В 1990 году певец Игорь Тальков на фестивале «Песня года» исполнил рок-балладу «Бывший подъесаул». В песне рассказывается о донском казаке, который отказался от своих орденов, крестов, прошлого и ушел в Красную армию, где стал комдивом. Жизнь казака закончилась трагически. Сам Тальков признавался, что у героя песни есть реальный прототип.
Литературный критик Сергей Казначеев, доктор филологических наук Илья Ничипоров и другие исследователи уверены, что текст и музыку к песне Тальков написал после знакомства с биографией казака Филиппа Кузьмича Миронова.
Казак из бедноты
Уроженец донского хутора Буерак-Сенюткин станицы Усть-Медведицкая Филипп Миронов родился в 1872 году в бедной казачьей семье водовоза Кузьмы Фроловича. Жили они небогато, что, видимо, и сыграло решающую роль на формирование личности и убеждений Миронова. Во время солдатского митинга в мае 1917 года он скажет, что на теперь на Дону нет мужиков и казаков, а есть равные граждане.
Филипп. Миронов с женой и детьми.
Филипп Миронов закончил церковно-приходскую школу и два класса гимназии. Дальнейшее образование он получал самостоятельно. В 18 лет казак попал на действительную воинскую службу. За год до этого он женился на казачке Степаниде Кривой. От этого брака родилось 2 сына и четыре дочери. Через 20 лет по требованию Филиппа Кузьмича они развелись.
Опорочил звание офицера
Командование направило Филиппа Миронова в Новочеркасское казачье училище, где он получил офицерские погоны. Участвовал в Русско-японской войне и прославился как лихой рубака. Сотня Миронова ходила в рейды по тылам противника и стала лучшим подразделением 26-го Донского полка. За войну он получил четыре ордена и звание подъесаула, что давало право на личное дворянство.
В Усть-Медведицкую Миронов вернулся уважаемым человеком, которого избрали станичным атаманом. Филипп Кузьмич инициировал казачий сход, на котором станичники составили наказ самой Государственной думе. Они просили не привлекать донцов, которые уже отслужили, для разгона митингов рабочих и крестьянских выступлений.
Подъесаул Филипп Миронов. 1906
Только закончилась Первая российская революция, а донские казаки – опора самодержавия, предлагают такое. В 1909 году Миронова отчислили из Войска Донского и лишили погон подъесаула: «За действия, порочащие звание офицера». До 1914 года он под негласным присмотром полиции занимался выращиванием зерна и овец.
Из царской в Красную армию
Во время Первой мировой войны Филипп Кузьмич добровольцем пошел на фронт. Ему вернули погоны и назначили командиром разведывательной сотни 30-го Донского полка. Сражался Миронов храбро, о чем говорят его награды и георгиевское оружие. Мундир Миронова украшал ордена Святого Владимира 3-й степени, Святого Станислава 2-й и 1-й степени, Святой Анны 2-й и 1-й степени.
Полковой старшина Филипп Миронов у гроба сына Никодима. Убит в Первую мировую войну
За три года он дослужился до войсковой старшины (полковника) и был заместителем командира полка. Революцию Миронов принял безоговорочно и в январе 1918 года, став командиром 32-го казачьего полка увел своих людей с Румынского фронта на Дон, где уже во всю полыхала Гражданская война.
Смел, ловок, хитер
Филипп Кузьмич встал на сторону большевиков, и его избрали в состав ревкома Усть-Медведицкого района. Весной он собрал несколько казачьих отрядов и начал воевать с контрреволюций. Через время группы красных донцов объединили в бригаду, а потом в 23-ю дивизию Красной армии. Командиром стал сам Филипп Кузьмич. Председатель ВЦИК Калинин докладывал Ленину о Филиппе Миронове:
«Смел, ловок, хитер. В бою своих бережет. Пленных после боя отпускает по домам с наказом к братьям-станичникам прекратить братоубийственную бойню… Говорит горячо, заразительно, к тому же простым и понятным казакам языком, поскольку сам местный. Подчиненные считают его заговоренным от пули и готовы идти за ним в огонь и воду».
Красные казаки
С сентября 1918 по февраль 1919 года Миронов воевал с белыми в районе Тамбова и Воронежа, за что получил орден Красного Знамени. Военачальника перевели на Западный фронт, где он возглавлял две дивизии. В середине лета прославленного командира вызвали в Москву на личную встречу с Владимиром Лениным.
Казаки и комиссары
Вождь народов поставил перед комдивом важную задачу. Миронову давали широкие полномочия и направляли Саранск. Там он должен сформировать из двух тысяч пленных казаков Особый конный корпус, который отправится на Дон воевать за советскую власть. Таким образом, провинившимся донцам предлагалось искупить «вину» перед трудовым народом.
Кавалеристы Красной армии
Миронов, будучи природным казаком согласился помочь землякам встать на истинный революционный путь. Однако на деле все оказалось сложней. За политическую подготовку корпуса отвечали «старые» комиссары, успевшие отметиться на Дону и Кавказе. К казакам, а особенно офицерам они относились с ненавистью и постоянно донимали их придирками. Приказы комкора Миронова комиссары корпуса открыто саботировали.
Большевистские политические работники
До казаков, верность которых идеям коммунизма и так была не на высшем уровне, доходили слухи о жесткой политике большевиков на Дону. Станичники вопросительно смотрели на «красного» земляка и со злостью закусывали усы.
Умирать с ожесточением
22 августа 1919 года донцы собрали стихийный митинг, на который приехал и Миронов. Разгонять толпу он не стал, но выступил с речью. Слова комкора записали сотрудники саранской ЧК и телеграфом передали их в Москву. Филипп Кузьмич сказал донцам:
«Что остается делать казаку, объявленному вне закона и подлежащему беспощадному истреблению?! Только умирать с ожесточением!!! ...Чтобы спасти революционные завоевания, нам остается единственный путь: свалить коммунистов и отомстить за поруганную справедливость».
Казачья лава
Через два дня Миронов повел казаков на юг. В приказе частям он распорядился выступить на Южный фронт, разбить Деникина, очистить Дон от коммунистов и восстановить казачью власть. Большевики отреагировали мгновенно и уже 4 сентября две тысячи казаков попали в окружение восьми тысяч красноармейцев.
Раскол казачества
Миронов отказался проливать кровь и приказал бойцам сложить оружие. Буденный приговорил комкора и каждого десятого мятежника к расстрелу. Казни планировалось провести 8 октября, однако 7 октября от Троцкого пришла телеграмма № 408. В ней председатель реввоенсовета телеграфировал:
«Медленность нашего наступления на Дон требует усиленного политического воздействия на казачество в целях его раскола. Для этой миссии, может быть, воспользоваться Мироновым, вызвав его в Москву после приговора к расстрелу и помиловать через ВЦИК при его обязательстве направиться в белый тыл и поднять там восстание».
Филипп Миронов перед расстрелом
Троцкий предлагал изменить политику в отношении Дона и Кубани, которым после победы над белыми гарантировалась бы полная автономия. Посредником в будущих переговорах должен был стать Миронов. В Москве «товарищи» выразили «политическое доверие» мятежнику и приняли его в коммунистическую партию.
Мироновцы в бою
Наступление Деникина под Москвой захлебнулось и белые отступали. Потребность в Миронове отпала сама собой, но летом 1920 года его умение вести кавалерийскую войну снова понадобилось. Из Крыма в степи Таврии вырвались войска Врангеля, а с Западной Украины наступали поляки, разбившие Тухачевского. Во главе 2-й Конной армии Миронов отбросил белых от Александровска, прорвался через фронт и совершил 220-километровый рейд по тылам Врангеля.
Бойцы 2-й Конной армии
В октябре всадники Миронова разгромили кавалерию белых генералов Бабиева и Барбовича и не допустил соединения Врангеля с поляками. Через месяц мироновцы вступили в схватку за Крым и штурмовали Сиваш. 12 ноября Миронов занял Джанкой, сломил белую оборону на станции Курман-Кемельчи и бросился в сторону Симферополя. 15 ноября его части вошли в Севастополь.
Красная кавалерия
За бои в Крыму Филипп Кузьмич получил свой третий по счеты орден Красного знамени и личную благодарность от Троцкого. По приказу Фрунзе Миронов гонялся за армией батьки Нестора Махно, которую разгромил под Таганрогом. После завершения боев Филиппа Кузьмича вызвали в столицу для назначения инспектором кавалерии РККА, но занять высокий пост он не успел.
Роковые слова
Ночью 17 декабря в селе Михайловка Донской области поднял мятеж красный батальон командира Кирилла Вакулина. Красноармейцы выступили против перегибов, с которыми продотряды отбирали зерно у местных хлеборобов. В прошлом Вакулин командовал полком в 23-й дивизии Миронова, которого он хорошо знал. Лидер восстания использовал имя прославленного командира в целях агитации и говорил, что скоро на помощь придет корпус Филиппа Кузьмича.
Герой Гражданской войны Филипп Миронов
9 февраля в Михайловке прошло партийное собрание, на котором Миронов назвал Вакулина честным командиром и коммунистом, восставшим против несправедливости и изъятия зерна у крестьян. Заявил, что страной правит кучка инородцев, присвоивших народные богатства.
Конец бывшего подъесаула
12 февраля в Михайловку прибыла оперативная группа чекистов. Они арестовали Миронова и пятерых его приближенных и под усиленным конвоем доставили их в Москву. Ему не выдвигали обвинений и не водили на допросы. 2 апреля 1921 года Филиппа Миронова застрелили во внутреннем дворе Бутырской тюрьмы. Кто отдал приказ на выстрел неизвестно. Исследователи Медведев и Стариков считают, что санкцию на казнь дал лично Троцкий. Однако документов, подтверждающих эту версию, нет.
Последнее фото Филиппа Миронова. На груди орден Красного Знамени. Правая рука прикована наручниками к трубе
Честный, неподкупный и прямодушный казак, один из главным героев Гражданской войны оказался опасен. Особенно для верхушки коммунистической партии, расколовшейся на группировки влияния. В Красной армии Миронов пользовался популярностью. Он всегда был на фронте, уважал жизни солдат как красных, так и белых.
Открытка посланная Филиппом Мироновым другу донскому писателю Федору Крюкову
Что будет если Миронов не захочет участвовать в закулисной партийной борьбе и просто возьмется за оружие? С этим лихим казаком нельзя договориться, а значит он должен умереть. Кто знает, что думал бывший подъесаул когда: «9 граммов свинца отпустили на Суд его грешную душу». Жалел ли он о своем решении сражаться за большевиков и думали ли о родных степях и тихом Доне? В 1960 году Филиппа Кузьмича Миронова реабилитировали, вот только обвинений ему никто не выдвигал.
Александр Бражник
Заглавное фото: Казак Филипп Миронов со своим защитником на судебном процессе в 1919 году
Источник: zen.yandex.ru
Игорь Тальков. Бывший подъесаул