Ниже - отрывки из свидетельств современников-иностранцев о жизни народов России в 15-16-17 веках. И что удивительно: в последующие столетия вплоть до революции подобные описания говорят уже не о столь яркой и красочной жизни простого народа.
Одной из причин, безусловно, является ужесточение условий крепостной зависимости. Понятно, что эта причина - не единственная. О другой очевидной причине мы умолчим по понятным соображениям. Ну, а уже ближе к ХХ веку ещё одним фактором ухудшения жизни народа стало выкачивание либералами из России и крестьян всех жизненных сил для удовлетворения контрактов по экспортным обязательствам страны.
Помните, как генерал Нечволодов цитировал: „Недоедим, но вывезем!”
Итак, „Кому на Руси жить хорошо”
***
Возьмем в качестве источников заметки и цитаты из воспоминаний иностранцев, посещавших Россию в разное время. Им, по идее, не было необходимости заниматься приукрашиванием чужой действительности.
Юрий Крижанич, хорватский богослов и философ, в 1659 годуприбывший в Россию. В 1661 он был отправлен в ссылку в Тобольск – его воззрения на единую, независимую от земных споров церковь Христову были неприемлемы как для защитников православия, так и для католиков.
В ссылке он провёл 16 лет, где написал трактат «Политика», в котором тщательно проанализировал экономическое и политическое положение России:
«Люди даже низшего сословия подбивают соболями целые шапки и целые шубы..., а что можно выдумать нелепее того, что даже чёрные люди и крестьяне носят рубахи, шитые золотом и жемчугом?.. Шапки, однорядки и воротники украшают нашивками и твезами, шариками, завязками, шнурами из жемчуга, золота и шёлка…
Следовало бы запретить простым людям употреблять шёлк, золотую пряжу и дорогие алые ткани, чтобы боярское сословие отличалось от простых людей. Ибо никуда не гоже, чтобы ничтожный писец ходил в одинаковом платье со знатным боярином...
Такого безобразия нет нигде в Европе. Наигоршие чёрные люди носят шёлковые платья. Их жён не отличить от первейших боярынь…»
И.П. Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме
Вот что пишет Крижанич про еду:
"Русская земля по сравнению с Польской, Литовской и Шведской землями и Белой Русью гораздо плодороднее и урожайнее. Растут на Руси большие и хорошие огородные овощи, капуста, редька, свекла, лук, репа и иное.
Индейские и домашние куры и яйца в Москве крупнее и вкуснее, нежели в упомянутых выше странах. Хлеб, действительно, на Руси сельские и прочие простые люди едят намного лучший и больше, нежели в Литве, в Польской да Шведской землях. Рыба также добывается в изобилии…»
Данные Василия Ключевского по 1630 году: типичное малоземельное (засевавшее поле размером в одну десятину, то есть 1,09 га ) крестьянское хозяйство Муромского уезда: «3-4 улья пчёл, 2-3 лошади с жеребятами, 1-3 коровы с подтёлками, 3-6 овец, 3-4 свиньи и в клетях 6-10 четвертей (1,26-2,1 куб. м) всякого хлеба…»
Русские крестьяне Пензенской губернии. Воспроизведено по книге: Орлов Н. Типы населения Пензенской губернии. Пенза.
Адам Олеарий, секретарь посольства, посланного шлезвиг-голштинским герцогом Фридрихом III к персидскому шаху, побывал в России в 1634 и 1636-1639 гг. И отметил дешевизну продуктов в России!
«Вообще по всей России, вследствие плодородной почвы, провиант очень дёшев, 2 копейки за курицу, 9 яиц получали мы за копейку…
Так как пернатой дичи у них имеется громадное количество, то её не считают такой редкостью и не ценят так, как у нас: глухарей, тетеревов и рябчиков разных пород, диких гусей и уток можно получать у крестьян за небольшую сумму денег…»
Персиянин Орудж-бек Баят (Урух-бек), который в конце 16 века был в составе персидского посольства в Испанию, где обратился в христианство и стал именоваться Дон Хуан Персидский, также отмечает дешевизну еды в России:
«Мы пробыли в городе [Казани] восемь дней, причём нас так обильно угощали, что кушанья приходилось выбрасывать за окно. В этой стране нет бедняков, потому что съестные припасы столь дёшевы, что люди выходят на дорогу отыскивать, кому бы их отдать…»
Вот записки венецианского торговца и дипломата Барбаро Иосафат, в 1479 году побывавшего в Москве:
«Изобилие хлеба и мяса здесь так велико, что говядину продают не на вес, а по глазомеру. За один марк вы можете получить 4 фунта мяса, 70 куриц стоят червонец, и гусь не более 3 марок.
Зимою привозят в Москву такое множество быков, свиней и других животных, совсем уже ободранных и замороженных, что за один раз можно купить до двухсот штук…»
Секретарь австрийского посла в России Гвариента Иоанн Корб, бывший в России в 1699 году, также отмечает дешевизну мяса:
«Куропатки, утки и другие дикие птицы, которые составляют предмет удовольствия для многих народов и очень дороги у них, продаются здесь за небольшую цену, например, можно купить куропатку за две или за три копейки, да и прочие породы птиц приобретаются не за большую сумму…»
Русские крестьяне Пензенской губернии. Воспроизведено по книге: Орлов Н. Типы населения Пензенской губернии. Пенза.
Соотечественник Корба, Адольф Лизек, состоявший секретарём при австрийских послах, бывших в Москве в 1675-м году, и вовсе отмечает, что
«птиц так много, что жаворонков, скворцов и дроздов не едят…»
В том же 17-м веке в Германии проблему с мясом решали по-другому. Там за время Тридцатилетней войны (1618-1648) было уничтожено около 40% населения. В результате дело дошло до того, что в Ганновере власти официально разрешили торговлю мясом людей, умерших от голода, а в некоторых областях Германии (христианской, между прочим, страны) было разрешено многожёнство для восполнения людских потерь.
Русские крестьяне Пензенской губернии. Воспроизведено по книге: Орлов Н. Типы населения Пензенской губернии. Пенза.
Жилищный вопрос
Адам Олеарий:
"Те, чьи дома погибли от пожара, легко могут обзавестись новыми домами: за Белой стеной на особом рынке стоит много домов, частью сложенных, частью разобранных. Их можно купить и задёшево доставить на место и сложить»
Яков Рейтенфельс, курляндский дворянин, пребывал в Москве с 1670 по 1673 год.
«Подле Скородума простирается обширнейшая площадь, на которой продаётся невероятное количество всякого леса: балок, досок, даже мостов и башен, срубленных уже и отделанных домов, которые без всякого затруднения после покупки и разборки их перевозятся куда угодно»
Теперь было бы интересно сравнить жизнь крестьян у нас и заграницей во времена Российской империи.
Даниил Иванов