Война для Надежды началась, когда ей было всего 13. На счету героической девочки десятки смелых диверсий. Нацисты казнили ее дважды, но лишить жизни и веры в победу так и не смогли.
В партизанском отряде
Надя Богданова попала к партизанам в начале войны. Белорусский детский дом, в котором она жила, эвакуировали в город Фрунзе, и на одной из станций сирота сошла с поезда с твердым решением пойти на фронт. Так хрупкую маленькую девочку, которой было всего 13, приняли в партизанский отряд 2-й белорусской бригады.
Надя не только не стала обузой для мстителей, но и сумела добиться уважения и доверия взрослых солдат. Прикидываясь нищенкой, она бродила по занятым врагом деревням, запоминая и подмечая каждую мелочь, а после возвращалась к своим с ценнейшими разведданными.
Флаги в Витебске
На праздник Октябрьской революции партизанский отряд запланировал диверсию: в оккупированном немцами Витебске развесить советские флаги. Это должно было поднять боевой дух местных жителей и послужить призывом встать на борьбу с врагом. Поручили задачу Наде Богдановой и двенадцатилетнему Ване Звонцову — дети не привлекут внимание нацистов.
Ранним утром 6 ноября 41-го одетые в лохмотья Надя и Ваня, не вызвав подозрения гитлеровцев, вошли в Витебск. Дети везли санки, в которые партизаны уложили метлы — их юные разведчики должны были продавать для отвода глаз. В основание трех метел под прутьями спрятали заветные красные полотнища.
Весь день дети бродили по городу, а с наступлением темноты принялись за работу. К рассвету 7 ноября три флага развевались на здании железнодорожного вокзала, ремесленного училища и заброшенной папиросной фабрики.
Надя и Ваня уже покидали город, когда их догнали и обыскали нацисты. Нашли папиросы — их юные диверсанты прихватили для партизан — и обо всем догадались.
После допроса детей приказали расстрелять.
Вместе с пленными красноармейцами их вывели за город и построили у рва. Дети плакали и держались за руки, когда немцы открыли огонь.
Так погибли Ваня Звонцов и около десятка пленных солдат. А Надя, от испуга потерявшая сознание за мгновение до выстрела, чудом осталась жива.
Вернувшись к партизанам, девочка попросила научить ее стрелять и бросать гранаты.
Последняя диверсия
В феврале 1943-го Наде Богдановой поручили подорвать мост через озеро Карасево. Девочка заминировала переправу и уже возвращалась в отряд, когда ее остановили полицаи.
Маленькую партизанку обыскали, и в ее котомке нашли крошки взрывчатки. В этот момент взорвался мост — долго искать виновных не пришлось.
Озверевшие нацисты привели Надю в штаб. Они издевались над девочкой на допросе — обливали ее ледяной водой на морозе, бросали на раскаленные угли, выжгли на спине звезду. Несмотря на нечеловеческие пытки, выдержать которые сможет не каждый взрослый, Надя не выдала своих.
Ее изуродованное тело мучители выбросили в канаву.
Закопать партизанку приказали местным жителям, которые и обнаружили, что она жива! Это удивительно, но пережившая настоящий ад героическая девочка, все еще дышала.
Долгое время Надю выхаживали местные жители. К партизанам она больше не вернулась.
Возвращение
Наступил День Победы, но мир без войны Надя увидела не сразу. После нацистских пыток она потеряла зрение. Не один год она провела в больницах, прежде чем снова стала видеть.
Надежда обосновалась в Витебске, устроилась работать на завод. Завела семью, родила детей.
О своем героическом прошлом Надя молчала. Ее подвиги так и остались бы неизвестными, если бы не случай.
Спустя 15 лет после войны Надежда Кравцова — фамилия мужа — услышала по радио голос Ферапонта Слесаренко, начальника разведки 6-го партизанского отряда. Фронтовик рассказывал о войне и о тех, кто не дождался победы. Упомянул он и Надю, которая в свое время спасла ему жизнь. Тогда-то героиня и решила дать о себе знать.
Надежду Александровну Богданову наградили орденом Красного Знамени и орденом Отечественной войны I степени.
Она вырастила четверых детей и так и прожила всю жизнь в городе, который защищала.