Русские Вести

Классика разведки


Ни для кого не секрет, что известность получают лишь те разведчики, деятельность которых оказывается раскрытой противником. Те же, кто избежал провала, так навсегда и остаются безвестными бойцами невидимого фонта. Их имена никогда не станут достоянием гласности.

В случае Ольги Чеховой классика присутствует на каждом шагу. Прежде всего она породнена с классиком русской литературы Антоном Павловичем Чеховым, причем дважды: её тётя, родная сестра отца, была женой Антона Павловича, а муж, Михаил Чехов, был его племянником. Именно благодаря тёте очаровательная, но, как все говорили, не слишком талантливая Оленька была представлена самому Станиславскому и получила роли на сцене МХАТ’а в спектаклях «Вишневый сад» и «Три сестры» по пьесам Антона Павловича Чехова.

Но есть и такой нюанс: Ольга Чехова, чистейшая немка, родилась в Закавказье и, по словам Павла Анатольевича Судоплатова, через родню в Закавказье была связана с Берией. Отец Ольги, инженер, впоследствии действительный тайный советник, потомственный дворянин Российской империи Константин Книппер был сподвижником министра путей сообщения и премьер-министра Российской империи Сергея Юльевича Витте, который тоже был прибалтийским немцем и также родился в Тифлисе, где прошли первые 16 лет его жизни.

Именно Витте поручает инженеру Книпперу, отцу Ольги Чеховой, строительство Закавказской железной дороги. Поэтому семья Ольги попеременно жила то в Тифлисе, то в Царском селе. Но схожую географию обнаруживает и биография Иосифа Джугашвили, который уже в 1903 году был введен в состав Тифлисского комитета РСДРП, а в 1912—1913 годах в Петербурге стал одним из руководителей большевистской газеты «Правда», приняв к тому времени псевдоним «Сталин». Известно к тому же, что он много читал, а его любимым писателем был… Антон Павлович Чехов.

Классика разведки

Когда в январе 1921 года Ольга Чехова получила разрешение на выезд в Германию «для поправки здоровья и продолжения театрального образования», могло ли это пройти мимо всевидящего ока вождя всех народов? К тому же, оказавшись в Германии, она довольно быстро добивается успеха, становится звездой кинематографа. Да, на экране она смотрелась великолепно: высокая, стройная, со светлыми волосами, надменным лицом и голубыми глазами. Она умела покорять и очаровывать, став как бы частью немецкой мечты, эталоном арийской женщины. Но могло ли это произойти без помощи чьей-то невидимой руки?

В 1945 году в ходе расследования провалов, постигших советскую разведку в годы войны, в Москву были доставлены руководитель «Красной капеллы» Леопольд Треппер, руководитель швейцарской разведгруппы «Дора» Шандор Радо, его заместитель Александр Фут, оказавшийся агентом английской разведки. 29 апреля 1945 года в Берлине сотрудниками «СМЕРШ» была арестована кинозвезда Третьего рейха, любимая актриса Гитлера Ольга Чехова. Её тётя, также любимица Сталина, попыталась вмешаться через Василия Ивановича Качалова, который был знаком с комендантом Берлина, генерал-полковником Николаем Эрастовичем Берзариным. Однако, когда Качалов позвонил Берзарину, тот, всегда любезный, ледяным тоном посоветовал актёру никогда и никому вопросов об Ольге Чеховой не задавать.

– Об Ольге Чеховой я ничего не знаю, и больше не звоните, забудьте об этом.

В справке, подписанной начальником 4-го отдела ГУКР «СМЕРШ», генерал-майором Георгием Валентиновичем Утехиным, говорится: «Будучи в Москве, Чехова вела дневник на немецком языке, который тщательно прятала. Секретным изъятием и просмотром дневника было установлено, что в дневнике Чехова записывает свои впечатления от пребывания в Москве». Впечатления эти были самыми наилучшими: «Меня здесь балуют и выполняют все мои желания – пишет она. – Прислали лучшего парикмахера, вино, продукты: икру, лимоны… Достаточно было одного моего намека, что Оля (её дочь – А.В.), оставшаяся в Берлине, может быть, нуждается в продуктах, как это уже урегулировали. У меня есть радиоприемник, цветы, духи, лучшие книги».

Серго Лаврентьевич Берия пишет: «Когда отец узнал, что задержана немецкая актриса Ольга Чехова, поинтересовался, что Абакумов собирается с нею делать и какие компрометирующие эту женщину материалы есть у военной контрразведки. СМЕРШ какими-либо данными для ареста Чеховой не располагал.

– В таком случае, – сказал отец, – ее следует отпустить, пусть уезжает в Германию…

И Чехова действительно уехала в Германию. Ольга Чехова была связана сотрудничеством с моим отцом много лет. Я знаю, кто ее вербовал, и на каких основаниях это делалось, но не считаю себя вправе говорить о таких деталях из биографии разведчицы. Могу сказать лишь, что в отношении Ольги Чеховой не было допущено никаких провокаций, и работала она на советскую стратегическую разведку отнюдь не из материальных соображений».

Владимир Богомолов, широко известный по экранизации своего романа «В августе 44-го…», служивший с 1943 года сначала во фронтовой разведке, а затем в ГУКР «СМЕРШ» и ГРУ, приводит выдержку из статьи «Орден Ольге Чеховой», опубликованной в издававшейся французскими оккупационными властями берлинской газете «Der Kurier» от 14 ноября 1945 года: «Годами она вела свою опасную игру, не будучи раскрытой гестапо. Только в самые последние дни, когда Красная Армия уже воевала в предместьях Берлина, шофер был арестован, а ей самой чудом удалось избежать ареста гестапо».

Классика разведки

И вот в Российской газете, в № 45 (7803) от 28 февраля 2019 года, появляется статья известного историка СВР Николая Михайловича Долгополова под названием «Не ее роль». Подзаголовок гласит: «Миф лопнул: Ольга Чехова никогда не была нашей разведчицей». В подтверждение этого утверждения автор ссылается на свое недавнее интервью с ветераном внешней разведки, полковником Виталием Викторовичем Коротковым, который рассказал, что в начале своей службы начал знакомиться с делами по немецкому направлению, в том числе с делом-формуляром на Ольгу Константиновну Чехову, которое Виталий Викторович открыл 3-го марта 1953 года – накануне сообщения о болезни Сталина. В деле значилось, что Ольга Чехова «была вхожа в ближайшее окружение Гитлера, он к ней благоволил. Постоянно общалась не только с ним, но и с другими лицами из фашистской верхушки». Поэтому, по словам Короткова, Чеховой заинтересовались, вывезли в Москву, побеседовали, а «после того, как любопытство, если можно так назвать, этих товарищей было полностью удовлетворено, ее вернули в Берлин на самолете… Очевидно, сочли, что она не нужна. Гитлера нет, фашистская Германия разрублена. В деле даже намеков нет, что Чехову склоняли к сотрудничеству».

– Что, она вообще никогда нашим не помогала? – спрашивает Долгополов.

– Из ее формуляра это хорошо видно, – отвечает Коротков. – Доложил своему руководству, что, по моему мнению, Чехова нам не пригодится. Ничем нам не помогала, никакого отношения к советской разведке не имела. … Я, проработав весь материал, предложил сдать дело Ольги Константиновны Чеховой в архив.

Напомним, что по словам Виталия Викторовича это было уже после смерти Сталина – и скорее всего после военного переворота и убийства Берии, совершенных Хрущёвым при поддержке высокопоставленных военачальников 26 июня 1953 года. Вскоре начались аресты всех, кто входил в окружение Берия. Были арестованы Судоплатов, Эйтингон и многие другие. Из Германии была срочно отозвана ближайшая соратница Судоплатова, начальник немецкого отдела Зоя Ивановна Воскресенская-Рыбкина, которая по заданию Берия как-раз встречалась с Ольгой Чеховой. Вскоре полковник Рыбкина окажется в Воркуте на лейтенантской должности, а Ольга Чехова, по воспоминаниям ее внучки Веры, все последующие годы будет до болезненности бояться России, отговаривать внучку от поездки туда, никогда не вспоминая о том, что сама делала в годы войны. При этом Россия всегда жила в ее сердце, дома она говорила по-русски, хотя прожила в Германии 60 лет с 1921 по 1980 годы, и завещала похоронить себя по православному обряду.

Объяснение здесь может быть лишь одним: Ольга Чехова была лично предана Сталину и не могла пережить того, что сделали на родине победившего социализма со всеми, кто был ей дорог, в том числе Берия, Абакумовым и Судоплатовым, той же Воскресенской-Рыбкиной, которая в своих мемуарах «Под псевдонимом Ирина: записки разведчицы» пишет: «Сегодня ясно одно: „Королева нацистского рейха“ Ольга Чехова была среди тех, кто мужественно боролся с фашизмом на незримом фронте».

Классика разведки

Конкретно результаты этой борьбы заключались в том, что Сталин получал сверхсекретную информацию непосредственно из ставки фюрера. Например, 15 апреля 1943 года Гитлер подписал Боевой приказ № 6 о начале операции «Цитадель». Первая дата наступления на Курской дуге была определена как 5 мая. Затем она несколько раз переносилась. И обо всех этих изменениях сразу же становилось известно Сталину. Наконец, 1 июля 1943 года в ставке фюрера были собраны военачальники, которым Гитлер сообщил, что начало наступления под Курском – через четыре дня, рассчитывая на внезапность. Но эти данные в тот же вечер были переданы в Москву. Это мог сделать только человек, который присутствовал на этом совещании…

Известный историк спецслужб, ветеран внешней разведки Арсен Беникович Мартиросян пишет: «Выдающаяся разведчица-нелегал, действовавшая под псевдонимом “Мерлин”, она же Ольга Константиновна Чехова, работала на советскую разведку с 1922 по 1945 год. О масштабах ее разведывательной деятельности, объемах и особенно об уровне и качестве направляющейся ею в Москву бесценной информации наглядно свидетельствуют следующие факты. Во-первых, связь между О.К. Чеховой и Москвой поддерживали сразу три радистки в Берлине и его окрестностях. Случай беспрецедентный в мировой разведывательной практике того времени… Радистки О.К. Чеховой даже и не знали, чью информацию они передают. Постоянное наличие в распоряжении Чеховой трех независимых друг от друга каналов радиосвязи неудивительно, ибо, во-первых, первоисточниками стратегически важной информации у нее были сами главари Третьего рейха – Гитлер, Геринг, Гесс, Геббельс, Кейтель, Шпеер и прочие, а также их жены и любовницы, с которыми она поддерживала тесные дружеские связи (например, дружбу с той же Евой Браун Ольга Чехова завела по указанию Москвы еще тогда, когда Гитлер только рассматривал ее кандидатуру на роль постоянной любовницы – в начале 30-х гг.). Гитлер, что называется, души не чаял в Ольге Чеховой и, присвоив ей специально для нее же учрежденное звание Государственной артистки Третьего рейха, приглашал ее на самые престижные мероприятия, во время которых демонстративно оказывал ей знаки высшего внимания (например, неизменно усаживал ее рядом с собой). Естественно, что Сталин едва ли не повседневно достоверно знал, что делает и что думает Гитлер, а заодно и его окружение. А в поток этой информации, в-третьих, органически вплеталась также бесценная информация от субагентов лично Ольги Константиновны – старших офицеров вермахта: Альбрехта фон Квиригейма (штаб ОКВ), Вернера фон Хефтена и Эберхарда Финка (штаб ОКХ)».

Классика разведки

Кроме того, не случайно возникли слухи о том, что Ольга Чехова была двойным агентом – примерно также, как в отношении Рихарда Зорге и Кима Филби, поскольку оба имели отношение к спецслужбам своих стран. Имела отношение и Ольга Чехова – к личной разведке Гитлера. Фюрер, как и Сталин, никогда не передавал своих агентов влияния в Главное Управление имперской безопасности (РСХА), поскольку был мистиком и доверял прежде всего своему внутреннему голосу. И не зря – пережив за свою жизнь множество серьёзных покушений, фюрер однажды сказал: «Я уходил от смерти несколько раз, но отнюдь не случайно, внутренний голос предупреждал меня, и я тут же принимал меры». Джеймс Хэрби Бреннан, автор книги «Оккультный рейх», полагает, что фюрер, подобно шаманам, входил в особое экстатическое состояние, позволявшее ему видеть будущее и управлять людьми. Своими выступлениями он буквально доводил женщин до экстаза. Молодые девушки бросались под его автомобиль, кадры кинохроники запечатлели экстаз обезумевших женщин, рвущихся к протянутой руке фюрера. Каждой из них фюрер внушал, что считает её красивой, восхищается и боготворит её. Но стоило некоторым из них достичь заветной цели — интимной близости с фюрером, как жизнь их превращалась в настоящий ад…

В начале 30-х годов всё возрастающей популярностью пользовалась немецкая киноактриса Рената Мюллер. Её также называли идеалом арийской женщины и достойной заменой перебравшейся в Голливуд Марлен Дитрих. Достоверно известно, что министр пропаганды Йозеф Геббельс стремился женить на ней фюрера, и она была даже обручена с Гитлером. Её полет из окна собственного дома состоялся через несколько дней после этого. Актриса Сибилла Шмитц, близкая подруга Ренаты, обнаружившая её без сознания и с разбитой головой на террасе ее дома в берлинском районе Далем, утверждала, что непосредственно перед этим на виллу Ренаты Мюллер вошли агенты гестапо…

Восемь наиболее известных женщин Гитлера, все весьма схожей внешности, имевшие интимную связь с фюрером, либо покончили с собой, либо совершали попытки суицида. Мария «Митци» Райтер пыталась повеситься в 1928 году. Племянница и возлюбленная фюрера Гели Раубаль застрелилась из его пистолета в 1931 году. Ева Браун перед своим самоубийством в 1945 году дважды пыталась покончить с собой в 1932 и 1935 годах. Фрау Инга Лей, бывшая актриса и жена рейхсляйтера Роберта Лея, покончила с собой 29 декабря 1942 года. Сюзи Липтауэр повесилась после ночи, проведённой с Гитлером. Выбросилась из окна Рената Мюллер. Леди Юнити Валькирия Митфорд, дочь лорда Ридсдейла и фанатичная нацистка, пустила себе две пули в голову в 1939 году, была перевезена в Англию и умерла там от отека мозга, а Зигрид фон Лафферт пыталась повеситься. Одной из первых любовниц Гитлера — медсестре Грете Шмидт — ревнивый муж перерезал горло. Судя по тому, что Ольга Чехова осталась жива, до любовной связи с фюрером дело все же не дошло. Во всяком случае, в своем дневнике она пишет: «Сообщения, которые обо мне распространяются, достойны романа. Видимо, получены сведения, что я была близка с Гитлером. Боже мой, я много над этим смеялась. Каким образом и почему ведутся эти интриги? Невероятная и подлая клевета!»

Классика разведки

Но женщины интересовали фюрера не только ради любовных утех. Он использовал свое влияние на них для получения секретов противника. Среди его осведомительниц была принцесса Стефания фон Гогенлоэ, которая благодаря своей красоте и общительности долгое время была агентом личной разведки фюрера. Она была любовницей эрцгерцога Франца Сальватора, принца Тосканы и зятя императора Франца-Иосифа I. Забеременев от него, Стефания вынуждена была перебраться в Лондон, где в 1914 году вышла замуж за другого представителя известного немецкого рода — Фридриха Франца фон Гогенлоэ-Вальденбург-Шиллингсфюрста. После развода с ним Стефания переехала в Париж, где познакомилась с дипломатом, будущим министром иностранных дел Иоахимом фон Риббентропом, а через него со всем будущим нацистским руководством. Адольф Гитлер обращался к Стефании «дорогая принцесса». Она близко дружила с Герингом и Гиммлером, которые, в свою очередь, даровали ей титул почетного арийца. Имея связи в высшем английском обществе, Стефания фон Гогенлоэ стала успешным шпионом. В докладе британской разведки за 1938 год говорится: «Она часто сопровождает фюрера, который ценит её интеллект и добрые советы. Она, пожалуй, является единственной женщиной, которая может повлиять на него».

Однако накануне войны, в связи с рядом шпионских разоблачений, случившихся возможно не без помощи агентов Сталина, Стефания оказалась в Америке, а её место заняла… Ольга Чехова! Она могла снабжать фюрера дозированной информацией, в том числе и по Англии, которую Москва регулярно получала от «Кембриджской пятёрки». К началу войны у фрау Чеховой было постоянное место в ставке фюрера, она участвует в решении военных вопросов. Зная её особые отношения с Гитлером, к ней обращаются военачальники с просьбой оказать содействие при реализации тех или иных планов. Фюрер лично приглашает ее на все важные государственные торжества, причем всегда усаживает её рядом с собой. В книге переводчика Сталина Валентина Бережкова «С дипломатической миссией в Берлине. 1940-1941» рассказывается, что Ольга Чехова присутствовала на пышном правительственном приёме в честь советской делегации, которую возглавлял Вячеслав Михайлович Молотов. Известно также, что к русским она во время приёма даже не приближалась и ни с кем из них не разговаривала, а по окончании мероприятия сразу же уехала на автомобиле в свой особняк на Гросс-Глинике.

Классика разведки

Обладая аристократическим манерами, Ольга Чехова быстро заполнила нишу в пропагандистской команде фюрера. Она разъезжает по фронтам, выступает с концертами перед солдатами и офицерами, поднимая боевой дух германской армии. Именно в этот период у нее начался бурный роман с асом люфтваффе капитаном Фердинандом Йепом, кавалером множества наград и человеком весьма храбрым. Чуть больше года длилась эта любовь. В конце 1941 года самолет Йепа был сбит англичанами над Ла-Маншем…

Да, Ольга Чехова была красива – но не настолько, чтобы без чьей-то помощи вытеснить конкуренток и занять место рядом с Евой Браун. Скорее всего, помощь эта исходила от шефа гестапо, группенфюрера СС Генриха Мюллера, который, с большой вероятностью, также имел отношение к личной разведке Сталина. В этом смысле показателен следующий эпизод. В начале 1945 года рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер подписал приказ об аресте Ольги Чеховой. Но когда эсэсовцы во главе с самим Гиммлером вошли в её дом на Гросс-Глинике, они увидели, что утренний кофе она пьёт вместе с… Адольфом Гитлером. Арест так и не состоялся. Кто мог предупредить Гитлера? Очевидно, только Мартин Борман, на которого и замыкался Генрих Мюллер.

Классика разведки

9 марта 1980 года в своем доме в Мюнхене Ольга Чехова, чувствуя, что наступают ее последние минуты, позвала внучку Веру и сумела прошептать ей свое последнее желание. Уже из последних сил она объяснила внучке, на какой полке в их винном подвале находится та заветная бутылка шампанского. Вера поднесла бабушке бокал вина, который оказался последним в ее жизни. Ольга Константиновна выпила его и со словами: «Жизнь прекрасна» покинула этот мир. Точно также поступил её «двойной родственник», знаменитый русский классик Антон Павлович Чехов за 76 лет до этого. Он тоже попросил жену Ольгу Леонардовну Книппер-Чехову принести ему бокал шампанского и, выпив его, скончался в немецком городке Баденвейлер.

Андрей Ведяев

Источник: zavtra.ru