Семьдесят пять лет прошло с того момента, как в 1942 году началась работа по созданию первого гимна Советского Союза.
Появление главной песни страны было организовано как самая настоящая боевая операция - под руководством маршала К.Е. Ворошилова.
ФРАНЦУЗСКИЙ ГИМН СТРАНЫ СОВЕТОВ
До декабря 1943 года страна, занимавшая одну шестую часть суши, не имела собственного гимна вовсе. Его заменял исполнявшийся по торжественным случаям «Интернационал». В то время французская песня, посвященная восстанию Парижской коммуны, считалась главным музыкальным произведением коммунистов всех стран.
Для государства, планировавшего разжечь пожар мировой революции, как неофициальный гимн он подходил как нельзя лучше. Хотя с юридической точки зрения гимном СССР «Интернационал» никогда не был. Он являлся лишь наиболее популярной у власти и «народных масс» революционной песней.
Одновременно с французским «Интернационалом» на роль негласного гимна Советской России претендовали «Марсельеза», «Варшавянка», «Замучен тяжелой неволей» и другие революционные песни.
Тем не менее после закрытия в 1943 году Коминтерна, планировавшегося большевиками как мировое коммунистическое правительство, стране срочно понадобился собственный официальный гимн. Дошло до того, что в 1941 году, когда немецко-фашистские войска вторглись на территорию СССР, радио BBC поставило в эфир песню «Широка страна моя родная» в качестве гимна страны. В Великобритании просто не знали, какая из революционных песен на самом деле является гимном СССР.
ПЕСЕННЫЙ КОНКУРС ВСЕХ ВРЕМЕН И НАРОДОВ
Подготовительная работа по созданию Государственного гимна СССР началась летом 1942 года.
Никогда - ни до, ни после - в нашей стране не проходило столь масштабного песенного конкурса. За право написания музыки к гимну развернулась упорная борьба между 170 композиторами страны. В ходе титанической работы на суд государственной комиссии под руководством К.Е. Ворошилова было представлено 223 варианта гимна.
Не менее масштабно шла работа над стихами главной песни страны. В мае 1943 года начальник Главного политического управления РККА А.С. Щербаков направил И.В. Сталину записку, из которой следовало, что за год, начиная с весны 1942 года, специальной комиссией было отобрано 19 авторов текстов гимна СССР и 8 композиторов.
Несмотря на огромное количество представленных мелодий и текстов гимна, все они были разобраны и тщательно разучены лучшими музыкальными коллективами страны - оркестрами и хорами Большого театра и Радиокомитета, а также Ансамблем под управлением А.В. Александрова. Состоялось торжественное прослушивание, но ни один из вариантов гимна не подошел.
ПОЛТОРА МЕСЯЦА НА ШЕДЕВР
Из дневников адъютанта К.Е. Ворошилова известно, что на совещании, состоявшемся 18 июня 1943 года, маршал устроил грандиозный разнос собравшимся в зале поэтам и композиторам.
Климент Ефремович в категоричной форме заявил, что проделанная ими в течение года работа никуда не годится. Резюмируя свое выступление, он отпустил полтора месяца для подготовки новых вариантов гимна.
Повторное прослушивание состоялось 17 и 24 августа 1943 года. На этот раз на суд высокой комиссии были представлены 55 вариантов музыки, созданной 40 композиторами.
Окончательный выбор мелодии гимна должен был состояться 1 ноября 1943 года в Большом театре. В правительственной ложе присутствовали И.В. Сталин, В.М. Молотов, К.Е. Ворошилов, Л.П. Берия и Г.М. Маленков.
Но ни один из 15 вариантов гимна им не понравился. Лишь с четвертой попытки, 16 ноября 1943 года, в финал вышли три мелодии гимна: А.В. Александрова, совместный вариант Д.Д. Шостаковича - А.И. Хачатуряна и И.И. Тускии.
ТЕКСТ НА ВСЕ ВРЕМЕНА
Не просто складывалась ситуация и с выбором стихов к гимну. Из большого количества вариантов К.Е. Ворошилов отобрал несколько. И уже из них к концу сентября 1943 года И.В. Сталин выбрал совместный вариант стихов С.В. Михалкова и Г.А. Эль-Регистана.
Но даже к выбранному им самим тексту гимна у Иосифа Виссарионовича было множество претензий. Сохранились интервью, в которых авторы описывают свои многочисленные мытарства во время утверждения стихов гимна, которые, по требованию высокой комиссии, должны были быть простыми и одновременно торжественными. Ведь исполнять их должны были все граждане страны, независимо от социального слоя, образования и культуры.
Как утверждал Сергей Михалков, им приходилось согласовывать каждую строчку. Сначала Сталину не понравилась первая строфа: «Свободных народов союз благородный». Он попросил ее переписать из-за старорежимного слова «благородный». Затем Иосифу Виссарионовичу показались слишком нескромными слова «Нас вырастил Сталин - избранник народа». Подобной тщательной корректуре подвергся весь текст гимна.
Лишь 23 октября 1943 года, после того как все замечания были учтены, И.В. Сталин утвердил стихи гимна. Но произошла накладка с музыкой. Иосиф Виссарионович непременно хотел, чтобы звучала мелодия А.В. Александрова, которую тот писал в 1938 году для «Гимна партии большевиков». Однако она не совсем попадала в такт к стихам С.В. Михалкова - Г.А. Эль-Регистана. Пришлось вносить новые правки.
В результате кропотливой работы только 14 декабря 1943 года официальным постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) был утвержден текст Михалкова - Эль-Регистана на музыку Александрова.
ЩЕДРЫЙ ГОНОРАР
Несмотря на тяжелое военное время, советское правительство по достоинству оценило труд каждого композитора и поэта, участвовавшего в создании Государственного гимна.
История не знает ни одного случая, когда крупные гонорары были выплачены за не принятые в работу произведения. В январе 1944 года была выделена фантастическая по тем временам сумма в размере 1 212 000 рублей по специальному постановлению Совета народных комиссаров СССР «О вознаграждении поэтов и композиторов, принявших участие в работе по созданию Гимна Союза Советских Социалистических Республик».
Авторы текста гимна Сергей Михалков и Эль-Регистан получили по 100 тысяч рублей каждый. Столько же заплатили автору музыки А.В. Александрову. Не обошли вниманием и остальных участников творческого процесса. Каждый из них получил крупное денежное вознаграждение в зависимости от его личного участия в творческом процессе создания гимна.
Гонорар в размере 4000 рублей выплатили 31 поэту. Авторам особенно удачных, но не утвержденных стихов Н.Н. Асееву и М.В. Исаковскому заплатили по 8000 рублей, О.Я. Колычеву - 12 000 рублей, С. Алымову и М.С. Голодному - по 16 000 рублей. Больше всех получили В.М. Гусев и В.И. Лебедев-Кумач - по 20 000 рублей каждый.
По достоинству были оценены муки творчества композиторов. По 4000 рублей выплатили 116 авторам музыки. Наиболее интересные мелодии оценили дороже: 27 композиторов получили по 8000 рублей, 10 человек - по 12 000 рублей. Финалистам - А.И. Хачатуряну и Д.Д. Шостаковичу - заплатили 28 000 и 32 000 рублей соответственно.
Чтобы читатель мог оценить щедрость советского правительства к композиторам и поэтам, работавшим над текстом гимна, приведу одну цифру: автомобиль «Москвич», неслыханная роскошь в военное время, стоил 9000 рублей.
КЛАССИКА ВЕЧНА!
После смерти И.В. Сталина гимн СССР неоднократно пытались изменить. Начиная с 1955 года, из-за большого количества упоминаний в тексте имени вождя, на протяжении 22 лет гимн страны исполняли без слов.
Лишь в мае 1977 года М.А. Суслов предложил создать новый гимн. Вновь провели конкурс. На этот раз в нем приняли участие 67 поэтов и 80 композиторов. Но... Строгая комиссия вновь остановилась на слегка измененном варианте стихов С.В. Михалкова - Г.А. Эль-Регистана на музыку А.В. Александрова.
Самое удивительное, что и сегодня гимном России, по закону «О Государственном гимне РФ», с 4 декабря 2000 года является все тот же отредактированный текст С.В. Михалкова на музыку А.В. Александрова...
Автор: Дмитрий Соколов.