Русские Вести

Новые археологические исследования в Московском Кремле


Археологические исследования на месте демонтированного 14-го корпуса Московского Кремля, начатые Институтом археологии в декабре 2015 г. , приблизились к своему завершающему этапу. Одной из главных задач, стоявших перед археологами, было изучение центральной части Чудова монастыря, основанного митрополитом Алексием, согласно летописи, в восточной части Кремля в 1365 г., и древнейших культурных напластований на этом участке города. Изучение топографической документации и исторических планов Кремля показало, что главная и древнейшая постройка монастырского комплекса, собор Чуда Архангела Михаила, целиком находится под основанием здания 1932 г., сооружение которого сопровождалось закладкой глубоких фундаментов и устройством подвальных помещений. Для поиска остатков средневековых построек и культурных отложений было принято необычное в археологической практике решение – провести раскопки в подвалах 14-го корпуса, фундаменты которого, как оказалось, частично сложены из строительных материалов XVI-XVIII вв., оставшихся в Кремле после сноса монастырей.

В подвалах вскрыта площадь около 500 кв. м. (фото 6). Здесь археологов ждали неожиданные открытия. Установлено, что при строительстве 14-го корпуса верхняя толща культурного слоя была срезана на глубину примерно 3,5 м вместе с частью фундаментов соборов и других монастырских построек. Однако древнейшие отложения и часть погребений монастырского некрополя имеют хорошую сохранность. Непосредственно под бетонной стяжкой пола подвалов залегают непотревоженные культурные напластования второй половины XII - XIV в., в которых хорошо прослеживается горизонт первоначального заселения восточной части кремлевского холма, прослойка пожара середины XIII в. (Батыев разгром Москвы?) и строительный горизонт 1365 г. - прослойка извести и белокаменной крошки, связанная с сооружением первого собора митрополитом Алексием. Выявлены и отдельные участки с культурным слоем более раннего времени, содержащим так называемую «сетчатую керамику» (фото 7), изготовлявшуюся финским населением Москворецкого бассейна в I тыс. до н.э., задолго до прихода на Кремлевский холм славян и начала средневековой городской жизни. Стратиграфия культурных отложений имеет уникальную сохранность (фото 5) и впервые позволяет детально проследить этапы освоения восточной части Кремлевского холма, динамику жизни ранней Москвы. Ожидается, что в ближайшем будущем, с помощью специалистов по радиоуглеродному датированию, почвоведов, геохимиков мы сможем точнее датировать отдельные прослойки и определить их происхождение.

По историческим источникам известно, что собор Чуда Архангела Михаила дважды перестраивался, новые постройки возводились в 1438 г. и 1501-1503 гг. Центральная часть собора осталась не затронута раскопками 2016 г.: очевидно, она уничтожена строительными работами 1932 г. Однако в подвалах вскрыты и расчищены части фундаментов притворов собора, сложенные с применением тесаного белого камня, и фрагменты фундаментов других монастырских построек (трапезная, галереи, связывавшие главный храм с трапезной?), которые предварительно датированы XV-XVI вв. (фото 4, 13, 14). При сооружении их использовались камни от древнейшего собора, разобранного в 1430-е гг. Найдены также фрагменты терракотовых рельефов, украшавших собор Чуда Архангела Михаила, постройку 1503 г., сменившую более ранние церкви. Остатки собора начала XVI в. и надгробия монастырского некрополя были использованы для устройства мощных фундаментов под колоннами, поддерживавших перекрытие подвалов 14-го корпуса. Возможно, с первоначальным монастырским строительством связаны остатки деревянных конструкций, датированных радиоуглеродным методом в лаборатории ИИМК РАН: 1310-1430 гг.

К древнейшему периоду городской жизни Москвы, предшествовавшему основанию монастыря, относятся канавки от частоколов, разделявших городские дворовладения, и четырехугольные котлованы подполий, углубленные в землю на полтора-два метра (фото 1). Это погреба больших наземных построек, которые находились под полом и служили для хранения припасов. Традиция устройства таких подполий - южная, поднепровская, но она получила распространение в городах Владимиро-Суздальской земли, а позднее - в Москве. На исследованном участке зафиксированы остатки 6 подполий, относящиеся ко второй половине XII - XIII в. Они свидетельствуют о существовании в этой части Кремля плотной городской застройки, сложившейся не позднее конца XII в. Из культурного слоя домонастырского времени происходит несколько сот находок, среди которых украшения и предметы повседневного обихода, ножи, ключи (фото 9), замки, более 200 обломков стеклянных браслетов (фото 12), стиль для письма, книжные застежки (фото 10). Наиболее ранняя радиоуглеродная дата, полученная по образцам органики из нижних горизонтов культурного слоя, - 1215-1280 гг.

Уникальная находка – каменная формочка для отливки металлических грузиков, на которой процарапаны около полутора десятков букв, часть из них – в зеркальном начертании (фото 8). Четыре буквы прочитываются как «РИЯН», но в целом надпись не читается. Традиция подписывать литейные формы существовала среди ювелиров, но находки таких форм в древнерусских городах немногочисленны. Очевидно, мастер, использовавший литейную форму, найденную в Кремле, пытался процарапать на ней свое имя. Формочка из раскопок в Кремле, происходящая из культурного слоя конца XII – начала XIII в., несет на себе древнейшую известную науке надпись (хотя и нечитаемую), сделанную в Москве, и представляет собой первое свидетельство появления письменности на Кремлевском холме.

В результате раскопок исследовано около 100 погребений монастырского некрополя XV-XVII вв. (фото 15), в том числе несколько погребений в белокаменный саркофагах с полукруглыми изголовьями. Некрополь занимал всю центральную часть монастыря, здесь совершались захоронения не только монахов, но и светской аристократии, представителей известнейших боярских родов. К сожалению, над погребениями нет надгробий с надписями, по которым археологи могли бы идентифицировать погребенных. Единственное такое надгробие найдено в фундаменте одной из колонн 1932 г. и сохранилось фрагментарно (фото 2), но надпись на камне дает представление о круге лиц, находивших свое упокоение в Чудове. Это надгробие Василия Глебовича Салтыкова, погибшего, как написано на камне, «В Немецкой земле под Паидой». Взятие русскими войсками в 1573 г. крепости Пайда , при штурме которой был убит Малюта Скуратов, – одно из известнейших событий Ливонской войны. Василий Салтыков упомянут в одном из синодиков с именами погибших в этой кампании.

Изучение средневековых древностей, чудом уцелевших под подвалами 14-го корпуса Кремля, потребовало большого напряжения сил археологов и нестандартных исследовательских решений. Раскопки дали возможность документировать и сохранить драгоценное историческое наследие Кремля. В ближайшее время предполагается завершить раскопки и разработать проект музеефикации археологических объектов и архитектурных остатков, открытых специалистами ИА РАН.

Н.А.Макаров, А.В.Энговатова, В.Ю.Коваль


1. Стратиграфический разрез заглубленной постройки домонгольского времени.


2. Фрагмент белокаменного надгробия боярина Василия Глебовича Салтыкова, погибшего в ходе Ливонской войны.


3. Белокаменный саркофаг с резной крышкой, XIV век.


4. Остатки фундамента XVI-XVII вв. В кладке видны камни от древнейшего собора.


5. Стратиграфический разрез. Видна прослойка пожара середины XIII века.


6. Рабочий момент.


7. Фрагмент керамического сосуда I тыс. до н.э.


8. Каменная литейная форма с надписью.


9. Ключ.

10. Книжная застежка из слоя XIV века.


11. Нательный крест.

 

12. Обломки стеклянных браслетов.


13. Остатки фундамента XV века.


14. Остатки фундамента XVI века.


15. Погребение XVI века. Сохранились остатки деревянного гроба

Источник: www.archaeolog.ru