Храмовая гора в Иерусалиме.
В июле 2001 года некий частный детектив Ицхак Цу предложил двум иерусалимским профессорам проверить подлинность и продать некий древний предмет, пишет Дмитрий Громов в №4 журнала Корреспондент от 5 февраля 2016 года. Это был прямоугольный чёрный камень с выбитым на нём старинным текстом.
Учёные были шокированы увиденным. Перед ними лежал археологический артефакт, доказывающий существование Первого Храма, или Храма Соломона – первого культового здания в истории христианства, которое до сих пор считалось мифическим сооружением. Согласно Библии, оно было разрушено вавилонянами, напавшими на Иерусалим под предводительcтвом своего царя Навуходоносора II.
Хотя Библия описывает Соломона как величайшего из ветхозаветных властителей, ни от него самого, ни от храма, ни от его царства, существовавшего 3 тыс. лет назад, не осталось никаких археологических доказательств. Камень, принесённый Цу, был первым из них.
«До нас дошли осколки гончарных изделий, кое-где сохранились фрагменты стен, но, увы, ничего монументального, — рассказывает Израиль Филькенштейн, профессор Тель-Авивского университета. — У нас нет никаких археологических свидетельств существования великого Соломонова царства, и всё, чем мы располагаем, это текст [Библии], но и этот текст был записан намного позднее».
Письмена на древнееврейском, выбитые на таинственной табличке, перекликались с историей из Ветхого завета, подробно рассказывая о ремонтных работах в храме при царе Иоасе, жившем на 100 лет позже Соломона, но до сожжения святыни.
Камень, со временем получивший название скрижали Иоаса, попал в одно из ведущих научных учреждений Израиля – Геологический центр. Его специалисты после ряда экспертиз установили, что артефакт подлинный и в январе 2003-го объявили об этом миру.
Прессу, а заодно и многомиллионное сообщество верующих взорвала сенсация — найдено чуть ли не первое археологическое подтверждение библейских текстов. Камень был выставлен на продажу. По различным оценкам, владелец, предпочитавший оставаться неизвестным, просил за него от $ 3 млн до $ 10 млн. При этом реликвия должна была остаться в Израиле и стать достоянием широкой общественности. Приобрести артефакт решил крупнейший в стране Музей Израиля в Иерусалиме.
«Мы, разумеется, были заинтересованы в приобретении экспоната, который помог бы музею выполнять его задачу. А задача эта заключается в том, чтобы знакомить посетителей с библейской археологией», — рассказывает Джеймс Шнайдер, директор музея в документальном фильме BBC King Solomon’s Tablet of Stone.
Прежде чем расстаться с миллионами долларов, Шнайдер решил перестраховаться и ещё раз проверить подлинность находки.
Однако накануне покупки владелец камня и сам экспонат таинственно исчезли. Следователи Управления древностей Израиля, имеющего специальный отдел для подобных расследований, исколесили всю страну и, наконец, вышли на известного бизнесмена и коллекционера Одеда Голана, у которого и был обнаружен камень.
Последующая более тщательная экспертиза артефакта выявила, что камень поддельный. Летом 2003-го, когда разразился самый крупный археологический скандал в истории Израиля, полиция взяла Голана под стражу.
Косметический ремонт
Построив храм, Соломон первым делом внёс в него Ковчег Завета — священное вместилище 10 заповедей, высеченных на камне. Здание символизировало личное присутствие Бога на Земле и было на тот момент главной святыней израильского народа. Храм был щедро украшен изнутри: обшит панелями из кедра и золота, внутри помещались позолоченные скульптуры херувимов.
Согласно Библии, храм простоял со времён Соломона до 586 года до н. э., когда был разрушен. Сейчас на его месте, на Храмовой горе в центре Иерусалима, расположены величайшие святыни ислама и иудаизма — мечеть Аль-Акса и Стена Плача.
За исключением библейских рассказов, к тому же записанных спустя более чем 400 лет после смерти Соломона, никаких свидетельств его существования археологи не обнаружили. Тем не менее царя принято считать исторической фигурой, ведь в Библии очень подробно описано его правление, а также дальнейшая судьба Первого Храма.
Так, 12-я глава в 4-й Книге царств упоминает восстановительные работы в Храме, проводившиеся царём Иоасом — в частности, сбор правителем средств на ремонт: «И сказал Иоас священникам: «Всё серебро посвящаемое, которое приносят в дом Господень, серебро от приходящих, серебро, вносимое за каждую душу по оценке, всё серебро, сколько кому приходит на сердце, принести в дом Господень».
Очень близкий текст был выбит и на загадочной скрижали: «Я Иоас, царь земли иудейской, когда исполнена была клятва каждого на земле и в пустыне отмерить щедро серебра в священный дар». Затем, когда средства были собраны, Иоас повелел: «…пусть исправляют они повреждённое в храме, везде, где найдется повреждение». На камне же сказано: «Я восстановил строения и исправил повреждения в храме и на стенах вокруг».
«Язык и стиль надписи на камне – библейские. Он возвышен, элегантен, красив. Мне нравится это читать», — признал Виктор Гурвиц, профессор Университета имени Бен-Гуриона, выполнявший вторую экспертизу артефакта, в частности, филологическую.
Если тот или иной предмет найден во время раскопок, то установить его подлинность гораздо проще, поскольку известно, где он был обнаружен, объясняют эксперты. Однако на Храмовой горе официально запрещены раскопки, согласно требованию мусульманской общины.
Хотя есть версия, что камень был найден всё же именно здесь – среди мусора на месте строительства, которое велось вблизи Храмовой горы. Но Шнайдера неподтверждённые слухи не устраивали.
«Необходимо проследить историю предмета от времени раскопок, если это возможно, и пребывания его в руках владельцев до момента, когда объект попадёт к вам», — говорит он.
И как раз в тот момент, когда музей попытался начать своё расследование, камень исчез. Это вызвало у учёных и представителей власти ещё большие сомнения по поводу его происхождения.
«Мы объехали весь Израиль с севера на юг, — рассказывает Амир Ганор, следователь Управления древностей. — Этот частный детектив почти не оставил улик. В конце концов, мы нашли его в городе Рамат-Ган. Он сказал нам, что его нанял Одед Голан».
Владелец самой большой коллекции древностей в Израиле, к которому тут же нагрянул спецназ Управления древностей, объяснил, что он не является владельцем камня, а выполнял лишь роль посредника и где находится предмет, не знает.
Голан также рассказал, что владелец камня умер, и реликвия находится у его вдовы, проживающей в Палестине, и связи с ней у него нет. Однако следователи узнали один любопытный факт: Голан оказался владельцем другого знаменитого на тот момент артефакта – оссуария Иакова, представленного миру годом ранее и выставленного в канадском Королевском музее Онтарио.
Оссуарий, рака, или попросту ящик для мощей, был часто встречающимся объектом, который находили при раскопках в израильских погребальных пещерах и гробницах. Оссуарий Голана был особенным — на нём значилась надпись на древнееврейском — Иаков сын Иосифа брат Иисуса.
Специалисты объявили раку первым вещественным доказательством существования Христа. В Канаде посмотреть на мировую сенсацию пришли почти 100 тыс. человек. Но позже многих насторожила связь двух невероятных артефактов с одной фамилией.
«Один и тот же коллекционер имел отношение к невероятным по значению находкам. Либо это какая-то небывалая удача, либо здесь что-то нечисто», — говорит Буаз Гаун, корреспондент израильской газеты Маарив.
Подобные подозрения возникли и у властей Израиля. Полиция провела обыск в квартирах и офисах Голана, где помимо оссуария нашлась и пропавшая скрижаль. Теперь специальной комиссии из лингвистов, археологов и геологов предстояло установить природу обоих предметов.
Первую сомнительную деталь обнаружил Гурвиц. Ключевая фраза текста на камне …и исправил повреждения в храме по-древнееврейски звучала как «бедек абаит». Хотя это словосочетание во времена Соломона носило прямо противоположное значение, утверждает Гурвиц. Если в современном иврите эти слова означают «исправлять», то в библейском – «повреждать». Таким образом, фраза превращалась в бессмыслицу.
«Если перевести, то получится: «я нанёс повреждения храму». В свете того, что в надписи царь гордится тем, что он восстановил храм, эта фраза — нелепость, абсурд», — полагает Гурвиц.
Точку в расследовании поставили представители точных наук. Ещё в первую экспертизу всоставе патины — тонкого слоя, который за сотни и тысячи лет образуется на поверхности камня от его взаимодействия с воздухом, водой и почвой, где он находится, — археологи обнаружили карбонат кальция, свидетельствовавший, что предмет действительно пролежал века в окрестностях Иерусалима.
В патине также были найдены частицы древесного угля, чей возраст насчитывал 2.300 лет. И, наконец, мельчайшие частицы золота, указывавшие на то, что камень находился во время пожара в Храме Соломона, отделанном изнутри золотом.
Все это и дало учёным основания сделать первоначальное заявление о подлинности камня. Но теперь у экспертов появились подозрения, что патина была создана искусственно из смеси всех этих веществ.
Окончательный анализ патины поручили одному из лучших археологов страны – Ювалю Горану, профессору Тель-Авивского университета. Он обнаружил, что на обратной стороне камня в составе его покрытия был только кварц, но не было карбоната кальция, характерного для пород храмовой горы. Эта часть патины не могла сформироваться в Иерусалиме, сделал вывод учёный.
Загадка, почему патина с двух сторон камня так отличается, чуть приоткрылась, когда Горан стал изучать покрытие внутри выгравированных букв. Оно легко отставало, в отличие от патины вокруг.
«Если буквы очистить, то становится видна поверхность образованных ими углублений — они были сделаны совсем недавно, — сделал заключение археолог. — Видны параллельные следы, оставленные зубилом или даже дрелью, каким-то электрическим инструментом».
Кроме того, профессор обнаружил в патине частицы морских окаменелостей — фаромены, которые мог носить на себе лишь камень, долгое время пролежавший в море. А Иерусалим далёк от моря.
Ученые сделали вывод: в качестве необходимого ингредиента настоящей патины — карбоната кальция — аферисты использовали мел с морскими окаменелостями. Геохимики определили при помощи выделения из патины изотопов кислорода и температуру формирования верхнего слоя. Она оказалась слишком высокой для естественных условий — + 40-50 градусов — намного больше той, что преобладала в Иерусалиме на протяжении последних 3 тыс. лет.
Составляющие «патины» сначала были измельчены мошенниками в порошок, а затем смешаны в горячей воде. Если использовать горячую воду, то покрытие прочно цементируется на поверхности предмета.
После этого учёные занялись оссуарием Иакова – и здесь также обнаружили свежую надпись, покрытую искусственной патиной.
18 июня 2003 года израильские власти огласили вердикт: великие святыни христианского мира — подделка. В израильской археологии разразился скандал: фальсификаторы обманули ведущих учёных страны.
«Подделки дискредитируют археологию как науку, наука оказывается предвзятой, история – недостоверной, археология становится неточной наукой, — говорит Горан. — Чем больше таких подделок, тем дальше от истины выводы учёных».
Оссуарий Пандоры
После ареста Голана в его квартире полиция обнаружила мастерскую с целым арсеналом инструментов для работ по камню, в том числе и дрель с множеством насадок, похожий на знаменитую поддельную скрижаль большой чёрный камень, контейнеры с почвой для приготовления смесей.
Комната была наполнена наполовину изготовленными артефактами, среди которых древние царские печати — буллы, формы для отливки статуэток.
«Надпись царя Иоаса фактически открыла ящик Пандоры, наполненный древностями. За последние 10-15 лет они были проданы разным музеям и коллекционерам за огромные деньги», — резюмирует Гаун.
Горан подверг экспертизе десятки предметов из мастерской Голана — и все они оказались эрзацами. Следствие сделало вывод: вещи, изготовленные шайкой мошенников, попали в коллекции ведущих музеев мира.
«Артефакты, найденные не во время раскопок, вероятно, следует считать поддельными, если, конечно, невозможно доказать обратное», — заключил Горан.
Однако в этой истории гораздо важнее другое, полагают эксперты. Мошенники спекулировали на желании миллионов людей увидеть научные подтверждения подлинности библейской истории, и с этими людьми поступили жестоко и цинично.
29 декабря 2004 года израильский суд предъявил обвинение в подделке ценностей Голану и троим его сообщникам — Роберту Дойчу, эксперту по древним надписям, коллекционеру Шломо Коэну и дилеру по древностям Файзу Аль-Амалеху.
Аль-Амалех, палестинский торговец из деревни Бейт-Ула, был осуждён и приговорён к шести месяцам заключения. С двух других сообщников позже обвинения сняли, а Голан находился под следствием ещё долгие восемь лет.
Его то арестовывали, то выпускали под подписку о невыезде. В 2008 году суд не смог вынести решение по делу об оссуарии, и оно было отправлено на повторное расследование. 14 марта 2012 года дело снова рассмотрели. Судья Аарон Фаркаш, ознакомившись с противоречивыми заключениями экспертов, принял решение снять с коллекционера обвинения в мошенничестве.
Заключение Фаркаша звучало весьма двойственно: с одной стороны, подделка надписи на раке не была в полной мере доказана учёными, с другой — нет подтверждений, что она является подлинной. Скрижаль в деле на этот раз вообще не фигурировала.
В окончательном приговоре остались лишь обвинения в незаконной торговле антиквариатом, хранении предметов старины и краденых артефактов, за что Голан был наказан только штрафом в 30 тыс. шекелей и месяцем тюрьмы.
Бизнесмен праздновал победу. Он окрестил фильмы, снятые о нём, «медиа-цирком», основанным на слухах, не содержащих реальных доказательств. Выводы Управления древностей Израиля и полицейского расследования назвал ошибочными, а своё преследование — неправомерным.
«Я очень рад полному оправданию меня по всем обвинениям в серьёзных преступлениях, которые были мне предъявлены. Десятков преступлений! – заявил Голан. — Я коллекционер древностей уже несколько десятков лет, спасший сотни, тысячи предметов древности, обнаруженных в районах Иудеи и Самарии в последние годы».
Несмотря на вердикт суда, сомнения в подлинности оссуария Иакова у экспертов остаются. «Поскольку есть разница в глубине, чёткости и расстоянии между символами в первой части надписи и второй, я готов под присягой заявить, что вторая часть была добавлена в наше время», — утверждает Кристофер Роллстон, профессор Института археологических исследований Олбрайта в Иерусалиме, в интервью TheGuardian.
Сразу поле возвращения Голану артефакта в 2013 году он заявил, что намерен выставить его снова вместе с различными заключениями экспертов, как положительными, так и отрицательными. Мол, он хочет, чтобы каждый посетитель выставки сам решал, что — правда, а что — вымысел.