Крым: от русской Тмутаракани к Орде



Хазарско-византийский период

VIII—Х века — это период хазарского влияния в Крыму. Хазария была весьма интересным государственным образованием. Хазарские племена занимали территорию от Прикаспия и от устья Волги до Дона и от Предкавказья до Приазовья. Большую часть населения составляли потомки всё тех же скифов (сарматов и аланов), которые никуда не делись с огромных просторов от Черного моря до Урала и далее. Следов тотального геноцида и замещения иным этническим элементом нет. Входили в Хазарию и некоторые славянские союзы племен. 

С 650 года хазарами правила династия Ашина, столицей которой был город Семендер на реке Терек в Дагестане. Примерно в 740 году один из хазарских военачальников — Булан перешёл в иудаизм. В Хазарии произошла гражданская война, которая привела к смене элит. Языческая элита потерпела поражение. Иудеи заняли господствующее положение, используя в качестве наемной карательной силы мусульманских воинов. Столицей стал Итиль на Волге. Основой экономики простого населения было скотоводство, земледелие и рыболовство. А иудейская верхушка Хазарии (евреи-рахдониты) получала огромные доходы за счёт контроля над транзитными путями, идущими с Востока на Запад. Хазария контролировала устья рек Дон и Волга, часть Каспия, а также Крым, где проходил и Великий шёлковый путь. 

Кроме того, рахдониты использовали военную машину Хазарии для обеспечивающей большие барыши работорговли. Хазары брали с подконтрольных славянских и иных земель (финно-угров) дань людьми. Радзивилловская летопись сообщает, что хазары брали «по белой девице с дыма». А рядом на миниатюре, чтобы не было ошибки, не приняли за описку, изображена группа девиц и старейшина, склонившийся перед хазарином. Славянские дети и девушки пользовались большим спросом на рынках Востока. В Хазарском каганате правил клан работорговцев. Видимо, это позорное для славян явление и станет основой о сказках и былях «чудо-юде поганом», «змее», требовавшем себе красных девиц. Историк Лев Гумилев не зря называл Хазарию «химерой на Волге». 

Во второй половине VII столетия Хазария установила контроль почти над всем Крымом, кроме Херсонеса Таврического. Многие селения были разрушены хазарскими набегами. При этом хазары особо не вмешивались во внутреннюю жизнь жителей полуострова, обложив их данью и торговыми пошлинами. Жителям городов было оставлено самоуправление. Представитель власти, тархан, располагался в Судаке. В начале VIII века Хазария и Византия разделили Крым на сферы влияния: степной Крым стал хазарским, ромеям принадлежал южный и юго-западный Крым с Херсонесом. В середине VIII века, когда Византия переживала период политической нестабильности, хазары попытались захватить южный берег Крыма. Однако встретили сильное сопротивление местного населения. Византия сохранила своё влияние на полуострове. 

В византийской части полуострова основную массу жителей представляли свободные сельские общины, во главе которых стояли советы старейшин и местные священники, старосты. Над ними стояли землевладельцы («тимарионы»), хозяева замков-исаров. Местным феодалам подчинялись зависимые крестьяне. Ещё выше стояли «топархи» и «архонты» — начальники воинских гарнизонов и крепостей, представители византийской власти. До начала XIII века они подчинялись Константинополю, но после захвата Византии крестоносцами в 1204 году, власть перешла владетельному князю Феодоро, бывшему архонту византийской провинции. Это небольшое христианское княжество со столицей в городе Мангупе, население которого состояло из готов, греков и алан, просуществовало до XV столетия. Феодоро было разгромлено османскими войсками.

Крым: от русской Тмутаракани к Орде

Развалины стен Херсонеса


Русское влияние

В этот же период в Крыму появляется славяно-русский элемент. По мнению ряда исследователей, информация которых не вписывается в «классическую» историю (написанную немцами и их учениками), славяно-русское присутствие на полуострове прослеживает с более ранних времен, ещё со времени сармато-аланского периода (Тайны русской истории: Азово-Черноморская Русь и Варяжская Русь; Часть 2). 

В середине VIII века известен поход русов с Дона в Крымский полуостров до самого Судака. Словосочетание «рус» или «рос» как имя восточнославянского народа были известно византийским и арабским источникам. При этом греки (ромеи) связывали «скифов» («тавроскифов») с русами, а «Великую Скифию» с Русью. Древнерусское государство постепенно стало контролировать значительную часть Северного Причерноморья. Племенной союз уличей населял земли вдоль нижнего течения Днепра, Южного Буга, Днестра и побережья Чёрного моря. Тиверцы жили в междуречье Днестра и Прута, а также Дуная. Славянские поселения были и в Крыму. На полуострове обнаружено значительное число предметов славяно-русского происхождения. В Корсуни и юго-восточной части полуострова найдено славянское оружие, культовые предметы с надписями на русском языке, славянская посуда и другие предметы быта.

В X веке русы и хазары ожесточенно воевали. Первые Рюриковичи (династия Сокола) пытались установить свой контроль над южными союзами славяно-русских племен, которые были под власть хазар (включая полян и вятичей). Необходимо было ликвидировать военную угрозу с юга и ещё более опасную концептуальную «хазарскую химеру», которая распространяла кровавые рабовладельческие порядки на земли Руси (Почему Хазария была для Руси страшным врагом — "чудом-юдом";Сабельный удар Святослава по хазарскому "чуду-юду"). Была и экономическая предпосылка войны. Русским князьям также был необходим контроль над торговыми путями. Историк Борис Рыбаков писал: «Борьба за свободу и безопасность торговых путей из Руси на Восток становилась общеевропейским делом. Паразитарное государство хазар, жившее за счёт таможенных пошлин, держало в своих руках все выходы из Восточной Европы на Восток в страну гузов, Хорезм и остальные владения Халифата. Хазарский каганат брал огромные пошлины при проезде и возврате, а в случае благоприятного для него соотношения сил просто грабил возвращавшиеся русские караваны, как это было в 913 году». 

Воевал с хазарами князь Олег Вещий. В 939 году князь русов Игорь взял хазарский город Самкерц, расположенный на Таманском полуострове. В 964 году Святослав освободил из-под власти хазар большой племенной союз вятичей. В ходе похода 965-966 гг. дружина Святослава при поддержке союзных печенегов разгромила хазарскую армию, взяла столицу Хазарского каганата — Итиль, захватила и второй город хазар — Семендер, расположенный на Тереке. Затем были покорены северокавказские племена ясов и касогов. Поход был завершён на Таманском полуострове. Возвращаясь домой, Святослав взял важную хазарскую крепость на Дону — Саркел, переименовав его в Белую Вежу. В этот же период в Крыму появились печенеги, они разгромили значительную часть поселений. 

Результаты похода были исключительны. Огромная Хазарская империя была разгромлена всего за год и перестала быть угрозой для Руси. Хазары-евреи бежали, часть осели на Кавказе, часть — в Крыму. Пути на Восток были расчищены. Саркел и Тмутаракань — два важнейших центра юго-востока, стали русскими городами, образовав Тумутараканское княжество. 

Крым: от русской Тмутаракани к Орде

Изменилось соотношение сил и в ранее полувизантийском, полухазарском Крыму. Керчь (Корчев) стала русским городом. Спустя сто лет князь Глеб, праправнук Святослава, измерял замерзший Керченский пролив и оставил знаменитую надпись о том, как он «мерял море по льду от Тмутаракани до Корчева 14000 сажен», как отмечая столетний юбилей русской победы и господства на столь важной коммуникации. Тмутараканское княжество просуществовало до XII столетия, когда его земли попали под контроль половцев. В это время Черное море назвалось Русским. 

Примерно в 988-989 гг. русский князь Владимир осадил и взял штурмом Херсонес Таврический, стратегический центр Византии в Крыму и Причерноморье. Он это сделал, так как византийские басилевсы Василий II и Константин VIII обманули его. В своё время, оказавшись в безвыходном положении из-за внутреннего мятежа, поднятого византийским полководцем Вардой Фока, они попросили военную помощь у Владимира. Византия и Русь заключили военный союз. Два византийских императора обещали Владимиру отдать в жены свою сестру Анну, но не выполнили обещание. Русские войска подавили мятеж, а Анну за Владимира не отдали. Тогда Владимир взял Херсонес, объявив, что это предупреждение перед походом русской армии на Константинополь. Анна была отправлена в Херсонес Таврический, где и состоялась свадьба. Владимир передал Херсонес ромеям и вернулся в Киев. В это же время он принял крещение и решил сделать христианство государственной религией на Руси. 

В этот период славяне составили значительную часть населения Крымского полуострова. Старый Крым, Судак, Мангуп, Херсонес — именно здесь славяне составляли наиболее значительную часть населения. Столица Тмутараканского княжества находилась в районе станицы Тамань на Таманском полуострове. Русская Тмутаракань была возведена на месте хазарского города Таматархи, ранее здесь располагался греческий город Гермонасса, основанный в VI веке до н. э. Здесь проживали русские, ясы, касоги, готы и половцы. Тмутаракань довольно долго была вторым по значению торговым центром Черного моря, уступая только Константинополю. Через Тмутаракань проходили почти все морские и степные торговые пути XI — XII вв. В конце X века в состав княжества вошли остатки восстановленного Византией Боспорского царства. Мстислав Владимирович, который правил княжеством до 1036 года, укрепил и расширил границы княжества. Мстислав покорил касогов, убив в поединке их князя Редедю. Русский князь совершал походы на Ширван. Тмутаракань прочно вошла в состав Черниговского княжества. 

Крым: от русской Тмутаракани к Орде

Единоборство Мстислава с Редедей. Николай Рерих

Таким образом, утверждения представителей крымских татар, что они являются коренным населением Крымского полуострова и поэтому должны иметь определённые льготы, не соответствует исторической реальности. Славяно-русское население жило в Крыму с древнейших времен и имеет намного больше прав именоваться коренным населением Крыма-Таврии.

Тмутаракань была утрачена, когда контроль над Северным Причерноморьем установили половцы. В конце XI века половцы нанесли сокрушительное поражение печенегам. Ранее половцы проживали в бассейне рек Иртыша и Тобола, а в середине XI века проникли в Приднепровье и Северное Причерноморье. Они также являлись потомками скифов, и в антропологическим и культурном отношениях не сильно отличались от русов Киева, Чернигова и Рязани. Основная разница была в том, что Киевско-Новгородская Русь уже подверглась христианизации, а половцы, как и будущие «татары», были язычниками, поклонялись Небесному Отцу и Матери Земле. На Руси за светлый цвет волос их называли «половцами» (по-русски полова означает солома), а на Западе — команами или куманами. Арабы называли их кипчаками. С половцами русы то воевали, то мирились, дружили и торговали. К примеру, очень хорошие отношения с половцами были у князя Даниила Галицкого, который использовал половцев как лёгкую конницу во время своих походов на ятвягов и Литву. У русских князей половцы просили поддержки, когда вторглись «татары». Половецкие красавицы были женами многих князей. 

Русь в этот период уже находилась в упадке. К середине XII века единая Русь развалилась на пятнадцать крупных государственных образований, которые, в свою очередь, дробились на уделы. Южная Русь из-за постоянных усобиц князей, которые часто приглашали на помощь союзных им половцев, быстро утратила прежнее значение. Идеологический, политический и экономический центр русской земли переходил на северо-восток в бассейн верхней Волги, бывшую окраину русской державы. Русь больше не влияла на процессы, протекающие в Северном Причерноморье. Русские ушли из Крыма и Причерноморья на весьма длительный период. 

Крым, кроме Керченского полуострова и Херсонеса, попал под власть половцев. Их главным опорным пунктом в Крыму стал Судак (Сугдея). Через этот город проходила торговля товарами из Руси, Европы, Великой степи, Малой Азии, Индии и Китая. Надо отметить, что в это время русские ещё присутствовали в Крыму. Так, когда Судак в 1222 году атаковали сельджуки из расположенного в Малой Азии Румского султаната — предлогом для вторжения послужили жалобы сельджукских купцов на Сугдею, которых якобы обижали в городе, в бой с врагом вступило объединенное русско-половецкое войско. 

Влияние Византии в Крыму, после захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году и развал империи на части, резко ослабло. Из обломков империи возникли Никейская империя на западе Малой Азии и Трапезундская империя в северной части Малой Азии, у Черного моря. Византия больше не контролировала южный и юго-западный Крым. Херсонес платил дань Трапезунду, но его власть в Крыму была номинальной. Только после воссоздания Византийской империи в 1261 году Херсон снова подчинился Константинополю. 

В середине XII века на юго-западе полуострова появилось княжество Феодоро (Мангупское княжество). Княжество населяли потомки тавров, аланы, готы и греки. Границы княжества проходили по черноморскому побережью от Балаклавы до Алушты, а на севере — до реки Качи. Столицей Феодоро был город Мангуп, расположенный в районе современного Бахчисарая. Вторым крупным городом христианского княжества была крепость Фуна. Княжество имело широкие международные связи, в том числе и с Москвой. В нём проживало около 200 тыс. человек. Феодоро враждовало с генуэзцами и крымскими татарами. Его уничтожат турки-османы. 

Орда

В 1223 году «монголо-татары» нанесли поражение половцам, затем разбили русско-половецкое войско. «Монголы» впервые громят Судак. Вернулись «монголы» в 1239 году и уже пришли надолго. Половцы, после отчаянно сопротивления, были разгромлена. Основная масса простого населения влилась в Орду. Часть военной элиты была уничтожена, часть бежала в Европу и в Византию. Половцы, жившие в степном Крыму, были уничтожены или подчинены, их города и селения разрушены. Вернувшиеся в 1242 году из похода «монголы» прочно осели в Крыму, который стал улусом — провинцией огромной Ордынской империи. Крымский улус управлялся наместником великого хана. Судак сохранил значение международного порта, позднее такой же статус приобрела Феодосия. 

Необходимо отметить, что в антропологическом и культурном отношении «монголо-татары» не имели никакого отношения к настоящим монголам-монголоидам. Это были классические северные европеоиды. И описания большинства книг и фильмов, где показывают озверелых лиц «монгольской национальности», не соответствуют истине (О странностях "татаро-монгольского" нашествия; Проблема "монгольского" нашествия на Русь; Часть 2;Часть 3; Часть 4). Миф о «монголо-татарском» нашествии был создан специально по заказу Ватикана и хозяев западного проекта, чтобы скрыть истину о существовании многотысячелетней северной цивилизации, известной под именами «Великой Скифии», «Сарматии», «Орды» и «Великой Тартарии», прямым наследником которой является русская цивилизация и суперэтнос русов-русских. 

В Российской империи этот миф был официально признан, чтобы узаконить династию Романовых и прозападный курс, европеизацию России. Необходимо было стереть память русов, превратить Русь-Россию в культурный, сырьевой придаток европейской цивилизации. Хотя в реальности Европа всегда была окраиной великой северной цивилизации, откуда тысячелетиями исходили пассионарные волны, которые приводили к появлению новых культур, государств и народов. Отсюда ненависть и страх хозяев Запада, желание решить «русский вопрос» — полностью уничтожить и ассимилировать русских.

Крымский наместник — улусный эмир, имел в подчинении тысячников, сотников и десятников, которые получили земельные наделы с зависимым населением и постепенно стали местными феодалами. Уцелевшее население было обложено налогами и податями, и в первое время подвергалось постоянному грабежу, людей угоняли для продажи в рабство. Через Крым в Орду шли мусульманские купцы и миссионеры. В 1260-е годы в Крым из Малой Азии переселилась большая группа турков-сельджуков. Это резко ускорило исламизацию полуострова. Появляются первые мечети. После исламизации Орды ситуация в Крыму ухудшилась из-за религиозного пресса. Местные жители подвергались исламизации, те, кто сохранял свою веру, были утеснены в правовом отношении. В итоге исламизация привела к тому, что на полуострове были уничтожены остатки прежнего, древнего населения. Часть людей истребили во время многочисленных конфликтов, так как христиане были наименее защищены, других ассимилировали. 

Столицей Крымского улуса и резиденцией улусного эмира стал город «Къырым» — «Крым», возведенный ордынцами в долине реки Чурук-Су на юго-востоке полуострова. От название этого города полуостров и получил нынешнее название. Таврика стала Крымом. Город на некоторое время стал транзитным и таможенным центром полуострова. С середины XIV века эту функцию взяла на себя генуэзская колония Тана, основанная в устье Дона. Кроме того, на караванном пути в восточной части полуострова строится город Карасубазар — «Базар на реке Кара-су», который быстро превратился в самый многолюдный и богатый город Крыма. 

Крым: от русской Тмутаракани к Орде

Генуэзская крепость в Судаке

Продолжение следует…  

Александр Самсонов 

Источник: topwar.ru



войдите Vkontakte Yandex

Комментарии 1

  1. Сова 03 июля 2015, 10:01 # 0
    Да, образ «тараро-монголов» как тюрок монголоидов — это миф.
    Однако интересен всё же вопрос другой. Орда в Крыму — это
    войска так называемой Великой Тартарии? Но откуда в Тартарии
    мусульманство? Это была ведическая («языческая») империя,
    т.е. не религиозная, а мировоззренческая. Мусульманство
    возникло как военная ветвь христианства, и гораздо позже
    ответвилось, а христианами была признана сектой и ересью.
    И появиться оно могло только из стран, где уже появилось христианство.
    Арабская вязь — письмо, элементы костюма, принятые как «азиатские», сабли
    как раз скорее всего являются элементами той же русской культуры. Арабское письмо
    скорее всего пришло из ведизма и было военным способом шифровки
    особо важных документов, текстов. В ислам попало от перешедших в эту религию русских воинов,
    учившихся военному делу ещё в ведической империи.Но влияние в Крыму Турции — это
    уже другое дело, уже реально мусульманское, причём там, по-видимому, галатская (по сути
    славянская, а не тюркская верхушка правителей) приняло ислам. Замечу, что правители
    османов даже в официальной версии активно женились именно на славянках.
    Так что следы Ордынские- ведические и турецкие-мусульманские всё же
    следует разделить, и культурно и по времени появления. Тема интересная и
    требует более глубокого и всестороннего изучения.
    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.