Собаки предварили появление в космосе человека. Всего в экспериментах участвовала 41 собака, но самые известные из них — Белка и Стрелка.
В августе 1960 года диктор советских новостей объявил о новой эре в освоении космоса: «Был осуществлён успешный запуск космического корабля. В его кабине, оборудованной всем необходимым для будущего полёта человека, находились известные всему миру собаки — Стрелка и Белка».
Люди всегда стремились «к далёким мирам Вселенной», как мечтал конструктор Сергей Павлович Королёв. Полёт человека готовили много лет. После удачного запуска спутника в 1957 году Королёв встретился с Хрущёвым, и тот в полном восторге от наступления новой космической эры попросил Королёва сделать что-нибудь «к празднику» — к 40-летию Октябрьской революции. Королёв предложил запустить в космос собаку. Это был новый шаг в освоении космоса — до сих пор животные летали только в стратосферу.
Собака должна быть некрупной, не больше 6-7 кг, неприхотливой, выносливой, достаточно молодой, чтобы выдерживать нагрузки. В космос предпочли послать самок — для них легче было создать скафандр с космическим «туалетом». Звери должны были быть светлой масти: во всех ракетах были установлены телекамеры, которые вживую передавали изображение из кабины, и белую собаку было лучше видно на телеэкране. Животных надо было отобрать спокойных, а так как лететь они должны были в паре — ещё и смотреть, кто с кем лучше всего ладит. Под кожу им были введены электроды — для контроля работы сердца. Собак, как людей-космонавтов, тренировали на вибростендах, крутили на центрифугах, приучали к изоляции. Но были и чисто собачьи тренировки: животные должны, не боясь, заходить в настоящий ракетный контейнер, питаться из специальных автоматических кормушек, спокойно и долго находиться в очень маленьких клетках.
Наконец, из всех «подобранцев» выбрали самых обучаемых и спокойных. Сначала их запускали в ракете в стратосферу, на высоту 100-150 км, а потом и до 400 км. Первые собаки находились в стратосфере 15 минут, вернулись на землю в контейнере — и его тут же окружили медики и конструкторы: «Живы! Живы! Лают». Некоторых собак после полета забирали к себе ракетчики, академики, лаборанты. Не все полёты проходили гладко. Есть история, как один пёс сбежал прямо перед запуском, и замену ему нашли на улице возле столовой. Назвали собаку ЗИБ — Замена Исчезнувшему Бобику. ЗИБ не проходил никакого обучения — просто гулял пёс по улице, потом слетал в стратосферу и благополучно вернулся.
Когда Юрий Гагарин был только зачислен в группу кандидатов в космонавты, и проходил подготовку, собаки-космонавты уже совершали первые полёты.
Первой на орбиту попала Лайка. Её отправили, точно зная, что ракета не вернётся. Вторыми улетели Лисичка и Чайка, но запуск оказался неудачным, поэтому в газетах о нём вообще не сообщали. А вот следующими полетели Белка и Стрелка — две дворняжки, одна с чёрными пятнами, другая белая. Белка была весёлой, а Стрелка самой умной из подопытных собак. Кроме них на корабле «Восток» был ещё целый зоосад, в числе прочего — две крысы, белые и чёрные мыши, мухи-дрозофилы, растения, грибы, семена. Рассказывают, что Сергей Павлович Королёв перед полётом лично знакомился с мышами.
Собака Лайка в герметической капсуле внутри «Спутника-2″
Эти первые космонавты находились в космосе 25 часов, сделали 17 витков вокруг Земли и вернулись героями. Белка и Стрелка плохо отреагировали на невесомость: были вялыми, не понимали, как себя вести, но потом привыкли. Дважды за полёт собаки поели из автокормушки специальное желе, в котором была и еда, и вода. Из ракеты постоянно шла телетрансляция, так что за собаками можно было наблюдать. На четвёртом витке вокруг Земли Белка заволновалась, ей стало плохо. Поэтому решили, что человека в космос запустят для начала только на один виток. Лишь через много лет, когда информацию о самочувствии Белки во время полёта открыли для всех, стало понятно, что та — первая жертва «космической болезни», «синдрома космической адаптации», схожего с морской болезнью. Вестибулярный аппарат должен адаптироваться к невесомости, и космонавты испытывают дискомфорт — от слабого до очень сильного, причём заранее невозможно предсказать, какая будет реакция. Стрелка от «космической болезни» не страдала.
Катапультируемый контейнер Белки и Стрелки сегодня хранится в мемориальном музее
Через 25 часов после запуска контейнер с животными благополучно приземлился. ТАСС объявило: «Все подопытные животные, в том числе собаки ''Стрелка» и ''Белка», после полёта и приземления чувствуют себя хорошо» (именно так, в кавычках, были написаны клички животных в официальном сообщении).
Легенда гласит, что сначала собак назвали Маркиза и Альбина, но потом решили, что у советских космонавтов должны быть русские имена.
«Спутник-5″, на котором летали Белка и Стрелка, был первым космическим кораблём, вернувшим живых существ из орбитального полёта. Их сразу назвали «космическими собаками». На пресс-конференциях они вели себя прекрасно, улыбались, как умеют только дворняжки. Их возили на встречи с публикой, а для встреч с поклонниками сшили специальные костюмы — красный и зелёный, правда, не для того, чтобы люди умилялись, глядя на «космонавтов», а чтобы скрыть шрамы от вживлённых электродов.
И, конечно, собаки сыграли свою роль в большой политике. Как-то на официальном обеде, на саммите в Вене, Жаклин Кеннеди сидела рядом с Хрущёвым и, когда закончились темы для разговоров, спросила, как поживают «космические собаки» Стрелка и Белка, есть ли у них щенки. Стрелка же после полёта дважды рожала здоровых щенков — и одну из её дочерей Никита Хрущев подарил семье президента Кеннеди. Возможно, не просто так, а в напоминание о том, что СССР в космической гонке всё-таки обогнал Америку. Так или иначе, когда Пушинка прибыла в Белый дом, её жизнь там началась с досмотра службы безопасности: американцы боялись, что на щенка нацепили микрофон для прослушки.
Пушинка была славной собакой, очень умной и обучаемой. Кеннеди вообще любили собак, а их вельш-терьер Чарли поучаствовал в продолжении рода «космических псов». Когда Пушинка ощенилась, Белый дом получил около 5000 писем с просьбой о щенках. Двух собак, действительно, отдали желающим, а ещё двоих — друзьям семьи Кеннеди, так что в мире до сих пор живут «космос-терьеры», потомки Стрелки.
Говорят, Юрий Гагарин однажды сказал:
«Не знаю, кто я: первый человек в космосе или последняя собака».
Шутка, конечно, но полёт человека в космос действительно был бы невозможен без собак-испытателей.
Факты
- Память о собаках-космонавтах постепенно возвращается: 11 апреля 2008 года в Москве на территории Института военной медицины был установлен памятник Лайке.
- Марки с изображением «космических» псов были разные: «Второй космический корабль-спутник», или «Уголёк и Beтерок в космосе» — она посвящена собакам, которые провели на орбите 22 дня для изучения невесомости.
- Корабли серии «Восток» испытывали тоже собаки — одна из них, Звёздочка, летала с манекеном по имени Иван Иванович. Через две недели в космос отправился Гагарин.