когда на ударные самолеты стали устанавливать еще и аппаратуру помех по ракетному каналу, от воздействия которой в ряде случаев ракеты не "брались" на управление и падали.
В целом эффективность ЗРВ снизилась еще и в результате огневых ударов по позициям ЗРК фугасными и шариковыми бомбами, особенно самонаводящимися на радиоизлучение ракетами (типа "Шрайк").
Со стороны ПВО меры по поддержанию достаточной эффективности ЗРК принимались по двум направлениям: по тактическому - путем отработки способов боевого применения ЗРК, соответствующих изменяющейся тактике действия авиации, и техническому - путем модернизации некоторых систем комплекса с практической доработкой аппаратуры непосредственно в войсках. Новые комплексы поставлялись уже в модернизированном варианте.
Задачи совершенствования тактики решались советскими военными специалистами при частях ЗРВ совместно с вьетнамскими офицерами, а также с находящимися во Вьетнаме (по вопросам модернизации) представителями конструкторских организаций, НИИ и испытательного полигона ПВО СССР. Работа эта велась постоянно, с первых дней боевых действий.
Разработка технических мероприятий и их реализация проводились конструкторами НПО "Алмаз", головного завода (московский РТЗ) и других заводов-изготовителей совместно со специалистами испытательного полигона ПВО "Капустин Яр" и заказывающего управления Минобороны. Первоначально в основу конструкторских решений брались уже реализованные в последующих модификациях "Системы-75" - комплексах С-75 "Десна" и С-75М "Волхов". Но в дальнейшем, при накоплении практического опыта стрельб в конкретных условиях театра военных действий, были выработаны принципиально новые решения. Например, была введена схема "ложного пуска" ракеты.
Работа велась как в Союзе, так и непосредственно во Вьетнаме, где с 1967 года находилась научно-исследовательская группа (из представителей заказывающего управления МО, НИИ, полигона ПВО и КБ промышленности). Она не только анализировала результаты стрельб и конкретные условия, но и проводила оперативные эксперименты по обоснованию некоторых технических решений, например по повышению помехоустойчивости ракетного радиоканала, по выбору варианта новой боевой части ракеты.
О боевой части можно сказать следующее. Летчики тактических ударных американских самолетов, получив на разведприемник сигнал пуска ракеты, совершали энергичные противоракетные маневры, что ухудшало условия функционирования ее боевого снаряжения (радиовзрыватель - боевая часть). Как показывали расчеты, при встрече ракеты с целью на курсовых углах более 55о уязвимые агрегаты самолета потоком поражающих элементов (осколков) боевой части практически не накрывались. Надо было расширить угол разлета осколков, сохранив при этом достаточную плотность потока. Но для этого надо было уменьшить размеры (массу) осколков. Чтобы решить, до какого предела, пришлось обстрелять специальными метательными снарядами с осколками разных масс остатки сбитых самолетов и выбрать оптимальную массу осколка. Новая боевая часть с более широким углом разлета осколков была срочно изготовлена, ракеты переснаряжены. Вероятность поражения маневрирующих целей возросла.
Анализируя неудачные стрельбы в декабре 1967 года, когда после пуска многие ракеты не брались на управление и падали, наши специалисты пришли к выводу, что причиной может быть только радиопомеха на частоте ракетного канала. Да и пленные летчики показали, что в конце ноября - начале декабря 1967 года на ударные самолеты была установлена аппаратура радиопомех, по их выражению, "против обнаружения и против ракеты, когда она взлетает". Сразу же после этого, с разрешения командования ЗРВ, на одном из комплексов во время налетов (комплекс при этом не стрелял) наши конструкторы проанализировали помеховую обстановку по экранам станции наведения ракет (СНР) и приборам и осуществили отстройку от частоты помехи. По результатам этого эксперимента в КБ в Москве была срочно выполнена опытно-конструкторская разработка, подготовлены техническая документация и детали для доводки аппаратуры.
Не раскрывая суть всех конструкторских работ, отметим, что в целом они позволили расширить зону поражения ЗРК (снизить нижнюю границу), обеспечить функционирование комплекса в условиях интенсивных радиопомех, сократить время выхода на режим готовности, освоить стрельбу в режиме "пассивного приема" (сопровождение цели по сигналу помехи от нее). Последнее имело исключительно важное значение, так как позволило вести стрельбу, не опасаясь ударов по СНР самонаводящимися на радиоизлучение снарядами.
Далее, в СНР была введена схема "ложного пуска", о которой упоминалось выше, - включение передатчика радиокоманд управления ракетой без пуска ракеты, что вводило летчиков в заблуждение. Приняв такой сигнал - "как бы пуск ракеты" - на свой разведприемник, летчики тактических самолетов сразу совершали противоракетные маневры, и по этому признаку их отличали на экранах СНР от тяжелых стратегических, которые резких маневров делать не могут. Включение "ложного пуска" во время взаимодействия с истребительной авиацией заставляло противника совершать вынужденные маневры и тем самым ухудшать свои позиции в бою.
Всего по ЗРК "Двина" было выполнено шесть опытно-конструкторских разработок с практическими испытаниями на полигоне. Подготовленные по ним техническая документация, комплекты деталей, необходимая оснастка по мере готовности отправлялись во Вьетнам, где с середины 1967 года были начаты доработки комплексов. Их выполняли подготовленные в Союзе три бригады специалистов промышленности.
Подлежащие доработке СНР снимались с позиций и перевозились в места расположения бригад, а при наличии подменных блоков (доработанных на заводе) работы выполнялись непосредственно на огневых позициях.
Выше отмечалось, что к концу 1967 года боевые возможности ЗРК "Двина" резко снизились. По докладу командующего ПВО и ВВС старшего полковника Ле Ван Чи, на один сбитый самолет в среднем по ЗРВ расходовалось по 9-10 ракет. А вот что дала модернизация ЗРК: в 1972 году было проведено 1155 стрельб. При общем расходе 2059 ракет сбита 421 цель, то есть средний расход - 4,9 ракеты на цель. При этом надо отметить, что более 90% стрельб проводилось в сложных условиях (активные и пассивные помехи, противоракетные маневры, применение самонаводящихся на радиоизлучение снарядов, выделение нарядов самолетов специально для подавления ЗРК фугасными и шариковыми бомбами), в которых недоработанные комплексы практически не могли бы выполнить задачу. Возрос, конечно, и боевой опыт расчетов ЗРК. Особо надо отметить высокое мастерство операторов станций наведения ракет при ведении стрельбы в сложной помеховой обстановке.
В декабре 1972 года американцы, как никогда ранее, интенсивно бомбили Северный Вьетнам, пытаясь оказать силовое давление на правительство ДРВ на парижских переговорах. Но просчитались, потерпев сокрушительное поражение в небе над Ханоем. И, как отмечалось в начале статьи, это поражение вынудило США 27 января 1973 года подписать соглашение о прекращении боевых действий.
Боевые расчеты ЗРК проявили героизм и высокое мастерство. В этом есть большая заслуга и советских военных специалистов при частях ЗРВ Вьетнама, всех советских ракетчиков - как военных, так и работников конструкторских бюро и заводов, - принимавших непосредственное участие в обеспечении войск ПВО Вьетнама зенитно-ракетным вооружением, оказывавшим постоянную помощь вьетнамским воинам.
Столкнувшись с мощными средствами ПВО противника, опирающимся на ЗРК, а также с появлением в небе Вьетнама новейших МиГ-21, американцы к концу 60-х годов, по сути, свернули воздушные налеты. Поскольку потери ВВС США стали абсолютно катастрофическими. Всего за годы Вьетнамской войны ВВС и ВМС США потеряли 3374 самолета. Также было уничтожено более 300 самолетов, находившихся на вооружении ВВС Южного Вьетнама.
Авиация Северного Вьетнама потеряла около 150 самолетов МиГ — как советского, так и китайского производства. Но эта цифра не учитывает небоевые потери из-за аварий по различным причинам.
Примерная статистика по вкладу ПВО и истребительной авиации в разгром американской воздушной армады такова:
— истребительная авиация сбила 305 американских самолетов (9%);
— ЗРК — 1046 (31%);
— зенитная артиллерия — 2024 (60%).
За время войны Советский Союз поставил во Вьетнам 95 ЗРК С-75 различных модификаций и 7658 ракет к ним. К концу войны были израсходованы, а также потеряны в боях или оказались неисправными 6806 ракет.
Таким образом, на каждый сбитый самолет пришлось 6,5 ракет. Учитывая, что боевых пусков было 3228, то этот показатель еще выше — 3,1 ракеты на сбитый самолет.