Русские Вести

Карпатская Русь в борьбе с фашизмом


«Мои родители, наверное, в гробу переворачиваются из-за того, что сейчас творится на Западной Украине» – так прокомментировал мне насаждение неонацизма в современном украинском обществе Владимир Дубланица, престарелый потомок карпато-русских эмигрантов в США… 

И добавил: «Мои родители приветствовали присоединение Западной Украины к СССР в 1939 г. и её освобождение Красной армией в 1944-м. Никогда не сравнивай галичан, эмигрировавших в США перед 1-й мировой с теми галичанами, которые эмигрировали сюда после 2-й мировой». 

Галиция 1914 года и Галиция 1941 года – это две разные Галиции. Вплоть до начала Первой мировой войны в этом краю были чрезвычайно сильны пророссийские настроения, значительная часть населения считала себя не украинцами, а галицкими русскими (карпаторусами) – точно так же, как считали себя русскими жители Буковины, Закарпатья (Карпатской Руси), Волыни. 

Политическое украинство долго не могло одержать верх над народным карпато-русским движением, но пришли австрийцы. С опорой на австрийские штыки украинские националисты устроили геноцид своим русским оппонентам. 

Карпаторусов убивали везде: на улицах, в домах, в тюрьмах. Их вешали, стреляли, закалывали штыками, забивали камнями. Специально для них был создан концлагерь Талергоф, куда можно было угодить за один только утвердительный ответ на вопрос австрийского солдата: «Рус?»

После окончания войны от некогда многочисленного русского населения Галиции, Волыни, Буковины остались лишь могилы…

Потом началась Вторая мировая, и чудом уцелевшие осколки карпаторусского населения вновь подверглись истреблению украинскими националистами, которые на этот раз прислуживали вермахту. Одновременно прогитлеровские режимы Тисо в Словакии и Хорти в Венгрии подвергли проживающее на их территории карпато-русское население жесточайшей дискриминации. 

В первые же годы войны нацисты убили сразу нескольких видных карпаторусских деятелей: погибли священник Игнатий Гудима (бывший узник Талергофа), Пётр и Павел Ваврики (братья известного галицкого поэта и историка Василия Ваврика). В 1945 году в концлагере Нацвайлер погибает поэт Дмитрий Вакаров. Чудом выживают в нацистских застенках поэт Андрей Карабелеш и этнограф Пётр Линтур. 

А. Карабелеш оставит после себя стихотворение, в котором хорошо передано настроение карпато-русского народа в те годы: «И на восток концлагерным оконцем глядим мы все на выжженный пустырь. Друзья, светает, скоро выйдет солнце. Громит фашистов русский богатырь». 

«Несмотря на огромное количество материалов, написанных об этом трагическом для всего человечества периоде... ещё недостаточно написано о роли, сыгранной нашим карпатским народом в этой ужасной войне», – говорится в книге карпаторусского американца Майкла Лукаса «Из Карпатских гор в Канаду» (глава «Карпатороссы и борьба с фашизмом, 1939–1945). 

М. Лукас приводит следующие данные: практически каждая карпаторусская деревня тайком послала в СССР по 10–20 человек из молодежи для участия в борьбе с фашистскими захватчиками. 

Тех, кто прибыл из Закарпатья (до войны оно принадлежало Чехословакии), советское правительство рассматривало как чехословацких граждан. Их зачисляли в 1-й Чехословацкий отдельный пехотный батальон под командованием генерала Людвика Свободы, формировавшийся в Бузулуке Оренбургской области. 

Батальон под командованием Свободы впервые вступил в бой в марте 1943 года под Харьковом. После Харьковского сражения на базе батальона была создана 1-я Чехословацкая отдельная пехотная бригада, участвовавшая в боях за освобождение Киева. В 1944 году бригада была преобразована в 1-й Чехословацкий армейский корпус.  

«В этом армейском корпусе, – пишет М. Лукас, – были чехи и словаки... – около 15%. Остальные были карпаторусскими добровольцами, которых генерал Свобода высоко ценил за их преданность и храбрость». 

Карпаторусы участвовали в Карпатско-Дуклинской операции Красной армии осенью 1944 года, служили при штабах переводчиками венгерского, чешского, словацкого языков (как, например, известный карпаторусский педагог Иван Ковач, ушедший из жизни сравнительно недавно, в 2002 году), сражались в партизанских отрядах Богуна, Майорова, Задоронного. Отряд «За Родину» полностью состоял из карпаторусов. 

В отместку фашисты и их пособники из числа украинских националистов сожгли карпаторусское село Токаик, предварительно расстреляв все мужское население. Все знают трагедию Хатыни, но мало кто слышал о такой же трагедии Токаика, хотя её подробно описал карпаторусский общественный деятель Иван Шлепецкий в историко-литературном сборнике «Пряшевщина», вышедшем в Праге в 1948 году. 

Свой вклад в победу над фашизмом внесли и карпаторусы Америки. Многие из них пошли добровольцами в канадскую и американскую армии. В Канаде было создано Карпато-русское общество по борьбе с фашизмом. В обращении Общества к карпаторусам Канады говорилось:

«Дорогие соотечественники! 

...Не время думать, что эта война нас не касается. Наш народ в Карпатских горах находится в центре этой войны. Наши люди тоже страдают и гибнут... пытаются бороться с захватчиками, вступая в партизанские отряды. Мы должны сделать все, что можем, чтобы приблизить День Победы над фашизмом. Мы обращаемся ко всем нашим отделениями в Канаде с просьбой начать сбор денег для Фонда помощи СССР» (цитирую по книге Майкла Лукаса «Из Карпатских гор в Канаду»). 

Результатом этого обращения стали сбор 2-х тыс. пар обуви и большого количества медикаментов для Красной армии, переданных в Советский Союз через канадский Красный Крест, а также гуманитарная помощь сиротам и госпиталям на Украине. 

Великая Отечественная война была не первой войной карпаторусов с фашизмом. В 1936 году многие из них влились в состав добровольческого канадского батальона им. Макензи-Папине для участия в гражданской войне в Испании против испанских фашистов и их немецких и итальянских союзников. Командовал батальоном легендарный генерал Лукач, дядя Майкла Лукаса. 

Но и после 1945 года война для карпаторусов не закончилась. По Карпатским горам рыскали недобитки из ОУН–УПА и польской Армии Крайовой. Оуновцы питали надежду на построение «расово чистого» украинского государства, аковцы надеялись воссоздать Речь Посполитую «от моря до моря». Карпаторусы были врагами для тех и других. В отдаленных карпатских хуторах творились в ту пору кровавые расправы, когда целые семьи, вместе с детьми, вырезали под корень по подозрению в русофильстве. 

Тема участия карпаторусов в борьбе с фашизмом и украинским национализмом ещё ждёт своего внимательного исследователя. История этой борьбы приобретает особое значение сегодня, когда в разных концах Украины, в том числе и в Галиции, и в Закарпатье, зреет сопротивление узурпаторской власти, которая рвётся превратить Украину в нацистское государство сверху донизу. 

Владислав Гулевич

Источник: vybor.ua