Русские Вести

Немыслимый план Третьей мировой: британцы хотели вооружить пленных эсесовцев


Весной 1945 года мир оказался на гране начала Третьей мировой войны. Премьер-министр Великобритании принял план операции «Немыслимое», согласно которому Великобритания и США 1 июля 45-го должны были нанести внезапный удар по советским войскам.

О всех подробностях тайного сговора союзников Сталина по антигитлеровской коалиции телеканалу «Звезда» рассказал Чрезвычайный и Полномочный посол СССР, бывший советник Громыко Ростислав Александрович Сергеев: «У Черчилля весной 1945 года возник страх. Он понял к этому времени, что победу в войне с Гитлером одержит Сталин. И испугался того, что советские войска пойдут дальше, завоевывать Европу. Но в действительности, ничего подобного в планы Советского Союза не входило».

На этой фотографии – титульный лист того самого плана. Этот документ с грифом «Совершенно секретно» и есть план операции «Немыслимое». На последнем листе стоит дата - 22 мая 1945 года.


 
«Этот план был настолько засекречен, что ни контразведка, ни дипломатические источники не смогли о нем ничего разведать. Сам же Черчилль даже спустя 9 лет после окончания войны ни обмолвился о нем ни словом в своей книге «Вторая мировая война», - говорит ветеран дипломатической службы Сергеев.

Немыслимый план Черчилля предполагал, что 1 июля 1945 года 47 британских дивизий должны были вторгнуться в советскую зону оккупации Германии, занять при поддержке танков Дрезден, Берлин и Бреслау, ворваться в Польшу. Британцы собирались уничтожить авиацию СССР, блокировать Балтику с моря и организовать диверсии в советском тылу. Планировали задействовать пленных немцев - сформировать из солдат СС и вермахта 10-12 дивизий и перебросить на фронт: «Они будут рады воевать против большевиков», - это цитата из плана операции «Немыслимое».


 
Войну против СССР планировалось завершить к 1 января 1946 года – то есть «на все про все» отводилось всего 5 месяцев. С новым 1946 годом Сталина планировалось поздравить в Москве, за столом переговоров о заключении мира.

«Главной задачей Черчилля в 1945 году было уговорить американцев на участие в этой подлой операции, а по сути – в авантюре. Никакие угрызения совести английского премьера, судя по всему не мучили. Начиная с 1941 года, он был союзником СССР «поневоле». Договариваться об открытии Второго фронта Черчилль начал исключительно из страха того, что немецкие войска оккупируют Великобританию. Когда же наши войска в конце войны подошли к Берлину, он решил, что никакие союзнические обязательства его больше не сдерживают», - утверждает Ростислав Сергеев.


Три «дипломатических» ошибки на военном фронте


6 мая 1945 года 16-я бронетанковая дивизия Третьей армии США, которой командовал генерал Джордж Паттон, грубо нарушила Ялтинские договоренности с СССР, захватив город Пльзень, находящийся в центре советской оккупационной зоны. Целью американцев, скорее всего, являлся комплекс заводов «Шкода» - там хранились чертежи бюро Ганса Каммлера, обергруппенфюрера СС, ответственного за программу нацистского чудо-оружия. Спустя шесть дней - 12 мая в Пльзень вошла Красная армия, но офицеры Паттона отказались передать русским контроль над городом. И только открытая угроза одного из командиров советского спецназа, капитана Евгения Олесинского, который то ли случайно, то ли нет, пообещал «выбросить американцев штыками», заставила американцев повернуть назад – на запад.

«Черчилль в это время убеждал нового президента США Трумена, который сменил на этом посту Рузвельта, не допустить взятия советскими войсками Берлина и Праги - любой ценой», - говорит дипломат.


 
22 мая 1945 года, как раз в тот день, когда в Лондоне утверждали план «Немыслимое», солдаты 13-го британского корпуса начали занимать кварталы Триеста, в которых находились прокоммунистические отряды югославов под руководством Броз Тито. Это уже был прямой вызов СССР, ведь Сталин пообещал «оказать Югославии любую поддержку». Не приняв бой, югославы отступили, тем самым, возможно, предотвратив начало Третьей мировой войны.

«Возьмем знаменитую встречу на Эльбе 25 апреля 1945 года, - ведь она тоже из той же самой цепочки, так сказать, «дипломатических» ошибок на военном фронте. Смотрите: согласно Ялтинским соглашениям, американские войска обязаны были остановиться за несколько сотен километров от того места, где встретились с солдатами Красной Армии. Ну, побратались, пофотографировались, и, как говорится: «Гуд бай, Америка!» По поводу Эльбы союзники нам говорили: «А вы Вену должны оставить. Ну, мы и оставили, правда, уже после переговоров в Потсдаме», - вспоминает Ростислав Александрович.


Красная армия всех сильней!

Английские военные, составляя план операции «Немыслимое», несомненно, прекрасно помнили о том, что скоро в Англии пройдут выборы, которые Черчилль может и проиграть. Поэтому не торопились потакать «весеннему обострению» отношений Великобритании и СССР. Была у военных и еще одна причина сделать план не только «немыслимым», но и «невыполнимым», - заканчивалась война, многие мечтали о мире, поэтому Комитет начальников штабов Британии заверил Черчилля, что блицкрига не получится - это будет затяжная война. «Русские займут Норвегию, Грецию и, возможно, Турцию с Ираком… перед ними окажутся беззащитными Голландия и Франция», - говорилось в секретном документе, который они положили на стол своего премьер-министра.

«Огромную роль в этой истории сыграло и дипломатическое ведомство Советского Союза. В США тогда трудился на посту посла Андрей Громыко, в Великобритании - Иван Майский. Турцию от похода на Россию отговаривал Сергей Виноградов, в Токио, как мог, сдерживал милитаристские настроения Яков Малик. Неспроста каждый из них после окончания Великой Отечественной войны получил по Ордену Ленина. Весь мир в 45-ом «аплодировал» советским войскам, не остановившимся на своей границе, а ценой огромных человеческих потерь, освобождавшим Европу», - говорит бывший помощник А.Громыко.

К идее внезапного нападения на Советский Союз прохладно отнеслись и американские военные. Они предупредили свое руководство о том, что Сталин может в ответ на нападение заключить военный союз с Японией, что непременно закончится страшным кровопролитием. Вновь избранному президенту Трумену это было совсем ни к чему.


 
«Хорошо, раз вы так считаете, что они должны нам помочь с Японией, пусть помогают, но мы с ними на этом кончаем дружбу», - ответил своим военным Трумэн.

Предотвращение Третьей мировой войны, спланированной Черчиллем весной 1945 года, несомненно, заслуга советских солдат, ценой неимоверных усилий взявших Берлин. Блестящее выполнение плана Жукова о штурме немецкой столицы, поставило жирную точку на аморальном плане Черчилля. Великая Победа в войне с фашистской Германией, закончившаяся полной и безоговорочной капитуляцией войск вермахта, несомненно, охладила пыл британского премьера. Операция «Немыслимое» вполне оправдала свое название.

Источник: