Русские Вести

Мёртвые вторглись в мир живых через сон


Египет – страна загадок и легенд, преданий и магии, бесчисленных гробниц и текстов, запечатленных в папирусных свитках. Именно там, в Египте, кроятся истоки современной культуры, религии и искусства. Оттуда в наш мир приходят образы древних царей и цариц, богов, всесильных мудрецов и безымянных красавиц. Неудивительно, что именно там были созданы первые сонники в истории человечества...

Для древних египтян пространство сна – это бесконечный океан, наполненный самыми разнообразными существами: это боги, умершие предки и другие спящие люди - с одной стороны, и злые духи, призраки и проклятые, не прошедшие загробный суд богов умершие, – с другой.

Во сне человеку, согласно древним текстам, открывались тайные и недостижимые области вселенной, во сне к нему являлись боги-защитники, сны оказывали самое действенное влияние на повседневную жизнь человека, несли информацию о будущем, направляли и предостерегали.

Контакты с сущностями из мира снов, зачастую непредсказуемые, если видящий сон не был к ним подготовлен, считались достаточно опасными: пространство сна напрямую было связано с силами ночи и временем, когда над миром не властны устоявшиеся законы дневного времени, а потому очень опасно и во многом непредсказуемо даже для богов.

По-древнеегипетски сон – ресут ; это слово происходит от корня рес , имеющего значение «просыпаться», «вставать», ведь египтяне представляли себе сны совершенно по другому: для них сон был особым состоянием сознания, в котором спящий «пробуждался» внутри пространства сна и видел то, что в нем происходит.

К моменту пробуждения в обычном мире, спящий «засыпал» в пространстве сна и, таким образом, возвращался в наше пространство бодрствования. Для египтян реальность, заключенная в пространстве сна, была ничуть не менее объективной и осязаемой, чем физическая реальность этого мира, а потому в высказывании «я видел это во сне» не было ни капли сомнений в реальности того, что удалось увидеть.

Сон мог быть хорошим или плохим, однако, в большинстве своем нейтральным по отношению к сновидцу. Ночные кошмары были совершенно особой категорией переживаний и связывались с негативным воздействием какого-либо существа, с которым сновидец сталкивается в пространстве сна, нежели с самим понятием сна и его реальности.

В самых отдаленных глубинах древности египтяне пытались войти в контакт с иным миром. Люди приходили в некрополь, к гробницам, приносили пищу мертвым и оставляли им «письма» с просьбами о помощи в том или ином деле. Эти «письма мертвым», начертанные на сосудах и керамических чашах, свидетельствует о вере в то, что умершие находятся в непосредственной близости от богов, могут выступать посредниками в насущных делах живых, призвать на помощь.

Просьбы, с которыми обращались в иной мир в таких «письмах мертвым», очень разнообразны: в основном, это мольбы об исцелении и даровании здорового потомства, требования прекратить ссоры или несчастья в доме, посодействовать в тяжбах и судебных делах или даже выполнить что-то по просьбе живого в загробном мире. Другим способом контакта с иным миром был сон: считалось, что спящий способен видеть умершего и, в свою очередь, умерший способен видеть спящего.

Во сне живой мог «проконтролировать», выполнил ли умерший просьбу, получив за это соответствующие жертвенные дары. Так, некий египтянин Мериртифи как-то написал в иной мир своей умершей возлюбленной супруге Небетотеф, напомнил ей о том, какими близкими были их отношения и попросил помочь ему избавиться от болезни; надеясь на исцеление, Мериртифи просит умершую явиться ему во сне – тогда утром она получит в знак благодарности жертвы.

Другой подобный текст, куда более содержательный, был обнаружен неподалеку от древнего города Абидоса: папирусный свиток, датированный XXI в. до н.э., был положен в погребение одного из родственников жреца Меру, который был похоронен через несколько лет после смерти самого Меру в его гробнице и, следовательно, должен был передать Меру послание.

Все персонажи, упомянутые в письме, изображены на стенах гробницы: сам жрец Меру, его сын Хени и их домашний слуга Сени. Автор письма, Хени, сам ставший жрецом, обращается к своему умершему отцу с просьбой помочь ему совладать с вредоносным духом давно умершего Сени, который приходит к нему во снах, беспокоит и


Духи загробного мира и царство Сокара. Книга "Амдуат" на стене
даже наносит увечья. Более всего Хени настаивает, чтобы его отец впредь помешал Сени следить за ним в пространстве сна.

Взгляд мертвого человека, направленный на сновидца из иной реальности, мог привести к самым ужасным результатам для здоровья и являлся египетской версией повсеместной распространенного поверья о «дурном глазе». Для борьбы со взглядом мертвого применялись специальные тексты, в которых шла речь о жертве, приносимой богу, для того чтобы он выступил в качестве защитника спящего, зачастую ребенка.

Такие тексты выписывались на папирусе, который затем сворачивали в трубочку и помещали в миниатюрный деревянный футляр, носившийся на шее в качестве профилактического средства борьбы с дурными воздействиями. Согласно сохранившимся древним текстам, способностью наносить вред взглядом были наделены боги, духи, живые люди, проклятые умершие, все змеи, сам великий змей Апоп – дух хаоса, обитающий в ином мире и пытающийся уничтожить бога солнца Ра.

Идея пронзающего, уничтожающего взгляда особенно хорошо показана в 108 главе знаменитой «Книги мертвых», где Апоп обращает свой взгляд на Ра, отчего даже останавливается плывущая по воде солнечная ладья. Бог Сетх, который здесь выступает как защитник солнечного божества, обращается к змею хаоса с требованием отвернуться: «...ты, смотрящий издалека, закрой глаз свой!».

Глаз змея Апопа , устремленный на солнце из глубин иного мира, мог нанести непоправимый вред божеству, точно так же, как «дурной глаз» умершего слуги Сени преследовал во сне жреца Хени.

Пространство сна открывается спящему вне зависимости от того, в какое время суток он уснул. В большинстве сохранившихся текстов время сна не указывается, однако представляется, что естественным образом большая часть сновидений происходила ночью.

Глухая полночь была той частью ночи, когда сознание считалось наиболее обостренным и готовым к восприятию видений, откровений и снов. По египетским представлениям, в это время солнечная ладья плыла по водам загробного мира; в самой глубокой тьме, которая напоминала собой тьму в которой был когда-то богами сотворен мир, в момент, когда наступала полная тишина, слышался голос бога-творца. В этот момент, можно услышать, увидеть и даже призвать нужное божество, будучи услышанным.

Обратной стороной к полночи являлся полдень, также совершенно особое время, когда врата между мирами вновь открывались и пространства взаимодействовали. Однажды царский сын Тутмос остановился отдохнуть после охоты у пирамид Гизы и уснул в полдень, т.е. в тот момент, когда по египетским представлениям солнце на несколько мгновений останавливает свое движение по небесам. Во этом сне ему привиделся Великий Сфинкс, одно из воплощений бога солнца, который попросил принца очистить его от наступающих песков пустыни и пообещал взамен престол Египта.

Проснувшись, царевич выполнил просьбу и вскоре стал фараоном. Повествует об этом текст каменной стелы, установленной в XV в. до н.э. по приказу воцарившегося Тутмоса IV между лап сфинкса. Впрочем, полдень также считался временем, когда магические ритуалы приобретают особенную эффективность, а потому столь же опасным для обычных людей, как и полночь. Для защиты от полуденных духов существовали особые заклинания.

Пространство сна было источником символических видений со скрытым значением, которые обыкновенному египтянину было необходимо истолковывать для того, чтобы понять их истинный смысл. До наших дней дошло несколько масштабных египетских книг-сонников; самый древний из них датируется XIII в. до н.э. – временем правления фараона Рамсеса II.

Уникальный свиток папируса был обнаружен в 1928 году вместе с другими магическими, административными, бытовыми и литературными текстами в местности Дейр эль-Мединэ, на западном берегу Нила напротив Луксора, в тайнике, сооруженном в массиве небольшой пирамиды, установленной над гробницей в некрополе мастеров, строивших гробницы фараонов в Долине царей.

Эти папирусные свитки были частью архива хорошо известного царского писца Кенхерхепешефа, очень образованного человека, которого царские мастера побаивались и очень уважали, так как писец, судя по слухам, частенько занимался колдовством.

Толкование снов в соннике Кенхерхепешефа строится в большинстве случаев на игре слов, мифологических эпизодах, опыте ритуальной практики и этических нормах эпохи. Текст очень большой и ориентирован на мужчину: мужские и женские сонники в Египте различались, но не значительно. Что особенно любопытно, текст содержит толкования некоторых снов очень близкие к


Сетх, побивающий демона-змея Апопа у носа Солнечной ладьи в ином
тем, что известны в русской традиции. Приведу отдельные фрагменты из перевода текста:
 

«Если человек видит себя во сне жующим листья лотоса, - хорошо, это значит что-то, чему он будет рад.
Если человек видит себя во сне стреляющим в цель, - хорошо, это значит, что-то хорошее произойдет с ним.
Если человек видит себя во сне смотрящим в окно, - хорошо, это значит, что призыв его будет услышан его богом.
Если человек видит себя во сне на крыше, - хорошо, это значит, что что-то будет найдено.

Если человек видит себя во сне с удлинившимися волосами, - хорошо, это значит что-то, от чего засияет лицо его.
Если человек видит себя во сне переправляющимся на лодке, - хорошо, это значит преодоление всех споров.
Если человек видит себя во сне убивающим быка, - хорошо, это значит, что его враги будут убиты.
Если человек видит себя во сне разрывающим свои одежды, - хорошо, это значит, что будет он освобожден от всего дурного.

Если человек видит себя во сне мертвым, - хорошо, это значит, что долгая жизнь перед ним.
Если человек видит себя во сне сидящим в саду под лучами солнца, - хорошо, это значит удовольствие.
Если человек видит себя во сне смотрящим на луну, когда сияет она, - хорошо, это значит милосердным будет к нему его бог.

Если человек видит себя во сне хоронящим пожилого человека, - хорошо, это значит процветание.
Если человек видит себя во сне погребенным заживо, - хорошо, это значит радостное процветание.
Если человек видит себя во сне пьющим теплое пиво, - плохо, это значит, что страдание прострется над ним.
Если человек видит себя во сне глядящим на свое лицо в зеркале, - плохо, это значит - другая жена.
Если человек видит себя во сне совокупляющимся с женщиной, - плохо, это значит печаль.

Если человек видит себя во сне укушенным собакой, - плохо, это значит, что он будет тронут магией.
Если человек видит себя во сне укушенным змеей, - плохо, это значит, что спор развернется против него.
Если человек видит себя во сне мечущимся в доме своем, - плохо, это значит, что будет он болен.
Если человек видит себя во сне уколотым колючим растением, - плохо, это значит произнесение лжи.
Если человек видит себя во сне смотрящим в глубокий колодец, - плохо, это значит, что его посадят в тюрьму.

Если человек видит себя во сне наполняющим горшки (?), - плохо, это значит, что будет он в боли.
Если человек видит во сне свои зубы, вывалившиеся перед ним, - плохо, это значит, что один из близких его умрет.
Если человек видит себя во сне закрывающим дом свой, - плохо, это значит отторжение.
Если человек видит себя во сне назначенным чиновником, - плохо, это значит, что смерть приближается и пребывает рядом.

Если человек видит себя во сне видящим небо с дождем, - плохо, это значит, что ссоры начнутся против него.
Если человек видит во сне горящий огонь, - плохо, это значит что будет уведен его сын или его брат.
Если человек видит себя во сне пьющим кровь, - плохо, это значит, что борьба грядет ему.
Если человек видит себя во сне тушащим огонь водой, - плохо, это значит, что имущество его закончится».

Особенно значимыми и редкими были сны, в которых перед спящим представали божества. Такой сон нес исполнение желаний, исцеление или какую-то важную информацию. Например, вельможе Джхутиэмхебу, жившему в Фивах в XIII в. до н.э. и уснувшему близ священной горы богини любви Хатхор, богиня не только явилась, но еще и удостоила редкой чести услышать свою речь и указала человеку на месторасположение его будущей гробницы, посоветовав не двигаться с того места, где он спал «когда была земля в молчании, в глубине ночи».

Сны, увиденные в священных местах, или же в помещениях храма всегда считались в Египте особенно значимыми. Древнеегипетская культура хорошо знала ритуалы инкубации, во время которых человек, желавший получить непосредственно от божества ответ на свой вопрос или же исцеление, проводил ночь в специальном месте, будь то храм, или же какая-то другая святыня.

Залогом успеха в ритуале была как святость избранного места, так и вера человека и его настойчивое желание войти в контакт с божеством. Местом инкубации чаще всего были храмы или же особые подземные «галереи сна» в некрополях, на стенах которых были найдены надписи, оставленные паломниками, благодарными за желанное явление божества во сне.

Если о многих ритуалах толкования добрых снов мы из-за редкости и сложности перевода сложных текстов только


Гиза. Фрагменты святилища "Сетепет" и "Стела сна" Тутмоса IV

догадываемся, то о способах изгнания ночных кошмаров, наоборот, известно довольно много. Впрочем, о них не упоминают стелы и мы знаем о них из папирусов с текстами молитв-оберегов или же косвенного материала: дурной сон или ужасы ночи ни в коем случае нельзя было увековечивать в камне; наоборот, их следовало разрушить и уничтожить при помощи магии и силы богов.
Самое раннее упоминание о том, как победить дурной сон, содержится в знаменитой частной библиотеке мага, погребенного под Рамессеумом и датируется XVIII в. до н.э. Папирус сильно поврежден, однако понятно, что в нем приведено заклинание против «всех дурных снов, зримых ночью».

Другие тексты упоминают милостивую богиню Исиду, которая повелевала чарами и могла защитить уснувшего, как свое собственное дитя. Исида призывает проснувшегося от дурного сна не двигаться, так как, вероятно, его причина может находиться все еще рядом и, что очень важно, не рассказывать о том, что же потревожило спящего, т.е. не воплощать сон в реальность при помощи слов. Исида, согласно тексту, вызывает огонь, уничтожающий злых духов и рассеивающий мрак. Дурной сон изымается, а на его место богиня помещает добрый.

В Лейденском музее хранится свиток, который называется «Книга избавления от кошмаров, приходящих, дабы рухнуть на человека в ночи». Любопытно, что кошмары представлялись некой массой, которая может «обрушиться» на человека, «подавить» его. Причина кошмара лежала за пределами мира живых, в областях, населенных духами и агрессивными умершими, которые касались человека во время его пребывания в пространстве сна. Наиболее важным было не дать кошмару посмотреть на спящего, заставить его отвернуться, и, следовательно, не наградить его «дурным глазом».

С другой стороны, демоны ночи, согласно другим текстам, например в «Заклинании для матери и ребенка», наоборот приходят иногда, отвернувшись, чтобы не быть узнанными; демон описывается как «тот, кто приходит в кромешной тьме, кто входит пресмыкаясь – его нос позади него, его лицо повергнуто назад». Защищая спящего, изгоняются и проклинаются все тела, формы и составляющие части демонической сущности.

Важным оружием против кошмаров ночи считался огонь. В уже приводившемся тексте папируса из Лейдена описывается охваченная огнем вселенная, в которой кошмарам нет места спасения и нет убежища.

Источником пламени выступают бог солнца Ра, бог Сиа, воплощающий собой мудрость богов и священные змеи, уничтожающие противников своим огненным дыханием и изрыгающие пламя. Глиняные статуэтки таких змей, соблюдая определенные ритуалы, следовало разместить в углах спальни – они уничтожали кошмар, не давали ему приблизиться к спящему.

Дополнительным средством защиты от дурных снов были магические изображения на подголовниках, фигурные ножки кроватей и их изножье. Несмотря на то, что надписи на этих предметах не упоминают напрямую ночные кошмары, речь явно идет именно о них, так как эти предметы предназначались, прежде всего, для сна.

Особенно популярными в этом контексте были изображения карлика Беса, изгоняющего злых духов, который, как уже упоминалось, был связан в Египте с ритуалами священного сна. Тексты, дополняющие изображения Беса и других вооруженных ножами, копьями и змеями духов-защитников на подголовниках, зачастую желают спящему добрых снов. Защитницей спящих также считалась богиня Нейт, расстреливающая ночные кошмары своими стрелами.

Сны, судя по немногочисленным и очень плохо сохранившимся текстам, могли видеть и боги. Стоит упомянуть и тот факт, что в Древнем Египте не существовало особого божества, ответственного за сон и пространство сна; этот удивительный мир, где взаимодействуют силы богов, живых и умерших людей был во многом непознаваем и бесконечен. У мира сна нет пределов как и у океана, из которого поднялись боги, сотворившие мир и даровавшие людям магию и интуицию, чтобы они защищались от пространства ночи.

Виктор Солкин
Президент Ассоциации по изучению Древнего Египта «МААТ», Москва

Источник: www.pravda.ru