Русские Вести

Мечта полярника


60 лет назад спущен на воду первый в мире атомный ледокол

Через четыре года после Великой Победы мы создали атомную бомбу, через восемь лет – водородную. Одновременно с оборонным тестированием атома шли исследования по его мирному применению. В 1954 году запущена первая АЭС в Обнинске. Крупнейшим событием 1957 года, конечно же, стал первый в мире искусственный спутник Земли, а с разницей в два месяца от этой грандиозной победы – еще две. В августе спустили на воду первую атомную подводную лодку, а в декабре – первый атомный надводный корабль: не крейсер, а мирный ледокол.

"Полный цикл создания первого в мире атомного корабля занял всего шесть лет. Так умели работать в Советском Союзе на послевоенном оборудовании и технологиях 50-х"

То, что обширнейшие северные территории должны жить не от сезона к сезону, мечтали еще при царе. Однако впервые пройти Севморпуть за одну навигацию удалось лишь в 1932 году ледоколу'пароходу «Сибиряков». Да и то в рейсе дважды случались задержки из-за того, что не успевали подвезти уголь. Сделать эксплуатацию СМП круглогодичной был призван атомный ледокол.

Именно о торжестве мирного атома говорили на церемонии спуска атомохода «Ленин» со стапелей Адмиралтейского завода. Сейчас об этом событии напоминает латунная табличка: «На этом стапеле заложен 28.08.56 и спущен на воду 5.12.57 первый в мире атомный ледокол «Ленин». В архиве невского корпункта «ВПК» хранится запись, как проходил спуск на воду атомохода. Ее подготовил для Всесоюзного радио легендарный ленинградский журналист Матвей Фролов. Вот расшифровка фрагмента репортажа, записанного прямо на адмиралтейском стапеле 5 декабря 1957 года: «Мечта полярников осуществляется. В течение года корабль может совершать плавание, не пополняясь топливом. Шутка ли – целый год не заходить в порт! Пар для силовой установки даст атомный реактор, с которым будут иметь дело инженеры-физики, а не кочегары. На сутки плавания атомоходу потребуется несколько десятков граммов горючего. Ему не страшен и двухметровый лед. Корабль с помощью новейших радиолокационных и навигационных приборов может продвигаться через льды в самых тяжелых районах плавания, в любую погоду, в условиях полярной ночи. Работу механизмов будут регулировать автоматы. Создание такого ледокола позволит изменить тактику ледового плавания, продлить навигацию на Севере, освоить трассы на более высоких широтах, проводить научные исследования, которые раньше были невозможны. Ученые получат прекрасную базу для своих исследований. На борту оборудуются лаборатории... Матросы, инженеры, ученые будут жить в отличных условиях. В их распоряжении удобные каюты на одного-двух человек, музыкальный салон, большая библиотека, кинозал, первоклассная даже для берега поликлиника, лампы дневного света, искусственный климат. Сейчас подходит к концу первый этап творческих работ судостроителей. Ледокол заканчивает свое сухопутное существование. Мы видим на стапелях громаду атомохода. Его верхняя палуба украшена флагами расцвечивания. Спусковая команда расставлена по местам. Последние минуты... Спуск корабля – сложная и ответственная операция. Уровень воды в котловане, где находится судно, сровняли с уровнем воды в Неве, под корабль подведены спусковые устройства, водолазы осмотрели подводную часть стапеля. Командующий спуском дает команды: «Есть добро произвести спуск атомного ледокола «Ленин» на воду!», «Носовые стрелы долой!», «Отдать курки!».

И вот ледокол медленно по спусковым дорожкам двинулся к воде. Несколько мгновений – и впервые о борт ледокола ударила вода. И не только вода: Нева уже покрыта корочкой льда, и своей тяжестью корабль раздвинул эти льды. Хорошее начало для ледокола. Трудно описать словами этот волнующий момент! На воду сходит исполин, который воплотил все лучшее, передовое, что создали современные наука и техника».

Решения о строительстве атомного ледокола Совет министров СССР принял 20 ноября 1953 года. Проект атомохода № 92 (под этим номером в таблице Менделеева значится уран) разработали за два года в ЦКБ-15 (ныне ЦКБ «Айсберг», специализирующееся на морской технике для Арктики и Антарктики) под руководством Василия Неганова. Атомную энергетическую установку проектировал коллектив Игоря Африкантова. Корпусная сталь марок АК-27 и АК-28 специально для ледокола разработана в НИИ «Прометей». Судовые турбины изготовил Кировский завод, главные турбогенераторы – Харьковский электромеханический, гребные электродвигатели – ленинградская «Электросила». В создании первого атомохода участвовали почти три сотни предприятий и институтов.

Чтобы удобнее было скомпоновать новейшее оборудование в машинном отделении, его макет выполнили из дерева. Заложили атомоход 25 августа 1956 года. Корпус возводили на открытом стапеле, достраивали на плаву. Причем все было максимально открыто. Ледокол во время строительства посетили сотни делегаций из разных стран, в том числе премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан, вице-президент США Ричард Никсон. В средствах массовой информации можно найти много интересных подробностей о будущем исполине: 70 тысяч деталей, общая длина сварных швов – более шести тысяч километров (почти как от Москвы до Владивостока), мощность реактора такова, что может обеспечивать электричеством целый город. Еще фрагмент из интервью для Всесоюзного радио главного строителя ледокола Владимира Червякова: «Корпус строится секциями. Вес отдельных секций достигает 65–70 тонн. Собирается ледокол пирамидальным методом. Это устраняет необходимость сварки в замкнутых контурах, создает возможность свободной усадки, снижает деформацию корпуса, обеспечивает высокую прочность и качество корабля. При строительстве применяются новые, прогрессивные методы: фотооптическая разметка, холодная гибка, полуавтоматическая и автоматическая сварка. Согласно директивам ХХ съезда партии ледокол мы должны построить в шестой пятилетке».

О том, как назвать первый атомоход, долго не размышляли. Конечно, именем вождя. Правда, на Севере еще с 20-х годов трудился ледокольный пароход «Ленин». Его под именем «Александр Невский» построили по заказу Российской империи англичане. На воду спустили аккурат в революционном 1917-м. Молодое советское правительство выкупило пароход, и с 1921 года он под именем «Ленин» принимал активнейшее участие в освоении Заполярья и Севморпути. Во время Великой Отечественной обеспечивал проводку арктических конвоев, за что был награжден орденом Ленина. Но как только адмиралтейцы спустили на воду атомоход, одноименный дедушка-пароход стал называться просто «Владимир Ильич».

6 августа 1959 года на «Ленине» заработал ядерный реактор. А через неделю ледокол отправился на ходовые испытания. Первые – всего несколько сот метров: от достроечной стенки до набережной возле моста Лейтенанта Шмидта, к историческому месту, где в ночь перед октябрьским штурмом находился крейсер «Аврора». Первый в мире атомный ледокол решили показать городу, стране и миру. Тем более «выход в свет» атомохода совпал еще с двумя яркими событиями – запуском уже второй советской ракеты к Луне и началом визита в США первого секретаря ЦК Никиты Хрущева. Так что можно без преувеличения сказать: ледокол «Ленин» приветствовал весь город.

Всесоюзное радио передавало из Ленинграда: «Вы слышите, дорогие товарищи, мощный голос первого в мире атомного ледокола «Ленин». Корабль-богатырь начал свое плавание. В полдень, когда из Петропавловской крепости прозвучал традиционный выстрел пушки, атомоход встал на якорь на Неве, у моста Лейтенанта Шмидта. Сразу же на невскую набережную высыпали тысячи людей. Фраза «атомный ледокол пришел в Неву» с быстротой молнии облетела весь огромный город, а через три часа вслед за этой фразой по ленинградским проспектам и площадям, от заставы к заставе полетели три радостных слова – «наша новая ракета», и к вечеру на невских набережных, как говорится, негде было яблоку упасть. Десятки тысяч ленинградцев любуются сейчас стальным красавцем-ледоколом. Это во всех отношениях необыкновенный корабль. Первое, на что обращают внимание люди, – это на его размеры. Таких огромных ледоколов никогда не было. Сверкающие белизной надстройки поднимаются ввысь несколькими этажами. По привычке тот, кто смотрит на судно, ищет глазами трубу. Ищет и не находит. Трубы нет, она не нужна, ведь ледокол атомный. Много написано статей и очерков в газетах и журналах о нашем атомоходе в различных странах мира, но никакая статья, никакой рассказ не может передать того чувства великой гордости за человеческий разум, который испытывает всякий, кто вступает на палубу диковинного корабля. Ходишь по нему и всем своим существом ощущаешь огромную силу, заключенную в могучем стальном корпусе атомохода. Ощущаем это сейчас и мы: ровный гул у нас под ногами. Где-то там, внизу атомное сердце корабля. 44 тысячи лошадиных сил – вот исполинская атомная мощь судна-богатыря. Эту силу дают кораблю три атомных реактора, а мощность каждого из них в 3,5 раза больше мощности первой в мире атомной электростанции, построенной в Советском Союзе. Мы зашли ознакомиться с ходовой рубкой, она больше похожа на зал, настолько просторна. Вахту в ней несут всего три человека, но у них многочисленные и надежные помощники – это электрические и электронные автоматы. Они с поразительной быстротой, которой не в состоянии достичь человек, и с величайшей тщательностью делают необходимые вычисления и запоминают все то, что надо запомнить тем, кто управляет кораблем.

Рассказать о ледоколе мы попросим одного из руководителей строительства атомохода инженера Адмиралтейского завода Владимира Барабанова.

– Я руководил постройкой корпуса на стапеле и затем уже достроечными работами в центральном отсеке, тоже по корпусной части. Работа была очень сложной, поскольку новые марки сталей, большие толщины. Под руководством опытнейших инженеров мы справились с этой задачей.

– Напомните нашим радиослушателям, что же собой представляет атомный ледокол «Ленин»?

– Ледокол «Ленин» – атомный корабль, атомотурбоэлектроход. Имеет длину 134 метра, ширина – 27,6 метра, высота борта – 16,2 метра, водоизмещение – 16 тысяч тонн. На чистой воде ледокол будет развивать скорость 18 узлов, а при толщине льда в 2,5 метра непрерывная скорость – 2,5 узла. Более мощного ледокола в мире нет. Более того, ледокол «Ленин» не будет нуждаться в топливе. Автономность плавания – 12 месяцев, но я должен оговориться, что эти 12 месяцев берутся по провизии. По топливу мы практически не ограничены.

Теперь уже можно считать буквально часами время, остающееся до того момента, когда могучий корабль рассечеёт первую морскую волну. Все готово на атомном ледоколе к первому рейсу. Итак, мирный советский атом – на воде. Пожелаем же ему счастливого плавания».

3 декабря 1959 года атомоход «Ленин» сдан Министерству морского флота СССР. С 1960-го в составе Мурманского морского пароходства вышел на ледовую вахту.

Обратим внимание на даты. Решение о проектировании принято 20 ноября 1953 года. Заложили атомоход 25 августа 1956-го. Спустили на воду 5 декабря 1957 года. Запустили реактор 6 августа 1959-го. Приняли в эксплуатацию 3 декабря 1959 года. Полный цикл создания уникального, первого в мире атомного корабля занял всего шесть лет. Так умели работать в Советском Союзе на послевоенном оборудовании и технологиях 50-х. Такие бы темпы, такую самоотдачу и ответственность современному судостроению!

С позиции циничного прагматизма эффективных менеджеров XXI века трудно представить подъем, с которым в первые десятилетия после Победы наши родители, дедушки, бабушки восстанавливали из руин по сути добрую половину европейской части Советского Союза! С какой надеждой смотрели в будущее, с какой жадностью (в лучшем смысле слова) впитывали все самое новое, передовое. Как искренне радовались каждому успеху. Сейчас после разрушительного, но все же бескровного уничтожения СССР прошло 26 лет, а мы до сих пор не можем оправиться от удара... Значит, послевоенные поколения были сильнее, чище, искреннее, они смогли совершить настоящий трудовой подвиг и закрепиться на новом технологическом уровне. Скептики объясняют все железной дисциплиной, а куда без нее, когда уже была объявлена холодная война государству, еще не залечившему раны самой страшной и кровопролитной «горячей». Несомненно, внешняя угроза подстегивала. Но была еще невообразимая энергия жизни, которую могут понять лишь те, кто только что прошел через смерть.

Атомный ледокол «Ленин» верой и правдой прослужил 30 лет, превысив на пятилетку изначально заложенный ресурс, а командовали судном все это время лишь два капитана. Богатырь позволил продлить навигацию в Арктике с трех до одиннадцати месяцев. В 1961 году впервые с его борта была высажена дрейфующая научно-исследовательская станция «Северный полюс-10». С тех пор доставка полярников на льдины атомоходами стала привычным делом. Только за первые шесть лет работы ледокол прошел свыше 82 тысяч морских миль и самостоятельно провел более 400 судов.

Конечно, не обошлось и без аварий. Две из них (в 1965 и 1967-м) были особенно неприятными. В конце концов к 1970 году старую трехреакторную энергетическую установку атомохода заменили более современной двухреакторной.

В июне 1971-го «Ленин» первым из надводных кораблей прошел севернее Северной Земли, приблизив таким образом экспедицию «Арктики» на Северный полюс, состоявшуюся в 1977 году.

За 30 лет трудовой биографии атомоход «Ленин» прошел в общей сложности 654 тысяч миль, из них во льдах – 563,6 тысячи миль, провел через арктические льды 3741 судно. Он первым перекрыл годовую вахту, не заходя в порт на протяжении 13 месяцев.

Сейчас дедушка атомного ледокольного флота продолжает службу уже как музей. Это справедливо. Потомки должны видеть корабли, прославившие Отечество.

Разумеется, весь опыт по созданию и эксплуатации первого в мире атомного ледокола был использован на следующих поколениях атомоходов, которые строились на Балтийском заводе. Сейчас у достроечной стенки два исполина – «Арктика» и «Сибирь», самые мощные в мире. Готовится к закладке и еще более могучий атомоход проекта – «Лидер», который будет способен преодолевать четырехметровые льды.

А Адмиралтейские верфи, сосредоточившись на строительстве дизель-электрических подводных лодок для возрождаемого ВМФ, ледокольную тематику все же не забывают. Накануне 60-летия спуска атомохода «Ленин» Андреевский флаг был поднят на дизель-электрическом ледоколе «Илья Муромец», построенном для Военно-морского флота. Новый богатырь будет не только проводить караваны, но и обеспечивать всем необходимым отдаленные воинские части в Заполярье, проводить научные исследования и, несомненно, укрепит корабельную группировку в Арктике – стратегическом регионе России.

Источник: vpk-news.ru