Возникновение среднего технического образования в России
С самого начала своей деятельности в 1866 году Императорское русское техническое общество занималось развитием науки, техники и промышленности в России. Но увеличение технического потенциала русских заводов и фабрик наталкивалось на низкую грамотность народа. Высшее техническое образование в нашей стране создавали со времен Петра I, однако среднее техническое образование до середины XIX века фактически отсутствовало.
Особенно остро в то время государству не хватало квалифицированных рабочих. Не случайно в 1868 году в газете «Санкт-Петербургские ведомости» была напечатана статья знаменитого русского педагога К.Д. Ушинского «Необходимость ремесленных школ в столицах», в которой основоположник научной педагогики доказывал, что техническое образование рабочих — это «нравственная и экономическая потребность», что в этом «есть и патриотическая сторона», так как «хорошая подготовка подмастерьев и мастеров избавит Россию от необходимости приглашать иностранных специалистов, к нам перестанут приезжать наживаться чужеземцы, эксплуататоры наших замечательных дарований».
Императорское русское техническое общество первым в нашей стране озаботилось подготовкой грамотных кадров для промышленности. В апреле 1868 года один из основателей и секретарь ИРТО Евгений Николаевич Андреев представил обществу подробный доклад о «Ремесленном обучении за границей». По итогам доклада 15 мая 1868 года при ИРТО была учреждена «Постоянная учебная комиссия по техническому и профессиональному обучению».
В отечественную историю этот орган вошел как «Комиссия по техническому образованию». Первоначально комиссия занялась созданием технических училищ и вечерних школ для рабочих Петербурга. Первое такое училище было открыто в 1869 году.
Комиссия по техническому образованию пользовалась немалым авторитетом даже у правительства Российской империи, которое 10 мая 1882 года приняло специальное решение, согласно которому ИРТО разрешалось «устраивать училища при заводах и фабриках, а также в местностях, населенных фабричными рабочими и ремесленниками, с целью распространения в их среде необходимого для них образования».
Фактически именно РТО начало создание в нашей стране системы среднего технического образования. За следующие четверть века активистами комиссии на средства, собранные ИРТО, в столице Российской империи были открыты четыре технических училища, десять вечерних и воскресных школ для взрослых рабочих, три ремесленных училища для подростков и двенадцать школ для детей рабочих. Только при Путиловском заводе открыли четыре профессионально-технические школы (общеобразовательные классы для детей рабочих, «женские рукодельные классы», учебная мастерская и вечерние классы для взрослых рабочих).
«Сам факт устройства таких школ для взрослых рабочих, почти поголовно безграмотных в то время, когда в нашей столице и детских-то школ почти не было, следует признать выдающимся явлением в истории народного просвещения в России», — писал в 1897 году А.Г. Небольсин, третий председатель Комиссии по техническому образованию («Краткий обзор деятельности Постоянной комиссии по техническому образованию за последние 25 лет», СПб, 1897).
Губернские отделения Императорского русского технического общества занялись созданием аналогичных рабочих школ в других городах России. Помимо Петербурга отделения Комиссии ИРТО по техническому образованию появились в Москве, Саратове, Казани, Одессе, затем в ряде иных городов.
В 1897 году в Москве открылись «Пречистенские бесплатные общеобразовательные курсы для рабочих». Через десять лет на них обучалось уже свыше 1500 рабочих. Среди лекторов Пречистенских курсов был, например, знаменитый русский врач Иван Сеченов, на встречу с учащимися курсов приезжал Лев Толстой.
К началу XX столетия ИРТО ежегодно тратило на свои технические училища и рабочие школы не менее 100 тыс. руб. Половину от этой суммы давали членские взносы частных лиц и коммерческих организаций, поддерживавших деятельность ИРТО. Четверть приносили пожертвования крупнейших государственных («казенных», как тогда говорили) заводов вроде Балтийского или Обуховского или заводов Артиллерийского ведомства, которым требовалась подготовка квалифицированных рабочих. Оставшуюся четверть вносило Министерство просвещения.
Комиссия ИРТО по техническому образованию, помимо создания учебных заведений, занималась и научной разработкой основ и методик технического образования. По инициативе комиссии в 1889, 1895 и 1904 годах были проведены три Всероссийских съезда русских деятелей по техническому и профессиональному образованию. На каждый такой съезд в Петербурге собиралось множество ученых и педагогов со всей России. Так, на первом съезде присутствовали 1076 делегатов, а на втором их было уже 2727 человек.
Активным участником Комиссии ИРТО по техническому образованию был Дмитрий Константинович Советкин, инспектор Императорского московского технического училища (будущего Университета имени Баумана). Именно Советкин впервые систематизировал производственное обучение, создав, по сути, новое педагогическое направление — «преподавание мастерства».
Для обобщения и обмена опытом с 1892 года Комиссия ИРТО по техническому образованию начала издавать первый в России педагогический журнал, который так и назывался — «Техническое образование» (с 1908 года — «Техническое и коммерческое образование»). Члены комиссии также подготовили множество первых учебников по различным предметам для ремесленных школ и училищ.
До начала Первой мировой войны учебные заведения, созданные ИРТО, окончили свыше 140 тысяч человек. К 1917 году по всей России функционировало свыше 50 учебных заведений, созданных ИРТО, в которых обучались более 8 тысяч человек. То есть примерно каждый десятый учащийся, получавший среднее техническое образование в России того времени, бесплатно учился в школах и училищах, созданных Императорским русским техническим обществом.
Алексей Волынец