Русские Вести

Курилы – не «трофей Сталина»


С подачи японских пропагандистов подчас недостаточно владеющие темой отечественные журналисты и комментаторы характеризуют установление по итогам Второй мировой войны суверенитета Советского Союза над островами Курильской гряды как «доставшийся по праву победителя трофей». Причем одни это заявляют с оправданием и одобрением, а другие чуть ли не призывают «отдать украденное». Тем самым последние становятся на позицию Токио, утверждающего, что Сталин якобы действовал в августе 1945 года, как «вор на пожаре», умыкнувший-де под шумок капитуляции чужие острова.

Воспитанные на многолетней разнузданной пропаганде «исконной принадлежности оккупированных Россией северных территорий» японцы свято верят, что это именно так, и немало удивляются, услышав, что в действительности изначально все Курильские острова принадлежали не Японии, а России. Поэтому и воспротивились многие попытке правительства во главе с премьер-министром Абэ Синдзо «выдать бонус» Кремлю, дабы смягчить его позицию по поводу «возвращения» Курил. «Бонус» состоял в том, что Абэ и его министр иностранных дел Коно Таро решили ослабить наиболее одиозные формулировки по «северным территориям» в ежегодной «Синей книге по дипломатии», в которой обозначаются основные внешнеполитические позиции и задачи страны.

«Из «Синей книги по дипломатии» была удалена фраза: «Позиция Японии в том, что четыре северных острова принадлежат ей...». Россия незаконно оккупировала четыре острова, и это исторический факт. Тут нечего обсуждать. Мы не согласны с тем, что эта фраза была удалена из «Синей книги по дипломатии», — возмутилась влиятельная японская газета «Хоккайдо симбун»

Значение конъюнктурной «уступки» правительства незадолго до очередных переговоров с президентом РФ Владимиром Путиным невелико, и едва ли скажется на продолжающейся пропаганде «борьбы за возвращение северных территорий». Ведь никаких изменений в японских школьных учебниках о «незаконном захвате исконных территорий» никто вносить не собирается, а поддерживаемые крупным капиталом страны правонационалистические организации, как устраивали на улицах Токио и других японских городов безобразные шабаши с требованием «вернуть все Курилы Южный Сахалин», так и будут устраивать.

И все же, полагаю, стоит напомнить отечественным комментаторам, берущимся писать на «курильскую тему», некоторые известные в основном специалистам по истории российско-японских отношений важные факты.

Итак, во времена, когда еще не то что Курилы, а даже северный остров Хоккайдо не входил в состав японского государства, все острова Курильской гряды, включая те, на которые современный Токио пытается претендовать, официально являлись землями Российской империи. Они, в том числе Эторпу (Итуруп), Кунашир, Чикота (Шикотан), входили в Камчатский уезд Охотской области Иркутского наместничества. Направляя в 1803 году с дипломатической миссией в Японию уполномоченного Российско-американской компании камергера Н.П. Резанова, император Александр I в послании императору Японии просил дозволения «купечествующему народу..., а паче жителям Кадьякских, Алеутских и Курильских островов, яко Вам соседственным, приставать не токмо в Нагасакскую гавань и не токмо одному кораблю, но и многим и в другие гавани с теми избытками, какие Вам благоприятны будут...». В инструкции министра коммерции Н.П. Румянцева Н.П. Резанову, подписанной императором «для руководства дипломатической миссией в Японии» от 10 июля 1803 года, находилось место русским Курилам в решении торгового вопроса между Россией и Японией. В документе сообщалось:

«...Если бы по каким-либо непредвиденным случаям не согласились они на совершенную свободу в торговле, то не менее вам домогаться нужно, если более одного корабля в Нагасакскую гавань присылать они не позволят, чтобы открыта была мена на остров Матмане (Хоккайдо – А.К.), который частию принадлежит одному владетелю, а частию мохнатым курильцам, буде же и того не удастся, то тут остаётся средство производить торг на острове Уруп, что ныне назван Александром, компаниею заселённом. Таким образом, чтобы через мохнатых курильцов могли мы доставать японские товары и через них же им продавать или променивать наши...»

Зная о начавшихся с начала XIX века попытках японских властей совершать вооруженные вылазки на южные Курилы, российский посланник Н.П. Резанов в меморандуме японскому правительству от 25 марта 1805 г. заявлял:

«...Чтобы Японская империя далее северной оконечности острова Матмая (Хоккайдо – А.К.) отнюдь владений своих не простирала, поелику все земли и воды к северу (от Хоккайдо – А.К.) принадлежат моему государю».

С таких же позиций приступил к переговорам с японскими властями и направленный в Японию в 1853 – 1855 годов в качестве посла Российской империи адмирал Е.В. Путятин, который в ноте Японскому Верховному совету указывал, что «гряда Курильских островов, лежащая к северу от Японии, издавна принадлежала России и находилась в полном ее завладении».

То же, что Путятин в весьма неблагоприятной для России международной обстановке и в условиях зависимости от благоволения японских властей после крушения его фрегата «Диана», ради установления с Японией дипломатических и торговых отношений вынужден был пожертвовать островами южной части Курильской гряды, ни в коей мере не перечеркивает первоначальную принадлежность всех Курил России. А отнюдь не Японии, которая получила их от прежнего владельца в качестве некоего «дара». Кстати, прежний руководитель Советского Союза Н.С. Хрущев тоже считал возможным «дарить» японцам Курильские острова в наивном расчете на добрые отношения с ними в будущем.

В свете даже приведенных фактов истории, перечень которых можно было бы долго продолжать, ясно, что пропагандистский лозунг японского правительства об «исконной принадлежности Японии северных территорий» не выдерживает никакой критики, и должен быть снят. Это, конечно, если японское правительство действительно заинтересовано в честном диалоге с Россией, с признанием им этих и других исторических фактов и событий. А также при отказе воспитывать японцев поколение за поколением в духе враждебности к русским, которые «покусились» якобы на «священные земли нации Ямато». Без этого подлинного добрососедства между нашими народами достичь будет трудно, если не невозможно...

Анатолий Кошкин, доктор исторических наук, профессор Института стран Востока

Источник: rusplt.ru