Русские Вести

«Когда не будет армян, не будет больше армянского вопроса»


24 апреля мир вспоминает геноцид армян в Османской Империи. Представляем читателям одну из версий тех трагических событий — отрывок из книги советского армянского историка Джона Киракосяна «Младотурки перед судом истории».

«Воспользовавшись войной, младотурецкие власти решили довершить те злодеяния, которые в свое время начал „кровавый султан“ Абдул-Хамид. …Под видом депортации младотурки с немецкими империалистами подготовили и хладнокровно осуществили план массового истребления армянского народа в Турции. …Пресловутая депортация представляла не что иное, как массовое убийство армян» (Новая история стран зарубежного Востока. Том II, М., 1952, с. 399).

Академик Е. В. Тарле писал, что Талаат-паша и Энвер-паша «решили привести в исполнение обширный план физического истребления армянского народа» (Тарле Е. В. Европа в эпоху империализма. 1871-1919. Соч., т. V, М., 1958, с. 398).

Армянский клин должен был быть устранен с дороги на Туран. По мнению немецкого востоковеда Йозефа Маркварта, младотурки рассуждали так: «Когда не будет армян, не будет больше армянского вопроса». Он упоминает тайную резолюцию Иттихада, принятую в 1910 г. в Салониках, по которой империя должна была стать чисто турецкой в результате уничтожения христиан и нетурецких элементов. Затем Маркварт указывает на отрицательные с точки зрения интересов армянского народа последствия услуг, оказанных младотуркам кайзеровской Германией (Marquart J. L’Origine et la Reconstitution de la Nation Armenienne. Traduction de Marie K. J. Basmadjian. Paris, 1919). Мировая война стала для младотурок благоприятной возможностью решить эту проблему с меньшим шумом и с большим «успехом». И западные армяне были уничтожены со всей бесчеловечностью, присущей вандалам. Армянский очаг был разрушен. Историческая родина армян, где на протяжении веков была создана одна из великих цивилизаций, обезлюдела.

Война была злом для всех. Говоря о губительных последствиях войны, никто не закрывает глаза на те беды, которые обрушились и на другие народы Османской империи, в том числе и на турецкий народ. Это было всеобщее бедствие (Мирный С. К вопросу об определении, стоимости мировой войны для Турции. — Журнал «Новый Восток». № 1, 1923, с. 473). В годы войны население Турции страдало от голода и эпидемий. Пришла в упадок торговля. Сельское хозяйство, промышленность и транспорт страны были разорены. Финансы находились в печальном состоянии. Неимоверно подскочили цены. Тиф косил людей.

Однако, как было отмечено, наиболее губительный удар война нанесла западным армянам. Младотурки, воспользовавшись военной обстановкой, осуществили свою заранее запланированную программу уничтожения армян. В «Докладной записке о Турецкой Армении», адресованной В. И. Ленину в ноябре 1917 г., В. Терьян писал: «Правительство младотурок, всецело проникнутое идеями панисламизма, во главе с Энвером и Талаатом… воспользовалось всемирным пожаром, дабы самым радикальным образом разрешить армянский вопрос. Это правительство решило подвергнуть армян физическому истреблению, чтобы тем самым раз и навсегда покончить с вопросом об Армении…» (Геноцид армян в Османской империи. Сборник документов и материалов под редакцией проф. Нерсисяна М, Г. Ереван, 1966, с. 510).

Младотурецкие лидеры выбрали удобный момент — под дымовой завесой войны можно было скрыть любое злодеяние. Из ряда переговоров, имевших место в 1912–1914 гг. вокруг вопроса о реформе, они убедились, что существует оппозиция, и армяне рано или поздно добьются самоуправления. Они были уверены, что в предстоявшей войне армяне станут серьезной силой в лагере противника и сочли необходимым ликвидировать самую возможность их подъема на борьбу.

По данным армянского патриаршества Стамбула, численность проживавших в Турции армян накануне войны составила 2,1 млн. (некоторые считают, что их было 3 млн.). Из них 407 тыс. проживало в Киликии, а 1163 тыс. — в шести вилайетах. Там они, при наличии курдов, турок и других наций составляли большинство населения (40%). Составляя среди 20-25-миллионного населения Турецкой империи 10%, армяне сосредоточили в своих руках 60% импортной и 40% экспортной торговли, а также 80% внутренней торговли.

Упомянутый уже нами А. Вамбери в своей небольшой книге, вышедшей в конце XIX в., признавал: «Подлинными турками являются потомки малоазийских сельджуков, и число этих подлинных турок в Турции очень мало по сравнению с числом других племен, населяющих империю». Он отмечал, что «туркам не удалось составить национальное большинство, необходимое для консолидации государства». Затем он добавлял, что «в азиатской Турции положение еще хуже, поскольку курды, армяне, греки, арабы, сирийцы, халдеи и др. составляют более двух третей всего населения» (Нор дар — газета, Тифлис, № 137, 1898). Накануне войны это соотношение почти не нарушилось.

Член центрального комитета Иттихада (Единение, Союз — азербайджанская партия панисламистской ориентации 1917-1920 гг. — прим. ИА Красная Весна) Наджи-бей заявил как-то члену турецкого парламента В. Папазяну, что их не удовлетворяет лояльность армян. Он ратовал за то, чтобы армяне сформировали добровольческие дружины для участия в войне против России. По его словам, после войны у кавказских народностей будет федеративный строй, и тогда турецкие армяне смогут переселиться на Кавказ и слиться со своими русскими братьями (Армяне и война — ежемесячный иллюстрированный журнал об армянской жизни. Одесса, 1916, VI, с. 46). Однако западные армяне не пошли на это.

Перед самой войной младотурки еще раз попытались преодолеть несговорчивость армян. С более умеренными предложениями они вошли в переговоры с представителями армянского населения в каждом вилайете… Младотурки отказались от проекта организации восстания армян на Кавказе. Взамен этого западные армяне должны были присоединиться к закавказской ханской верхушке, мятеж которой, по мнению младотурок, был неизбежен. Армяне отказались и от этого предложения (Papazian B. The Tragedy of Armenia. Boston-Chicago, 1918, с. 107).

5 августа 1914 г. Энвер издал приказ о формировании особых частей, которые должны были войти во всеобщую «Исламскую революционную армию».

В ряде статей, опубликованных в 1935 г., Азиз Самих (который в годы войны был одним из руководителей османского военного ведомства) указывал, что приказы о нападении на армянские села были даны в период до битвы при Сарыкамыше (между 29 октября и 5 ноября 1914 г.). В начале декабря 1914 года доктор Бехаэтдин Шакир находился при штабе 34-й османской дивизии в Муше. Основываясь на этих данных, К. Уокер приходит к заключению, «что присутствие там этого члена Иттихада — идеолога, политического деятеля, без сомнения, свидетельствует о том, что он был одним из главных организаторов погромов» (Walker, Chr. Armenia. The Survival of a Nation. NY, 1980, с. 200).

В конце 1914 г. лидеры младотурок приступили к практическому осуществлению программы уничтожения сирийцев-несториан в районе Урмии. Это было началом ликвидации всех нетурецких элементов, которые отделяли турок Анатолии от мусульманского населения Закавказья и Иранского Азербайджана (Turkey: A Past and a Future (with additions) from «The Round table». June, 1917. London, с. 30). Оправдывая эти действия младотурок, Текин Альп находил, что треть населения Ирана, в жилах которого течет турецкая кровь, должна возвратиться в лоно тюркизма. По его мнению, эта часть населения, включая шахов и великих визиров, философов и ученых, потерявшая свое турецкое самосознание, ассимилировавшаяся в иранской среде и говорившая по-персидски, должна была вновь стать турецкой. Он считал, что турки Турции и Ирана должны быть примерно в таких же взаимоотношениях, в каких находились немцы Баварии и Пруссии (там же, с. 31-32). По мнению младотурок, это было веским основанием для выселения армян, что они и сделали месяца через два, после поражения на фронте.

Английский дипломат и государственный деятель Роберт Сесил считает, что на мужественный отказ армян сражаться против России турецкое правительство ответило систематическими погромами в 1915 г. Две трети населения были высланы с изуверской жестокостью (Armenia’s Charter Right to Liberations by the Allies. From Lord Bryce to Mr. Balfour, September 30, 1918. Reprinted from the «Westminster Gazette», October 3, 1918).

Их выселяли регулярные войска и жандармы, убивали же на дорогах банды, отряды, составленные из уголовников. Когда выселяемые проходили через села, то красивые женщины и здоровые дети по дешевке, а иногда и совсем даром доставались местным турецким богатеям (Turkey: A Past and a Future (with additions) from «The Round table». June, 1917. London, с. 20-21).

Американский автор Клер Прайс приходит к выводу, что все, что произошло с армянами в Османской империи в 1915 г., было логическим завершением тех кровавых и трагических событий, которые вершились над ними в течение предшествующих 25 лет. Главным виновником трагедии 1915 г. он считает османское правительство (Price, Clair. Mustapha Kemal and the Americans. — «The New York Times Current History», October, 1922, с. 118-120).

Один из учителей немецкого технического училища в Халебе, подавший в отставку в знак протеста против резни армян, в своем письме, направленном в рейхстаг, подчеркивал, что младотурки главным препятствием на пути туркизации считают христианские нации и боятся их культурного и экономического превосходства (Turkey: A Past and a Future (with additions) from «The Round table». June, 1917. London, с. 37-38).

Известный французский историк Жак де Морган в своей книге «Против варварства на Востоке», изданной в Париже в 1918 г., собрал многочисленные статьи, напечатанные им в годы войны на страницах французских газет (Morgan J. Centre les Barbares de 1’Orient. Paris, 1918, с. 176). Обстоятельно изучив многочисленные документы, свидетельства очевидцев, газетные корреспонденции и другие материалы, Морган приходит к выводу, что младотурки, осуществляя свою политику, имели целью:

1. Мобилизовать молодежь с тем расчетом, чтобы убрать из христианских центров способные к сопротивлению элементы, использовать их на дорожных земляных работах, а затем в массовом порядке уничтожить;
2. Уничтожить христианские центры и истребить часть населения, продать молодых женщин и девушек на публичных торгах (чаще всего по 5 франков за душу), осуществить грабеж движимого и недвижимого имущества «неверующих»;
3. Выселить остальную часть населения, продолжая резню на дорогах. Уничтожить стариков и детей мужского пола, передать оставшихся в живых женщин и девушек местным мусульманам;
4. Отправить оставшихся в живых в лагеря Месопотамии и содержать в таких климатически невыносимых условиях, чтобы большая часть переселенцев погибла.

Источник: rossaprimavera.ru