Отношения китайского лидера Мао Цзэдуна с Советским Союзом были непростыми. Между тем в СССР 10 лет провёл его сын Мао Аньин, известный под русским именем Сергей.
Китайский Серёжа
Мао Аньин (Юаньин) родился в 1922 году в городе Чанша, где его отец Мао Цзэдун работал секретарём отделения Компартии Китая в провинции Хунань. Матерью мальчика была вторая жена будущего великого кормчего Ян Кайхуэй. Её казнили каратели из Гоминьдана, когда Аньину было 8 лет. Ребёнку пришлось хлебнуть горя: вместе с младшими братьями он жил в трущобах и даже бродяжничал.
Как только представилась возможность, Мао Цзэдун окружным путём через Париж переправил двоих своих сыновей в Советский Союз, где они были определены в Интердом имени Елены Стасовой. В этом детском доме, построенном в провинциальном Иваново в 1933 году, воспитывались дети лидеров коммунистических партий со всего мира. Мао Аньин там был одним из нескольких китайцев. Для конспирации его записали Серёжей Юнфу. О сыне Мао в детдоме вспоминали как о способном и активном подростке.
Замполит Сергей Маев
В 1941 году Мао Аньину исполнился 21 год. И он написал несколько писем на имя Сталина с просьбой взять его на фронт.
«СССР я люблю так же, как люблю Китай. Я не могу смотреть, как германские фашисты топчут Вашу страну. Я хочу мстить за миллионы убитых советских людей», - заявлял воспитанник Интердома.
Одним из преимуществ Мао Аньина было хорошее владение немецким языком, которому его ещё в детстве научил близкий друг – сын немецких антифашистов Фриц Штраубе. В итоге в Москве пошли навстречу юному китайскому интернационалисту (согласовав этот вопрос с его отцом). При содействии деятеля Коминтерна Дмитрия Мануильского в мае 1942 года Мао Аньин был взят в армию, но не рядовым. Сначала он окончил курсы для сержантов, а затем был зачислен в Военно-политическую академию имени Ленина. Только став замполитом танковой роты, выпускник Интердома попал на передовую, причём под новой вымышленной фамилией - Маев. Сослуживцы принимали лейтенанта Сергея за бурята по национальности, и лишь пара человек в командовании дивизии знали, кем он был на самом деле.
Мао Аньин воевал на 2-м Белорусском фронте. После освобождения советской территории вместе с танкистами своей роты он прошёл Польшу и Чехословакию и дошёл до Берлина. В знак благодарности за службу Иосиф Сталин, приняв молодого офицера в Кремле, подарил ему памятный пистолет.
Довелось Мао Аньину повоевать и с японцами, угнетавшими его родину. В августе-сентябре 1945 года, на завершающем этапе Второй мировой войны, он сражался в составе Забайкальского фронта в китайской провинции Чахар (сейчас Внутренняя Монголия), был награждён орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги». После окончания боёв юноша поступил в Московский институт востоковедения под детдомовским именем Сергей Юнфу.
Возвращение в Китай
В СССР Мао Аньин оставался до начала 1946 года, потом окончательно вернулся в Китай. Мао Цзэдун в письме поблагодарил Сталина за хорошее воспитание и образование Мао Аньина.
Но хотя Мао-младшему с детства внушались коммунистические идеалы, в деятельности отца он увидел изъяны и даже обвинил его в культе личности. Лидер КПК расценил такую выходку как «антипартийное выступление» и в качестве наказания отправил сына на некоторое время батрачить в деревню. Мао Цзэдун называл это «трудовым университетом».
«Отцу оказались не нужны знания Мао Аньина о Советском Союзе. Он не интересовался представлением Мао Аньина о народе Советского Союза, о войне с Германией и её союзниками», - отмечает биограф Мао Цзэдуна Юрий Галенович.
С началом Корейской войны сын лидера КПК стал адъютантом командующего китайским добровольческим корпусом. 24 ноября 1950 года Мао Аньин получил ожоги во время бомбардировки китайского штаба американской армией и скончался на следующий день. Когда председатель Мао узнал об этом, он сказал, что «погиб простой боец» и эту смерть не надо считать «особым событием».
События жизни Мао Аньина, в т.ч. его служба в Красной Армии, показаны в 34-серийном биографическом китайском телефильме, вышедшем на экраны в 2011 году.