Русские Вести

Кто взорвал броненосец «Петропавловск»?


Одной из главных причин неудач России в войне 1904-1905 гг. с Японией стал теракт революционеров в Порт-Артуре. Об этом сенсационном открытии российских историков говорится в книге петербургского писателя Владимира Васильева «Судный день Порт-Артура», которая только что издана в городе на Неве. Это уже второе ее издание, причиной дополнительное версии книги стали новые факты, касающиеся трагической гибели флагманского корабля русской эскадры – броненосца «Петропавловск», на котором находился ее командующий, легендарный адмирал Степан Макаров.

До сих пор во всех энциклопедиях говорится, что причиной гибели корабля стала японская мина, на которой он будто бы подорвался. На самом же деле, о чем впервые говорится в книге, причина сильнейшего взрыва на броненосце, после чего он затонул, была совсем другая.

Как рассказал «Столетию» автор книги, об этом историческом открытии ему поведал петербургский ученый, доктор технических наук, почетный профессор Военно-морской академии Валерий Половинкин. В архивах были обнаружены две секретные японские телеграммы, которыми обменялись командующий японской эскадрой, адмирал Того  и император Японии. Именно они и стали толчком для того, чтобы пересмотреть общепринятую ранее версию гибели броненосца.

Признание японцев

Вот текст поздравительной телеграммы, которую получил командующий японской эскадры адмирал Того из Токио сразу после гибели «Петропавловска»: «Микадо, священный император Японии, 33 год от Мейдзи, апреля 13 дня. Рескрипт вице-адмиралу Того Хейхатиро-сан: Всемилостивейше поздравляю Вас с большим успехом – потоплением флагманского корабля противника и гибелью адмирала враждебного нам русского флота. Наше благоволение к Вам остается неизменным».

А вот ответная телеграмма от Того в адрес императора: «Священному Императору Микадо – вице-адмирал Того, 33 год от Мейдзи, апреля 14 дня. На этот раз достигнутый под Порт-Артуром успех всецело не зависит от наших человеческих усилий, а лишь дарован нам молитвами нашего императора. Ваш верноподданный Хейхатиро». 

О чем говорят эти документы? Ведь искренность ответной телеграммы командующего флотом Японии сомнений не вызывала. Адмирал Того, потомственный самурай, с хорошо развитым кодексом чести, не мог бы отрицать причастности к затоплению броненосца вражеского флота. Кроме того, были траурные шествия в Токио и траур на японских кораблях в Сасебо по адмиралу Макарову…  

Все это говорит о том, что адмирал Того признал: не японцы потопили «Петропавловск», а этот их успех, который изменил ход войны и стал одной из главных причин неудачного для России исхода всей кампании против Японии, им «дарован молитвами императора».

Но если это была не японская мина, то отчего же тогда на флагманском корабле произошел взрыв такой чудовищной силы, после чего он сразу пошел на дно?

В течение почти трех лет в архиве писателя, говорится в предисловии к книге, появлялись новые факты, подтверждающие, выдвинутое им предположение. Каждый аргумент требовал тщательной проверки, несмотря на то, что это были выдержки из писем либо документов времен, исследуемых автором. Был и такой случай, когда тень подозрения пала на полковника Корпуса корабельных инженеров, известного конструктора Николая Николаевича Кутейникова, руководившего мастеровыми Балтийского завода, присланными из Петербурга в Порт-Артур для ремонта кораблей и в том числе броненосца «Петропавловск». Однако скоро выяснилось – ремонтировала подъемник возле первой артиллерийской башни во втором отсеке, рядом с боезапасом броненосца, другая бригада.  

В подготовке дополнительного материала ко второму изданию романа «Судный день Порт-Артура» Владимиру Васильеву помог уже упомянутый Валерий Половинкин. Пополнившись новыми героями, увлекательными эпизодами, трагическими подробностями, раскрывающими изнанку Русско-японской войны, роман «Судный день Порт-Артура» получил вторую жизнь.

Русский броненосец, на котором погиб легендарный адмирал Макаров, не подорвался на японской мине, а его подорвали революционеры-террористы, жаждавшие поражения России в войне с Японией.

Но во времена СССР, когда революционеры изображались героями, все подобные факты тщательно скрывались. 

Как это все было

Назначенный командующим русской эскадры, популярный в стране вице-адмирал Степан Макаров прибыл в Порт Артур 24 февраля 1905 года и поднял свой флаг на броненосце «Петропавловск». Накануне командующий флотом решил провести ночной поиск в районе островов Элиот, и в случае обнаружения противника атаковать его торпедами. Вскоре после выхода в море миноносцы «Смелый» и «Страшный» отстали от своего отряда и действовали самостоятельно. Дойдя до Эллиота и не обнаружив там противника, отряд повернул обратно. Шесть кораблей благополучно вернулись в Порт-Артур. Отставший «Страшный» ночью наткнулся на один из отрядов японских миноносцев, прикрывавших постановку мин, и принял их за свои корабли, присоединившись к отряду. Японцы тоже приняли его за свой корабль, но когда на рассвете «Страшный» показал опознавательные сигналы, он был немедленно атакован и после непродолжительного боя потоплен. Вышедший на помощь миноносцу броненосный крейсер «Баян» также был обстрелян крейсерами противника и, подняв из воды 5 матросов, уцелевших из экипажа погибшего миноносца, полным ходом направился в базу. Не ожидая выхода всех кораблей, Макаров в 7 часов повёл броненосцы «Петропавловск», «Полтава» и четыре крейсера к месту гибели «Страшного», успешно миновав минное поле. «Петропавловск» открыл огонь по японским крейсерам; японцы отступили на восток, где вскоре показались главные силы их флота. Русский отряд повернул к Порт-Артуру.  

На мачте «Петропавловска» взвился сигнал: «миноносцам войти в гавань», и он на малом ходу начал поворот вправо. В 9.43 в носовой части корабля с правого борта раздался взрыв в район носовой башни главного калибра. Боезапас в пороховом погребе сдетонировал. Силой нового мощного взрыва были сброшены за борт носовая 305-мм орудийная башня, дымовые трубы и кожухи. Обрушившаяся фок-мачта разворотила командирский и ходовой мостики. Через минуту броненосец погрузился в воду носовой частью. Затем последовал еще и взрыв котлов, после которого «Петропавловск», разломившись на две части, стремительно ушёл под воду, увлекая за собой в пучину гибнувших моряков... 

Вице-адмирал Макаров погиб вместе с 10 штабными офицерами, 17 или 18 корабельными офицерами, 620 или 652 матросами (данные о числе погибших в разных источниках отличаются), а также известным художником-баталистом Василием Верещагиным, делавшим наброски для будущих картин во время похода. 

Сегодня историки считают, что гибель талантливого адмирала и трагедия «Петропавловска» привели не только к сдаче Порт-Артура, но, в конечном счете, к поражению России в войне.

Что в свою очередь стало первым шагом Российской империи на пути к краху, спровоцировав революцию 1905 года. Второй и решающий удар дореволюционной России нанесла уже Первая мировая война… 

Ставка на «пятую колонну»

Готовясь к войне с Россией, Япония сделала ставку не только на свой флот, но и на проведение секретной операции по дестабилизации Российской империи изнутри. Помочь в этом, по мнению японцев, призваны были российские революционные и оппозиционные партии. На их финансирование Япония передала за почти полтора года войны не менее 1 млн иен (по современному курсу, более 40 млн долларов). Среди получателей японских «грантов», то есть тех, кто готов был заняться организацией массового вооруженного восстания в России, были эсеры, а также партии польских, финских и кавказских националистов, которые мечтали о развале империи.

Конкретный план действий возник после знакомства японского полковника Акаси Мотодзиро с финским «активистом» Конни Циллиакусом, который не скрывал, что жаждет поражения России, хотя Финляндия в составе империи пользовалась широкой автономией. 

Январские события 1905 года в Петербурге возбудили революционеров, которым было нужно оружие. Первая его партия была приобретена в самом начале 1905 года на японские деньги: Циллиакус закупил в Гамбурге 6 тыс. «маузеровских пистолетов». Однако пароход «Джон Графтон», который их вез, налетел на каменистую отмель. Полностью выгрузили лишь взрывчатку, и 8 сентября корабль был взорван. Тогда на японские деньги был куплен пароход «Сириус», на котором находилось 8,5 тыс. винтовок Vetterli и от 1,2 до 2 млн патронов к ним. Преодолев Черное море, корабль прибыл к месту назначения – в район Поти.

В книге Васильева накануне своей гибели адмирал Макаров в разговоре с сослуживцами произносит такие слова: «Меня волнует борьба с вражеским шпионажем. На флоте и в армии царит удивительная беспечность и полное отсутствие бдительности. Японская агентура действует практически во всех структурах государственной власти России. Еще больший вред наносят откровенные предатели внутри самой империи. Воровство и предательство под различными лозунгами политической борьбы за освобождение русского народа разъедают страну изнутри...»

Урок нам сегодня

Васильев описывает в своем романе, как готовили и осуществили подрыв «Петропавловска» прибывшие в Порт-Артур члены бригады ремонтников, работавшие на броненосце, в составе которой были профессиональные революционеры задача которых состояла в том, что добиться поражения России в войне.

Ясно, что это во многом – плод воображения писателя. Однако есть факты, которые подтверждают высказанную в книге версию – огромный броненосец никак не мог погибнуть от взрыва одной мины. Для этого нужны было два или три подрывных заряда вместе, а по две или по три мины японцы никогда не ставили, да и обнаруженная в архивах телеграмма Того в адрес Микадо подтверждала, что это было не их рук дело…

Конечно, история с гибелью «Петропавловска» – дела давно минувших дней. Однако есть много свидетельств о той предательской роли, которую сыграли в истории России подрывные действия революционеров, готовых для осуществления своих целей на любые преступления.

Это должно служить для нас уроком и сегодня…

Владимир Малышев

Источник: www.stoletie.ru