Русские Вести

Как в России помогали фронту


Позорная «Голая вечеринка» в Москве, участием в которой «засветились» известные персонажи эстрады и телевидения, еще раз показала гнилое нутро сформировавшейся в нашей стране после развала СССР так называемой культурной «элиты». В этой связи нелишне напомнить, как помогали нашим воинам в грозные для страны годины общественные деятели и представители отечественной культуры.

Когда началась Первая мировая война, пример бескорыстной помощи армии подал сам император Николай II. Всё своё личное состояние — 200 млн золотых рублей, а в то время это были гигантские деньги, царь потратил на перевооружение армии и частично передал на помощь семьям погибших и раненых. Одновременно император и его семья отдала под военный лазарет свое жилье — Зимний дворец на Дворцовой площади и почти все загородные дворцы и резиденции по всей Российской империи. 

Императорский госпиталь в Зимнем принимал только тяжелораненых солдат, нуждавшихся в сложных операциях или специальном лечении. Этому военному госпиталю дали официальное название «Лазарет Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича и Великого князя Алексея Николаевича в Зимнем дворце». А дочери Николая II, окончив курсы фельдшеров, работали в этом лазарете медсестрами. Перевязывали раненых солдат, очищали от гноя раны, выносили утки. Императрица и великие княжны присутствовали при операциях. Стоя за хирургом, государыня подавала инструменты, вату и бинты, уносила ампутированные ноги и руки. 

Ворвавшиеся в октябре 1917 года во время штурма Зимнего во дворец восставшие солдаты и матросы с удивлением обнаружили, что попали в огромный военный лазарет. Практически все парадные залы были заставлены госпитальным и медицинским оборудованием, а с кроватей на них смотрели измученные лица раненых, таких же, как они, простых русских людей.

Участники штурма проходили через Фельдмаршальский зал с тяжелым запахом крови и гноя, где шли перевязки ран… Особенно поразил всех огромный Николаевский зал, отданный под палату для вновь поступивших воинов. Оказалось, что Временное правительство и охрана Зимнего дворца и Эрмитажа занимали совсем небольшое место в этом царстве страдания и милосердия.

Примеру царя последовали многие деятели культуры России. Так, например, знаменитый писатель Александр Куприн отдал под лазарет свой дом в Гатчине. А его жена, Мария Куприна-Иорданская, имевшая опыт работы сестрой милосердия, взяла на себя заведование этой лечебницей для раненых солдат.

Легендарный певец Федор Шаляпин тоже не остался в стороне. Начало Первой мировой войны застало артиста в пути из Парижа в Карлсбад, во время его возвращения в Россию с гастролей. После приезда в Петроград, 8 сентября 1914 года, стало известно, что певец решил устроить два лазарета для раненых воинов.

«Желая, так или иначе, быть полезным и оправдать мое отсутствие в траншее, — писал Шаляпин в мемуарах «Маска и душа», — я открыл два госпиталя — один в Москве, другой в Петербурге. Раненых во все время войны я кормил и содержал на личные мои средства. Мне в этом отношении пошли великодушно навстречу мои друзья, врачи, которые денег у меня за работу в госпиталях не брали».

Помогал Шаляпину в организации благотворительных концертов и устройстве лазаретов Владимир Теляковский, директор Императорских театров. 4 октября 1914 года в переполненном Большом театре состоялся концерт в пользу раненых с участием оркестра под управлением М.М. Ипполитова-Иванова и Петроградского вокального квартета. Через 4 дня в отдельном флигеле дома на Новинском бульваре был открыт лазарет для раненых солдат. В качестве палатных нянь и санитаров работали дети Шаляпина. Они устраивали для пациентов импровизированные концерты, в которых нередко участвовал и сам Федор Иванович.

Спустя месяц после открытия, 15 ноября, Шаляпин посетил лазарет своего имени в Петрограде, спел с Петроградским вокальным квартетом, сфотографировался с ранеными и медперсоналом. Всего за годы войны в его лазаретах поправили здоровье около четырехсот раненых на фронте солдат.

Пустила свои гонорары на лазарет и прославленная балерина Матильда Кшесинская. Деньги она заработала на гастролях: ездила с концертами от Москвы до Тифлиса. На гонорары сняла большую квартиру на первом этаже недалеко от своего дома на Каменноостровском проспекте в Петрограде, завезла 30 кроватей для солдат, устроила две операционные и три палаты по 10 кроватей для раненых. Оплатила врачей, которые приходили каждый день.

Балерина посылала семьям раненых подарки, устраивала выезды для солдат и врачей в театр, писала под диктовку письма, украшала палаты цветами. А однажды устроила в лазарете большой праздник и, сбросив туфли, без пуантов, танцевала перед ранеными на пальцах свою знаменитую «Русскую». Кшесинская с гордостью писала великому князю Андрею Владимировичу:

«Мой долг россиянки сегодня — служить всеми силами родному Отечеству и Государю».

Летом 1915 года, чтобы дать возможность раненым подышать свежим воздухом после замкнутой лазаретной жизни, она привозила их к ceбе на дачу в Стрельну партиями в 10 человек. В 1916 году Кшесинская отправилась на фронт, ночевала в землянке, раздавала солдатам подарки.

С самого начала Великой Отечественной войны активно включились в борьбу с врагом работники культуры СССР. Так, уже на второй день, профсоюзом работников искусств было принято решение организовывать творческие бригады во всех культурных учреждениях. Первые концерты были даны на сборных мобилизационных пунктах, где в особой атмосфере провожали тех, кто уходил на передовую.

Только в Москве было сыграно 450 концертов с участием более 700 исполнителей. 

О масштабе проделанной артистами в годы Великой Отечественной войны работы говорят такие цифры: было организовано около 4 000 фронтовых бригад с общим числом участников в 42 000 человек. Число выступлений у отдельных артистов доходило до нескольких сотен. В общей сложности за годы войны было сыграно свыше 1 млн 350 тысяч спектаклей и концертов.

В крупных городах в каждом театре появился специальный отдел, отвечавший за работу концертных бригад. Представления давали в полях и лесах, в госпиталях и на аэродромах. Передвижной площадкой стал грузовик, чей кузов во время выступлений артистов становился сценой. Порой пели и играли даже на крыльях самолетов.

В составе концертных бригад и фронтовых театров работали самые знаменитые театральные, эстрадные и киноартисты, музыканты и композиторы тех лет: Любовь Орлова, Леонид Утёсов, Лидия Русланова, композиторы Тихон Хренников и Матвей Блантер, артисты балета Татьяна Вечеслова и Константин Сергеев, оперные артисты Софья Преображенская и Павел Андреев...

Многие деятели культуры помогали фронту деньгами на закупку танков, истребителей и другой техники. Личные сбережения в Фонд обороны передали композитор Арам Хачатурян, скрипач Давид Ойстрах и еще сотни деятелей культуры. Михаил Шолохов, Александр Твардовский, Василий Лебедев-Кумач подарили фронту истребители. Тяжелые танки стоили дорого, их оплачивали в складчину. Так, Самуил Маршак, Сергей Михалков и художники Кукрыниксы объединили финансы и купили КВ-1. Истребитель Як-1 получил от пушкинистов имя «Александр Пушкин». Два Ла-5, построенных на средства музыкантов оркестра Леонида Утесова, летали под именем «Веселые ребята».

А известный артист эстрады Вольф Мессинг на свои деньги построил и передал Красной армии сразу два самолета, за что получил благодарственную телеграмму от самого Сталина. На одном из самолетов, который подарил армии Мессинг, летал Герой Советского Союза К. Ковалев. 

Помогали России в годы войны и русские деятели культуры, покинувшие страну после революции. Оказавшийся в США гениальный композитор Сергей Рахманинов, нелестно отзывавшийся о большевиках, отправил в фонд Красной армии выручку от своих концертов в Америке, провозгласив: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».

Он совершил пять турне с концертами по США и Канаде, а доходы от этих турне – многие десятки тысяч долларов – перечислялись им в Американский фонд помощи Советскому Союзу. 19 ноября 1941 г., пересылая очередной чек генконсулу СССР в Нью-Йорке В.А. Федюшину, Рахманинов писал: «Это единственный путь, каким я могу выразить мое сочувствие страданиям народа моей родной земли…». И так поступали многие эмигранты.

Хорошо бы узнать, а что сделали сегодня для бойцов фронтов Специальной военной операции на Украине участники позорной «Голой вечеринки» в Москве, которые сейчас перепугавшись, что их лишат кормушек, отчаянно юлят и лицемерно извиняются? Тот же миллиардер Киркоров, например, и его не менее состоятельные коллеги?

Такой же вопрос можно задать и некоторым другим былым кумирам российской эстрады. Если кто из этих беглецов и переводил деньги для армии, то тайком и явно не для наших солдат. Они, заработавшие в России миллионы, и не скрывают, что переводят деньги для ВСУ. Так не пора ли всех этих былых «кумиров», разжиревших на наших с вами деньгах, и на поддержки государства, щедро оплачивавшего их выступления на телевидении и на официальных концертах, отлучить, наконец, от всех госкормушек? Как пишут СМИ, процесс очищения авгиевых конюшен нашей эстрады уже пошел. Кое-кого вырезали из эфиров заранее записанных новогодних передач на ТВ. И это правильно.

Николай Петров

Источник: www.stoletie.ru