В апреле 2017 года украинские организации в Польше отмечали траурными мероприятиями 70-ю годовщину операции «Висла» - переселения польскими спецслужбами в 1947 году украинского населения из восточной Польши в западную с целью ликвидации бандеровского подполья (УПА и организационной сети ОУН).
Однако Общество лемков (Стоваришыня Лемкiв) в Польше организовало траурные мероприятия принципиально отдельно от украинцев.
«УПА была для лемков внешней силой, вторгшейся в 1944 г. на территорию Лемковщины, навязывая покорность и принуждая к принятию украинской идентификации точно так же, как в период немецкой оккупации делала ОУН и другие украинские организации, сотрудничавшие с немцами», - отмечалось в связи с этим в заявлении польского Общества лемков, принятом по случаю 70-летия операции «Висла». Данный факт говорит о том, что искры русского самосознания лемков ещё окончательно не погасли.
Лемковский историк, священник Иоанн Полянский (1888-1972) писал: «Лемкы национально належат до великой родины славянско-русской. Название "Русь" было для них завсегда святым, а идея славянска лежала всегда глубоко в их сердци. Сами называют себе Русинами, Русскыми, Руснаками, Лемками». Сегодня выражение «Лемковская Русь» можно встретить только в редких старых изданиях, а Украина небезуспешно подавляет лемковскую культуру, пытаясь втиснуть её в прокрустово ложе «украинской нации».
Многие ли вспоминают сейчас, что Лемковщина, расположенная на стыке границ Украины, Польши и Словакии, между западной и восточной частями исторической Галиции, является самым западным краем Русского мира? Между тем исторически Лемковщина была частью Галицкой Руси, попеременно попадая в последующие века в состав Речи Посполитой, Австро-Венгрии, Чехословакии, Украинской ССР. И всюду лемки подвергались жёсткой ассимиляции. И всё же ассимилировать их до конца не удалось никому, хотя австро-венгерское, польское, чехословацкое правительства последовательно делали ставку на украинизацию лемков, предоставляя в их отношении полную свободу действий украинским националистам.
Период между двумя мировыми войнами был особенно трагичным для Лемковщины. С опорой на австро-венгерские штыки украинские самостийники учинили в 1914 году настоящую резню галицко-русского населения. Многие лемки оказались в концлагере Талергоф. Вот что писал о положении лемков в ту пору карпато-русский эмигрантский журнал «Свободное слово Карпатской Руси» (США) в номере от 7 декабря 1973 года:
В 1918 году, после развала Российской и Австро-Венгерской империй, была провозглашена Русская народная республика лемков, президентом которой стал известный русофил Ярослав Качмарик (1885-1944). Целью учредителей республики лемков было присоединение к России или, в случае неудачи, получение хотя бы автономии в составе Чехословакии. В годы советско-польской войны в 1920 году лемковская республика отказалась отправлять своих жителей в польскую армию. В отместку она была раздавлена польскими войсками.
В годы Второй мировой лемков терроризировали банды ОУН-УПА. К тому времени часть лемковского населения ассимилировалась, согласившись считать себя «украинцами». Украинизированные лемки оказывали помощь УПА, снабжали её боевиков продуктами и вещами, за что и были переселены поляками в ходе операции «Висла». Лемковские старожилы рассказывают о преступлениях украинских националистов:
В далёком теперь уже 2008 году Дмитрий Табачник, тогда депутат Верховной рады и будущий министр образования и науки Украины, писал: «Судьба Галицкой Руси, некогда неотъемлемой составляющей православно-славянской цивилизации, поучительна тем, что древняя земля Даниила Галицкого виделась сменяющимся хозяевам как экспериментальная площадка по отработке методов разрушения Великой Украины. Когда-то, как сейчас две Украины, существовали две Галичины — Галичина православная, живущая единством с Великой Украиной, и Галичина коллаборационистов, питающаяся ненавистью ко всему православному и славянскому... Если мы далее будем безропотно сдавать основополагающие жизненные ценности — язык, веру, историческую память, неразрывную связь с Россией, то не заметим, как Великая Украина станет увеличенной копией Галичины, и памятник очередному эсэсовцу, награжденному звездой Героя Украины, где-нибудь в Харькове или Днепропетровске станет обычным явлением». К несчастью Украины, это предупреждение Дмитрия Табачника оказалось пророчеством: минуло всего девять лет и мы видим, что вызревавшая на Украине на протяжении всех постсоветских лет угроза осуществилась - Украина не смогла избежать заражения нацизмом.
Евромайдан, вскормленный им государственный переворот, власть рождённого переворотом режима, действительно, превращают современную Украину в увеличенную копию Галичины. Не той, исконно-русской, православной Галичины, а Галичины нацистской, для которой День Победы – не праздник, а траур. И сегодня, в условиях разгула «декоммунизации», топонимика Украины украшается именами гитлеровских холуёв от Львова до Днепропетровска, а память победителей фашизма оплёвывается.
Современные украинцы не знают собственной истории. Из учебников вычищена напрочь тема русской Галиции, не найдёшь в них и упоминания о Русской народной республике лемков. Уже мало кто помнит, что лемки всегда называли себя русинами, а украинцами их попытались сделать лишь в ХХ веке. Попытались сделать, но до конца так и не сделали. И из глубин затонувшей русской Галиции голос лемков продолжает звучать.
Владислав ГУЛЕВИЧ