Сейчас, набрав в поисковой строке «Санкт-Петербург», мы легко находим тысячи всевозможных фотографий — с разных ракурсов, с разными достопримечательностями и пейзажами, классические и необычные, цветные и чёрно-белые. В XIX веке о таком разнообразии можно было только мечтать, но всё же старинных карточек не так уж и мало, и они многое рассказывают нам о прошлом города. Так кто же они — первые фотографы Петербурга?
Первые фотосвидетельства
Первой фотографией Санкт-Петербурга считается даггеротипический снимок начала 1840-х, который сделал учёный Иосиф Гамель. Есть версия (и она кажется вполне реальной), что он просто тестировал аппарат, который собрал самостоятельно, потому что с художественной точки зрения фото, на котором изображён флигель Академии наук, более чем скромное. Других снимков тех лет не сохранилось.
Фото: pastvu.com
В 1852 году в России побывал Роджер Фентон, один из основоположников фотографии в Великобритании. Используя калотипический метод, он сделал ряд снимков Петербурга, Москвы и Киева. В источниках обычно публикуют только три фотографии Фентона, но, вероятно, на самом деле их было гораздо больше. Это карточки с изображением Смольного и Исаакиевского соборов и Медного всадника, и здесь уже прослеживается композиция.
Фото: vk.com/historyphoto_club
Панорама от руфера
Одним из наиболее уникальных снимков XIX века справедливо считается первая круговая панорама города, сделанную — подумать только! — в 1861 году. И хотя авторство её неизвестно, сведений о фотографии немало.
Фото: 1panorama.ru
Во-первых, сделана она с башни Адмиралтейства (поэтому есть все основания полагать, что автор — представитель морского флота). Во-вторых, панорама включает 13 кадров, образующих полосу длиной 4,65 метра и показывает виды правого берега Невы, Исаакиевского собора, Невского и Вознесенского проспектов, Гороховой улицы. В-третьих, велась съёмка мокрым коллоидным способом. Год съёмки эксперты выяснили с помощью деталей: например, Дворцовый мост был наплавным, а Адмиралтейскую набережную ещё не реконструировали. Панорама долгое время хранилась в Мраморном дворце, в 1993 году её опубликовали, а в начале 2000-х впервые отправили на выставку в Москву.
Мастер петербургских пейзажей
Первым фотографом-пейзажистом и светописцем Петербурга называли швейцарца Джованни Бианки, который в России взял имя Иван. В конце 1830-х годов он получал художественное образование в Москве и затем в Петербурге, мечтал стать живописцем, но успеха не добился. Расстроенный Бианки уехал продолжать учиться в Европу, а в 1849 вернулся в Россию уже как фотограф. В Санкт-Петербурге он прожил 30 лет и прославился как автор, который делает художественные фотографии города, акцентируя внимание на архитектуре, ландшафте и их изменениях.
Фото: birdinflight.com
«Наконец, как-то случайно узнали мы, что в Петербурге уже с прошедшей зимы поселился один фотограф г. Бианки, заслуживший известность в Париже и исключительно посвятивший себя фотографии видов, — писала газета «Санкт-Петербургские ведомости». — Любуясь его произведениями, мы были удивлены, как они до сих пор не приобрели себе известности. Сколько русских иногородних, посещающих Петербург, спрашивали нас о фотографиях нашей Северной Пальмиры, и мы всегда вынуждены были отвечать, что таковых нет, между тем как г. Бианки уже успел снять пол-Петербурга (до 60 видов)».
Фото: birdinflight.com
Кроме того, Бианки проявлял себя и в других направлениях. Он занялся репортажной фотографией (снимал праздничные события в городе, моменты открытия монументов, ему же принадлежат снимки похорон императора Николая I), интерьерной съёмкой.
В 1884 году фотограф уехал из России и женился на некой молодой даме, которая завладела его капиталом, а после смерти мужа выбросила негативы, приняв их за непонятные стёкла.
Портретист и не только
Ещё одно значимое имя первого этапа развития фотографии в России — Альфред Лоренс. В 1855-м он открыл в Петербурге фотографическое ателье, которое обустроил в собственной квартире на Большой Морской улице. Там Лоренс делал портреты петербуржцев и, по всей видимости, очень успешно, поскольку затем с разрешения городских властей построил отдельный фотопавильон во флигеле дома №5 на Невском проспекте.
Фото: photographer.ru
Помимо фотопортретов горожан он занимался и съёмкой самой столицы и в 1870-м был награждён серебряной медалью на Мануфактурной выставке за свои работы.
В коллекцию видовых петербургских фотографий Лоренса вошли 106 объектов — улиц, мостов, памятников, зданий, церквей, а также 14 сцен в окрестностях Крестовского и Каменного островов и 55 кадров из Петергофа, Павловска и Царского Села.
Фото: photographer.ru
Дата и место смерти Лоренса неизвестны, есть лишь данные о том, что в 1870-80-е годы вместе с ним в фотоателье работал сын. Как сложилась его карьера и жизнь, информации нет.
Особый подход
А вот немец Альберт Фелиш портретной фотосъёмкой практически не занимался. Дело в том, что когда в 1860-е он открыл свою фирму в Петербурге (есть предположение, что перед этим он прошёл стажировку у Лоренса), конкуренция оказалась так велика, что Фелиш просто сошёл с дистанции и начал фотографировать город. В этом жанре состязаться было практически не с кем, особенно учитывая то, что пейзажная съёмка являлась более трудозатратной.
Фото: rosphoto.org
В число основных конкурентов входили всё те же Лоренс и Бианки. Только если снимки первого были популярны в основном у простой и неприхотливой публики или туристов, то работы второго предпочитали более взыскательные ценители.
Фелиш нашёл какой-то свой подход к городской съёмке, потому что его фотографии стали быстро раскупать в эстампных и художественных магазинах.
Работы мастера оценили и представители профессионального круга: в 1870-м на Мануфактурной выставке его удостоили награды, а через два года Фелиш получил серебряную медаль на Политехнической выставке и благодарности Императорского двора за фотосъёмку дворцов.
Фото: fotorelax.ru
Потом фотографу доверили съёмку торжеств в честь 200-летнего юбилея со дня рождения императора Петра I, включая главное событие праздника — торжественный молебен на Сенатской площади.
Фото: pastvu.com
Виды Петербурга авторства Фелиша можно было приобрести на фирменных бланках разного формата или купить сувенирные альбомы.
Альберт Фелиш умер в 1908 году. Сын Иван тоже занимался фотоделом и некоторое время был ответственным редактором издания «Фотографические новости», а в 1920-е годы уехал в Германию.
Пионер репортажной фотографии
Почётный список первых фотографов Санкт-Петербурга был бы неполным без Карла Буллы. Благодаря его снимкам и снимкам его сыновей весь мир видел не только столицу России, но и основные события, которые происходили здесь. Буквально — историю в фотографиях.
Десятилетний Карл Булла приехал с родителями в Петербург в 1865 году из Пруссии. В нежном возрасте его устроили в компанию, которая производила фотооборудование, что и определило дальнейшую судьбу Буллы.
Фото: kulturologia.ru
Глядя на даты, несложно догадаться, что вхождение в профессию Карл Булла начинал в период, когда в Петербурге было уже немало мастеров фотографии. В своё время они решали многие технические проблемы, занимались разработкой аппаратов, растворов, учились тонкостям съёмки. В последней трети XIX века техника совершенствовалась, приёмы фотографирования становились проще, а спрос на различные фотоматериалы неизбежно рос (ведь совсем скоро фотосъёмка станет массовым удовольствием).
Фото: rbth.ru
Глядя на происходящее, Карл Булла основал фотографическую лабораторию на Невском проспекте, а в 1886 году получил разрешение на съёмку домов, людей, улиц и окрестностей Петербурга. Особенно ему удавалась репортажная съёмка.
Фото: kulturologia.ru
В 1897-м он получил настоящую известность, когда его снимки начали появляться в журнале «Нива» (именно к этому моменту развитие полиграфии позволило печатать репродукции фото и текст одновременно). Другие издания, включая европейские, тоже стали публиковать фотографии Буллы. Это была настоящая слава!
Сливки с этой славы Карл Булла собрал в начале XX века: он стал фотографом всего и вся, касающегося императора, Главного Морского Штаба, Главного Штаба военного министерства и так далее. Стоит ли говорить, что список наград, которые получил фотограф в этот период, более чем внушителен.
То самое фотоателье Карла Буллы на Невском проспекте, 54, которое нам сегодня известно как музей, фотограф оборудовал в 1907—1908 годы (до этого в здании тоже находились фотоателье). За портретами сюда приходили все знаменитости и знатные люди.
Фото: kulturologia.ru
Сам Булла на пике карьеры уехал в Эстонию, где и скончался в 1929 году. Он оставил огромнейшее наследие, которое поступило в ленинградский архив. Сегодня работы Буллы несложно найти в интернете, и их можно назвать самым настоящим учебником истории прекрасного города Санкт-Петербурга.
Автор: kudago // livejournal.com
Заглавное фото: citywalls.ru/house34449.html