Современное, вновь возрождённое православие, базируется сугубо на библейских сюжетах, рассказывающих нам историю еврейского народа. На иконах изображены исключительно христианские мученики и борцы за веру. Стены храмов расписаны ликами святых и сценами распятия. Грех и раскаяние – суть христианской нравственности.
Казалось бы, такую картину мы должны наблюдать на протяжении всего тысячелетия со времени Крещения Руси. Однако, это совсем не так.
Вплоть до 17-го столетия Храмы украшались чудными цветами, райскими птицами и диковинными животными. В церквях царила атмосфера «языческого» восприятия мира. До сих пор эту красоту можно увидеть во многих церквях. Хотя большая часть так и скрыта под штукатуркой.
Секреты Кремлёвских соборов
Всё стало меняться после падения Византии. 1453 год стал поворотным для русской веры. Когда турки взяли Константинополь, вся знать стала разбегаться в разные стороны. Основная масса, конечно же, перебралась в московские земли и начала постепенно создавать духовный центр византийского толка. Для этого периода характерно странное переплетение античных сюжетов с библейскими. Обычно их называют алхимическими.
Особенно много таких замысловатых картин в Соборах Кремля. Для историков – это очередная загадка. Мы ведь знаем, что христианская церковь преследовала язычество. Поэтому вызывают некоторое недоумение изображения ветхозаветных пророков и философов.
Обычно такие таинственные композиции помещались в нижней части кремлёвских храмовых дверей. Видимо, мастера скрывали то, что ещё не совсем запрещалось, но уже и не приветствовалось. Тут размещали фигуры в причудливых костюмах и шапках. И лишь благодаря сопутствующим надписям, можно понять кто это.
Здесь видим Гомера, Эврипида, Платона, Менандра и Плутарха. И возле каждого лица приведены цитаты из его произведения. То есть, античные мудрецы не только были хорошо известны на Руси, но и почитались как древние пророки. Этот факт неудобен, так как намекает, что христианство в том виде, как мы его сейчас знаем, возникло сравнительно недавно. А это значит, привычная хронология не совсем верна.
Процесс "огненного золочения"
Так что же, всё-таки, хотели передать нам безымянные мастера в своих замысловатых сюжетах? Очевидно, это аллегории, благодаря которым были зашифровывали некие тайные знания. В средневековье к таковым относили астрологию и алхимию, которая вызывала подозрение ц духовенства. Именно поэтому, секреты приходилось передавать изустно или зашифровывать под христианское благочестие.
Интересен сюжет из Успенского Собора Кремля, где над гробом с мёртвым телом стоят Платон и Аполлон. Из пояснительной надписи мы узнаём, что Аполлон не бог, а скелет в гробу тот же самый Платон... И сверху на всё это взирает Бог-Отец.
Любопытно, что подобная символика часто встречается на иллюстрациях к алхимическим книгам, где таким образом представляли одну из стадий "великого дела" ( изготовление золота или необходимого для этого "философского камня"). Мёртвое тело и отдельные его части - один из излюбленных мотивов алхимиков.
Также, по средневековым представлениям, каждому металлу соответствует определённое небесное светило. В свете этих воззрений ипостаси Солнца и Аполлона - символы золота. Если же учесть, что в процессе "огненного золочения" воссоздаётся золото из непохожего на него вещества, имеются основания видеть в этой композиции аллегорию той секретной технологии, с помощью которой украшены золочёные двери.
В данном случае вещество названо Платоном. Удивительно, но планета Плутон в астрологии олицетворяет смерть, трансформацию, перерождение. Поэтому мы наблюдаем воскрешение из гроба.
Часто вместо Платона указывали других мудрецов. Ими были египетский бог Тот и греческий Гермес Трисмегист. Называли также Аристотеля и Пифагора. К тому же, всем им приписывалось непорочное рождение.
Таким образом, христианство просто напросто позаимствовало языческую символику, но придало ей библейский смысл. Тайные знания назвали ересью и преследовались как западным духовенством, так и восточным.