Со школьной скамьи мы получаем некий набор знаний, позволяющий молодым людям осознать себя не только, как личность, но и членом этноса, нации. А кто и когда эти знания собрал, обобщил и проверил? Можно ли им верить?
Откуда мы получаем знания о том или ином предмете? Из популярных книг написанных учёными (это в лучшем случае) или СМИ, а откуда черпают знания они сами? Из научных трудов маститых, признанных в академической среде авторитетов. Так уж вышло в естественных науках, что чем дальше от нас отстоит по временнОй шкале учёный, тем он считается компетентнее. Порой на безальтернативной основе. Сейчас всем известно, что историю для нас писали приглашённые немецкие специалисты: Миллер, Шлёцер (не знал русского языка), Байер (не знал русского языка) и более ранний Гизель.
О качестве и правдивости их трудов написано много, в том числе и мной. К великому сожалению, критические публикации, независимо от их авторов и аргументации, пока не смогли поколебать русофобский фундамент, заложенный немцами. Некоторым оправданием правителям Романовской династии, может служить тот факт, что вся без исключения Европа пользовалась трудами наёмных писателей, без оснований называемых в наше время историками. Подробнее об этом, можно прочитать в моей статьте Как сочиняли историю государств?
Хорошо, если история — это изложение событий на некотором временнОм интервале, то что такое этнография? Упрощённо — наука о народах, их культурных обычаях, обрядах, нравах, мировоззрении. Сведения безусловно важные, как для государства, так и для нации, в состав которой эти самые народы входят. Наряду с историческим повествованием, этнографическая информация формирует подрастающие поколения, даёт им основу для самоидентификации в окружающем мире, ориентиры в отношении соседних народов.
Задавались ли вы вопросом, откуда у нас сведения о названии малых народов России, их богах, обрядах, эпосе и героях? Для нас само собой разумеется, что эта информация была, сколько мы себя помним. Но так было не всегда. Удивитесь ли вы, узнав, что все эти сведения появились лишь в XIX веке? А до того, у государства не было решительно никакого понятия о народах, населяющих огромнейшую территорию? Тем не менее, это так.
Ещё один важный вопрос: кто собирал, систематизировал, описывал, толковал и издавал такие важные данные? Данные, мгновенно ставшие этнографической матрицей, которую используют теперь по любому поводу, в отношении народов России. И к этим основополагающим сведениям, приложили свою руку вездесущие немецкие специалисты! Практически всё, что мы сегодня знаем по дисциплине этнография, подготовили пресловутые немцы.
Екатерина II в Чебоксарах, 1767 год
Волжский вояж императрицы
Во второй половине XVII века в российском государстве начали писать такую нужную новой династии историю. В веке XVIII основная конструкция историографии была свёрстана, а в начале XIX века, придворный писатель Карамзин привёл скучные труды немецких академиков, в приемлемый для широкого читателя вид. Естественным образом, при описании событий, то и дело упоминались племена и народы, но их названия ничего под собой не имели, никто ничего добром о них не знал.
Грянувшая во Франции революция показала дворянам, что кроме них любимых, во всякой стране есть ещё и народ. Выяснилось, что это не просто биологическая масса, необходимая для сбора материальных средств и службы в армии, но мощное общественное явление, способное на самоорганизацию и даже свержение элиты. Интересоваться народом стало не просто модно, но и необходимо по соображениям безопасности.
Совсем не удивительно, что толчок к развитию этнографии в Российской империи дала Екатерина II. Она состояла в активной переписке со многими французскими мыслителями, философами, во многом разделяя и поддерживая их прогрессивные взгляды. Кроме всего прочего, она была иностранкой и нуждалась в сведениях о своих подданных, которые никто не мог ей дать. Был ещё один важный мотив — политический. Она была решительно настроена встроить Россию в европейский тренд, как тогда казалось, просвещённых народов.
За дело взялась активно и не стандартно, поскольку и не было в этом направлении проторенных дорог. Было решено «пойти в народ», а вернее поплыть. «Волжский вояж» (1767 год) императрицы и многочисленных сопровождающих её лиц, включая иностранных послов, длился целых 32 дня. Между собой, участники путешествия называли его «поездка в Азию» и по странному стечению обстоятельств, маршрут его проходил по тем самым местам, в которых буквально через пять лет, будет полыхать пожар войны под предводительством Е. Пугачёва.
Знакомство с малыми народами не вполне удалось, хромала организация, сказывалось отсутствие информации и общее непонимание крестьянского большинства. Надо всё же признать, что поездка дала свои результаты: в период 1770 / 1780 годов, самым активным образом проводились исследования этнографии российских народов. А в Российской империи, нашли приют гонимые по всей Европе иезуиты, получившие задание сваять национальную идею, призванную объединить элиту и народ.
Их изощрённому уму, принадлежит также движение славянофильства (ставшее причиной многочисленных не нужных войн) и основы теории официальной народности: «православие, самодержавие, народность».
этнографическая карта Российской империи, 1862 год
Никто, кроме них
Передовые идеи французских мыслителей и философов, были подхвачены немцами. Они, как всегда, взялись за дело основательно и серьёзно. Наиболее известны своей деятельностью братья Гумбельдты и братья Гримм, практически с нуля сформировавшие немецкую этнографию. В этой связи, интересны несколько моментов. Гримм собирали материал для своих знаменитых сказок, не выезжая из города! Упрощая, можно так описать этот процесс: ходили по гостям именитых немецких фамилий и записывали их рассказы, воспоминания о обрядах, традициях и так далее.
В итоге, родились всем известные сказки братьев Гримм. А сведения ими собранные, вошли в основу знаний о немецких народах. Старший Гумбельдт работал в госструктурах, в том числе директором департамента исповеданий и просвещения, некоторое время министром внутренних дел. Его младший брат Александр фон Гумбельдт занимался геологией, географией, много времени провёл в экспедициях, в том числе, по Южной Америке и России. У нас этого специалиста по географии и этнографии, очень сильно заинтересовали пещеры, гроты, подземные города и древние мегалиты.
Несколько осложняло дело незнание Гумбельдтом русского языка, но ведь на то и существуют переводчики. Так или иначе, но его полугодовое путешествие по маршруту Москва — Н. Новгород — Казань — Пермь — Тобольск — Алтай, считается важнейшей вехой в сборе информации для науки. Следует добавить, что известного специалиста во всех его странствиях по империи, сопровождала довольно многочисленная охрана. Географией России занимался ещё один немец — Пётр Кеппен, создавший в 1738-ом году этнографическую карту страны (правда, без Кавказа и Сибири).
Он же стал одним из инициаторов основания Русского Географического Общества, учреждённого в 1845-ом году. Существенный вклад в формирование новой науки, внёс барон Август фон Гакстгаузен, также путешествовавший по российской глубинке (1842 — 1843) и собиравший сведения о народных обычаях, крестьянской общине, а особенно он интересовался религиозным расколом. Учёный (традиционно) не знал русского языка, но по результатам непростых изысканий, издал книгу о классификации народных верований.
Безусловно полезная книга вышла, естественно, на немецком языке и на нём же изучалась российскими чиновниками, а переведена на русский была лишь к 1870-му году, что ярко характеризует национальную принадлежность высшего света Российской империи.
Сказать, что сведения собранные Гакстгаузеном удивили элиту государства, значит здОрово преуменьшить эффект. Он утверждал, что крестьянская масса по-прежнему, в основном верует в старых богов, живёт по обычаям предков, а христианство плотно встроенно в древние традиции. Остаётся добавить, что сей учёный муж, считается ближайшим сподвижником братьев Гримм и больше того, второй том их сказок, во многом записан с его слов. В общем, личность заслуживающая доверия.
странники — богомольцы
В надёжных руках
Пример передовых немцев, воспроизводился буквально во всём. К середине XIX века власть решила таки скоординировать действия разрозненных иностранцев. да и не хватало их на всё про всё. И такой центр был создан (по прусскому примеру ) при министерстве внутренних дел. И то верно, кому ещё собирать информацию о различных (подозрительных, по мнению власти) народных проявлениях, как не полиции?! В период с 1842-го по 1852-ой год графом Перовским, на тот момент министром МВД, был сформирован вокруг себя костяк специалистов, по сути, написавших российскую этнографию, в известном нам сегодня виде.
Вот несколько фамилий: В. И. Даль (тот самый) был правой рукой Перовского и возглавлял канцелярию министерства, а также Аксаков, Надеждин, Артемьев, Сахаров, Терещенко и другие. Отдельно стоит упомянуть Д. А. Толстого — будущего министра МВД (при Александре III), уделявшего пристальное внимание изучению раскола и староверов. Вообще старообрядцам, староверам и различным малоизвестным культам, получившим распространение после известной Никонианской реформы, следует посвятить отдельную статью. Они того, безусловно стоят!
А пока вернёмся к деятелям полицейского ведомства. Справедливо рассудив, что из удобных кабинетов необходимо переместиться ближе к источнику исследования, были организованы экспедиции в Ярославскую, Костромскую, Нижегородскую губернии. Одной из целей, было задание разобраться с реальным положением дел с церковной статистикой по верующим. Результаты просто ошеломили чиновников!
Выяснилось, что количество народных культов нужно сначала умножить на 10 — 11, а потом уже детально разбираться кого и сколько есть. Была открыта для высшего света «секта» бегунов — странников и некоторые другие. Чиновникам МВД активно помогали в изучении язычества населения, их коллеги из министерства имущества, также выезжавшие для изучения «на землю», поближе к народу. Ну некому больше было этим заняться!
Фундамент знаний
Изыскания производились под бдительным присмотром немецких мужей, имевших успешный опыт создания фундамента знаний о немецких народах с нуля. Российские энтузиасты, понятное дело, во всём слушали иностранных экспертов, руководствовались и вдохновлялись их примером. Особо нужно отметить, что «семена посеянные» в иезуитских образовательных учреждениях, обильно взошли и добились к тому времени внушительных карьерных высот.
Следуя моде на различные общества (как сегодня НКО), было образовано общество покровительства животных, по инициативе которого, руководствуясь благой целью освобождения от рабства и «невыносимых» условий содержания, к 1870-му году, только по официальным (учтённым) данным, было расстреляно более 4500 ручных медведей! Это ярмарочные, водимые, цирковые и другие обученные, ручные животные.
Даже сегодня, мы с трепетом относимся к зверю, являющемуся символом России, а в те времена он просто олицетворял народную веру и связь с миром богов. Практически, был священным животным. Но нашлись люди, которые о них «позаботились»… Одним из активных членов пресловутого общества был, кстати, внук А. В. Суворова — А. А. Суворов, выпускник российского, а затем и европейских иезуитских колледжей.
Его издевательскому стилю общения с представителями народа, доходившего по разным свидетельствам до физического воздействия, посвящён рассказ Н. Лескова «Иродова работа«. Позволю себе небольшую выдержку: «… князь Александр Аркадьевич Суворов, в бытность его остзейским (эстонским) генерал-губернатором, был для тамошних русских людей ( в основном, староверов) тяжелее всех правителей из коренных немцев, но он делал это не как немецкий гелертер, а как русский барчук...».
лубочный образ России
Другим последователем немецкой этнографической школы является А. Афанасьев — собиратель сказок и сказаний. Работая в Московском архиве МВД, он также как братья Гримм, совершенно не выезжал «в поля», накапливая материал полученный от знакомых. Много текстов, в частности, ему передавали Даль и Кеппен, а издавал его Генрих Амон, француз по происхождению и его родственник. Что из имеющегося материала правда, а что преувеличение и вымыслы, мы теперь никогда не узнаем. Хотя стоит отметить громкие обвинения представителей РПЦ и других этнографов (А. Н. Пыпин) В. И. Даля в выдумках и фантазиях.
То же можно сказать о материалах П. И. Мельникова — Печорского, писавшего о староверах, раскольниках, народных культах. Современный нижегородский этнограф Н. В. Морохин уличил Печорского в буйстве безудержной фантазии и откровенной чуши о мордве и марийцах. Доходило до того, что выражение «молись больше» было озвучено, как имя некой богини. Можно себе представить, что понаписали многочисленные исследователи — активисты, руководимые немецкими маститыми учёными, в большинстве своём, не знавшим даже русского языка!
Претензии к самодеятельности, выраженной в описании быта, традиций и устного наследия народов российских, совсем не редкость. В заключение хочется вспомнить высказывание одного из честных русских историков В. Н. Татищева, отмечавшего что народы, которых мы сегодня именуем татарами, сами себя так никогда ранее не звали, пользуясь древними родоплеменными названиями.
То же самое можно сказать и о многих других названиях племён и народов. Кто им дал такие имена и что ещё напридумывали немецкие наёмные специалисты, чудесным образом воспылавшие зудом познания и просвещения, по отношению к российским народам? Во всяком случае, лубочный и книжный образ русского (в широком этническом смысле) крестьянина, известного вам по учебникам и книгам, скорее всего, весьма далёк от действительности.
Материал подготовлен по видео доктора исторических наук А. В. Пыжикова.
Святослав