Советский Союз, стремительно восстанавливавший народное хозяйство в первые послевоенные годы, в середине XX столетия обратил пристальный взор на шестой континент. У СССР как геополитического восприемника Российской империи отношение к Антарктиде всегда было особым, ведь именно русским принадлежало первенство открытия покрытого льдами материка в первой четверти XIX века.
7 июня 1950 года в СССР был выпущен меморандум, обращенный к лидерам США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Аргентины, Франции и Норвегии. Его смысл сводился к тому, что Страна Советов без своего участия заранее отказывалась признавать какой-либо статус Антарктиды. Выступив с таким заявлением, Советский Союз играл на упреждение: на планете началась холодная война, и единственный незаселенный континент вполне мог быть использован далеко не в мирных целях. Для СССР ситуация осложнялась еще и тем, что на момент выпуска меморандума на Ледовом континенте у него не имелось ни одной сезонной или постоянной станции. В отличие от многих других государств, которые к тому же давно выдвигали территориальные претензии на различные участки шестого материка. Причиной же появления советского меморандума стало то обстоятельство, что возникшая после окончания Второй мировой войны новая супердержава — США — в конце 1940-х стала неофициально, но активно зондировать почву на предмет секторального раздела Антарктиды среди стран, выдвинувших заявки на Ледовый континент.
Как держава — победитель фашизма СССР имел огромный вес на мировой арене, к тому же в 1949 году он стал вторым на планете обладателем ядерного оружия, установив тем самым паритет с гегемоном западного мира. В итоге противостоящая форпосту социалистического лагеря западная цивилизация просто не могла не прислушаться к мнению Москвы.
Итогом решения международного вопроса о судьбе единственного незаселенного людьми материка стало подписание в конце 1959-го Договора об Антарктиде, вступившего в силу через полтора года. Согласно документу, в основных своих пунктах повторявшему цели меморандума, на Ледовом континенте отныне была разрешена исключительно мирная научно-исследовательская деятельность. И хотя некоторые страны по сей день так и не отказались от выдвинутых притязаний на лакомые для них куски южного полярного континента, дальше амбициозных заявлений дело не пошло. Своим огромным международным авторитетом Советский Союз смог «заморозить» покрытый ледяным панцирем материк, грозивший вспыхнуть огнем милитаристского противостояния. Благодаря блестящей дипломатической победе СССР Антарктида не стала полигоном военной конфронтации различных политических блоков, систем и стран, равно как и объектом добычи полезных ископаемых. В результате на Земле сохраняется уникальный, фактически не тронутый человеком первозданный природный комплекс. Благодаря советскому демаршу в Антарктиде уже многие десятилетия длится мирное сосуществование различных народов и политических систем, демонстрируя собой образец некоего «идеального» человечества.
Дмитрий Зелов