Русские Вести

Как штурмовали Берлин


Агония Третьего рейха. 75 лет назад, 2 мая 1945 года, советские войска взяли Рейхстаг. На здании было водружено красное знамя, которое получило название «Знамя Победы». В этот же день берлинский гарнизон капитулировал. Красная Армия взяла штурмом столицу Германии — Берлин.

Начало штурма

20 апреля 1945 года войска 3-й ударной армии 1-го БФ на северо-востоке вышли на дальние подступы к Берлину. В 13 час. 50 мин. дальнобойная артиллерия 79-го стрелкового корпуса генерал-майора Перевёрткина открыла огонь по немецкой столице. Так начался штурм Берлина. 21 апреля войска 3-й ударной, 2-й гвардейской танковой и 47-й армий прорвались к окраинам столицы Германии и завязали бой за город. 8-я гвардейская армия и 1-я гвардейская танковая армия к исходу дня также начали пробивать городской оборонительный обвод.

Тем временем войска 1-го УФ также стремительно рвались к логову зверя. 20 апреля танковые армии Конева вышли на южные подступы к Берлину. 21 апреля 3-я гвардейская танковая армия Рыбалко ворвалась на южную окраину города. 4-я гвардейская танковая армия Лелюшенко вышла к Потсдаму. 25 апреля войска Жукова и Конева соединились западнее Берлина в районе Кетцина. Весь Берлин оказался в кольце.

Ополченец фольксштурма, вооруженный гранатометом Panzerschreck (RPzB. 54), в окопе под Берлином

Разбитое немецкое 88-мм зенитное орудие Flak 36/37 в парке Тиргартен в Берлине

Немецкий танк Pz.Kpfw. VI «Тигр», брошенный у Бранденбургских ворот в Берлине

Советский танк Т-34-85 форсирует один из каналов под Берлином

Сражение за Берлин

Сражение на улицах немецкой столицы носило исключительно ожесточенный характер. Германское верховное командование, стараясь отсрочить свой конец, бросило в бой все силы. Немцы дрались отчаянно и упорно. Берлин подготовили в жестокой битве. Оборона строилась на прочных опорных пунктах и узлах сопротивления, в которые превратили все мощные и крепкие здания, на хорошо организованной системе огня. Система коммуникаций, включая подземные, позволяла перебрасывать подкрепления и резервы в опасные места, наносить неожиданные удары, в том числе уже в зачищенном советскими войсками тылу. Боеприпасов и провианта было на месяц. Однако практически все запасы располагались на окраинах города. Поэтому по мере сужения кольца окружения положение с боеприпасами резко ухудшилось.

Берлин имел большой гарнизон – в районе города было блокировано около 200 тыс. солдат. Сюда отступили остатки разбитых частей, оборонявшихся на берлинском направлении (56-й танковый корпус). Их пополнили в городе. Также для обороны города мобилизовали полицию, гражданское население, все вспомогательные и тыловые службы, Гитлерюгенд, сформировали многочисленные батальоны ополчения. В итоге общая численность берлинского гарнизона превысила 300 тыс. человек. С 24 апреля 1945 года оборону города вместо Реймана возглавил генерал Вейдлинг, который ранее командовал 56-м танковым корпусом.

Советские войска решали сложную задачу. Огромный город. Множество крепких многоэтажных зданий, с массивными стенами, бомбоубежища и казематы, связанные между собой подземными коммуникациями. Много каналов, которые надо было форсировать под огнем врага. Многочисленный отчаянный умелый гарнизон. Река Шпрее рассекала германскую столицу на две части, прикрывая министерские здания в центре Берлина. Каждый дом в центре Берлина защищал сильный гарнизон, нередко численностью до батальона.

Ополченцы «фольксштурма» на оборонительной позиции у Ангальтского вокзала в Берлине

Немецкие солдаты на оборонительной позиции на Колонненштрассе (Kolonnenstraße) в Берлине. Находящийся на переднем плане вооружен штурмовой винтовкой StG 44 с прицелом ZF-4

Немецкие полицейские, готовящиеся к оборонительным боям, на улице Гесслерштрассе в Берлине

Немецкий солдат с гранатометом «Панцерфауст» у баррикады на улице Берлина

Красная Армия использовала богатый опыт уличных боев в Сталинграде, Будапеште, Кёнигсберге и других городах. Германские позиции штурмовали днем и ночью. Все усилия были направлена на то, чтобы не дать противнику организовать прочную оборону на новой позиции. Советские армии были эшелонированы: днем атаковал первый эшелон, ночью – второй. Каждая армия имела свой сектор наступления, части и подразделения должны были занять конкретные улицы, площади и объекты. Мощным артиллерийским и авиаударом подвергались главные объекты столицы (крупные опорные пункты). С 21 апреля по 2 мая 1945 г. по германской столице было сделано 1800 тыс. артиллерийских выстрелов. На третий день штурма с Силезского вокзала прибыли крепостные орудия, которые вели огнь по центральной части Берлина. Каждый снаряд весил до полтонны и крушил оборону врага. Только 25 апреля город бомбило 2 тыс. бомбардировщиков.

Однако главную роль в штурме Берлина играли штурмовые группы и отряды, в которые входили пехота, сапёры, танки и САУ, артиллерия. Практически вся артиллерия (включая 152-мм и 203-мм орудия) передавалась пехоте и вела огнь прямой наводкой, уничтожая огневые позиции и укрепления врага. Штурмовые подразделения также поддерживали танки и САУ. Другая часть бронетехники действовала в составе танковых корпусов и армий, которые оперативно подчинялись командованию общевойсковых армий либо имели свою полосу наступления. Однако решение об участии крупных подвижных соединений в штурме огромного города с целью ускорения развития операции привело к большим потерям танков от огня вражеской артиллерии и фаустпатронов (противотанковый гранатомёт).

К исходу 25 апреля 1945 года немецкий гарнизон занимал район площадью около 325 кв. км. Общая площадь протяженности фронта советских войск в Берлине составляла около 100 километров. В штурме столицы участвовало свыше 450 тыс. советских воинов, более 12,5 тыс. орудий и минометов, свыше 2 тыс. реактивных установок, до 1,5 тыс. танков и самоходок.

Советский тяжелый танк ИС-2 на улице горящего Берлина

Советские танки Т-34-85 с танковым десантом на улице Берлина

Советские артиллеристы готовят к залпу реактивный миномет БМ-13 «Катюша» во время боев в Берлине

Советские пулеметчики продвигаются вдоль горящего дома на улице Берлина

Прорыв в центр города

26 апреля 1945 года советские войска расчленили германские войск на две группы: в самом городе и меньшую группу, в районе островов Ванизе и Потсдам. Командующий группой армий «Висла» генерал Хейнрици попросил разрешение Ставки на прекращение наступление армейской группы Штейнера из района Ораниенбурга на Берлин, так как никаких надежд на успех не было. Армейскую группу необходимо было перебросить для спасения фронта 3-й танковой армии, который разваливался под ударами армий Рокоссовского. Верховное германское командование не приняло это предложение. Гитлер приказывал продолжать наступление с целью деблокирования столицы. Фюрер ещё надеялся на «чудо», приказывал 9-й армии из Хальбского «котла» пробиваться на север, а 12-й армии идти на запад, чтобы спасти Берлин.

Однако яростные попытки окруженной 9-й немецкой армии вырваться из «котла» успеха не имели. Лишь несколько тысяч немецких окруженцев смогли лесами пробраться к Эльбе, где и сдались союзникам. 200-тысячная немецкая группировка в ходе ожесточенных боев была полностью уничтожена войсками Конева и Жукова. А попытки 12-й армии Венка прорваться навстречу 9-й армии успеха не имели. В результате боевой потенциал 12-й армии был исчерпан.

27 апреля советские войска уничтожили группу противника в районе Потсдама. Наши войска взяли центральный железнодорожный узел. Бои шли за центральный (9-й) сектор столицы. 28 апреля Красная Армия на ряде участков взломала оборону центрального сектора германской столицы. 79-й стрелковый корпус 3-й ударной армии Кузнецова (она наступала с северного направления), заняла район Моабит, вышла к Шпрее севернее центральной части парка Тиргартен. Из Моабитской тюрьмы выпустили тысячи заключенных союзных армий. Части 5-й ударной армии Берзарина, наступавшие с востока, взяли Карлхорст, форсировали Шпрее, заняли Ангальтский вокзал и здание государственной типографии. Советские воины пробивались к площади Александерплац, к дворцу императора Вильгельма, ратуше и имперской канцелярии. 8-я гвардейская армия Чуйкова прорывалась вдоль южного берега Ландвер-канала и приблизилась к южной части Тиргартена. Успешно продвигались и войска других советских армий.

Гитлеровцы ещё яростно дрались. Однако безвыходность ситуации для командования была очевидной. В 22 час. 28 апреля генерал Вейдлинг предложил Гитлеру план прорыва из столицы. Он доложил, что боеприпасов осталось всего на двое суток (основные склады находились на окраинах города). Начальник Генштаба сухопутных войск генерал Ганс Кребс поддержал эту идею, сообщив, что с военной точки зрения прорыв из Берлина возможен. Как вспоминал Вейдлинг, фюрер долго размышлял. Он понимал, что ситуация безнадежная, но считал, что при попытке прорыва они попадут лишь из одного «котла» в другой. Находившийся в ставке Верховного командования вермахта (ОКВ) фельдмаршал Кейтель отстранил от командования группой армий «Висла» генерала Хейнрици и его начальника штаба генерала фон Трота. Они не выполнили приказ Гитлера о прорыве к Берлину. Однако и новый командующий группой армий «Висла» (от которой мало что уже осталось), генерал Курт фон Типпельскирх, бессилен был помочь столице.

29 апреля Йодль получил от Гитлера последнюю телеграмму. В ней фюрер требовал доложить ему о положении 12-й и 9-й армий, 41-го танкового корпуса генерала Хольсте (в составе 12-й армии), который должен был прорвать кольцо окружения Берлина. 30 апреля Кейтель ответил в ставку фюрера, что передовые части 12-й армии Венка остановлены русскими в районе южнее озера Швилов-Зее, корпус Хольсте перешёл к обороне, армия не может продолжать наступление на Берлин. 9-я армия по-прежнему в окружении.

Советские бойцы ведут огонь из 45-мм орудия М-42 на улице Берлина

Расчет советской 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20 образца 1937 г. ведет огонь на улице Берлина

Полуглиссеры Днепровской военной флотилии переправляют войска через реку Шпрее в Берлине

Советские танки и другая техника у моста через Шпрее в районе Рейхстага

Штурм Рейхстага. Победа!

В это время 3-я и 5-я ударные армии Кузнецова и Берзарина, 2-я и 1-я гвардейские танковые армии Богданова и Катукова, 8-я гвардейская армия Чуйкова 1-го БФ, части 28-й армии Лучинского и 3-й гвардейской танковой армии Рыбалко 1-го УФ завершали штурм Берлина.

В ночь на 29 апреля 171-я и 150-я стрелковые дивизии 79-го корпуса захватили единственный мост на Шпрее (мост Мольтке), не уничтоженный гитлеровцами. Преодолев по нему реку, советская пехота приступила к подготовке штурма Рейхстага, подступы к которому прикрывали мощные каменные сооружения, пулеметные и артиллерийские огневые точки. Сначала советские штурмовики взяли угловое здание юго-восточнее моста Мольтке. Утром начали бой за хорошо укрепленные противником опорные пункты на Кенигс-плаце – здание МВД (т. н. дом Гиммлера) и имперский театр (Кроль-опера). К утру 30 апреля дом Гиммлера зачистили от гитлеровцев. Одновременно велись упорные бои за дома, которые примыкали зданию министерства внутренних дел. Также тяжелые бои шли за здание театра, из которого немцы могли обстреливать здание МВД и мост.

30 апреля в середине дня в бункере под рейхсканцелярией покончил с собой Адольф Гитлер. По завещанию фюрера, пост рейхсканцлера занял Геббельс. Он пробыл на этой должности всего один день. Должность рейхспрезидента получил адмирал Дениц, министром по делам партии – Борман, главнокомандующим сухопутными войсками назначался генерал-фельдмаршал Шернер, начштаба главнокомандующего – генерал Йодль.

С 11 час. 30 апреля начался штурм Рейхстага. В этот же день остатки берлинского гарнизона была рассечены на несколько частей. Первые атаки частей 79-го корпуса немцы отразили шквальным огнем. Только в 14 час. 25 мин. батальоны Неустроева, Самсонова и Давыдова ворвались в здание. Лейтенант Рахимжан Кошкарбаев и рядовой Григорий Булатов установили красное знамя у главного входа. Борьба была жестокой. Дрались за каждый этаж, каждую комнату и коридор, подвалы и чердаки. Перестрелки переходили в рукопашные схватки. Здание горело, но бой не стихал. В 22 час. 40 мин. красное знамя установили в отверстие короны скульптуры Богини Победы. Однако немцы ещё дрались. Они потеряли верхние этажи Рейхстага, но засели в подвалах. Бой продолжался и 1 мая. Только утром 2 мая 1945 г. остатки гарнизона Рейхстага сдались. Красное знамя водрузили бойцы 756-го стрелкового полка сержант Михаил Егоров и младший сержант Мелитон Кантария во главе с заместителем командира батальона по политчасти лейтенантом Алексеем Берестом. Это знамя и стало «Знаменем Победы».

В это же время завершалась битва и других районах столицы. Геббельс 1 мая поручил генералу Кребсу начать переговоры с советским командованием. Кребс доставил в штаб 8-й гвардейской армии сообщение о смерти фюрера и просил о прекращении огня с целью создания условий начала мирных переговоров между Рейхом и Советским государством. Об этом доложили Жукову, а затем Сталину. Москва настаивала на безоговорочной капитуляции. Получив ответ и не видя выхода, Геббельс покончил с собой. В этот же день застрелился в бункере фюрера и генерал Кребс. Борман покончил с собой 2 мая, во время попытки прорыва из города.

Начальник генерального штаба германских сухопутных войск генерал пехоты Кребс, прибывший 1 мая в расположение советских войск с целью втягивания русских в переговорный процесс. В тот же день генерал застрелился

Командующий обороной Берлина генерал артиллерии вермахта Гельмут Вейдлинг (Helmuth Weidling, 1891—1955) выходит из бункера во время капитуляции гарнизона Берлина

Сдавшийся в плен 2 мая советским войскам вместе с офицерами своего штаба командир 56-го такового корпуса генерал Гельмут Вейдлинг (слева)

Вид на поверженный Рейхстаг 2 мая 1945 года

После отказа врага сложить оружие штурм был продолжен. Битва продолжалась ещё день и ночь. В 6 час. утра 2 мая сдался генерал Вейдлинг. Он подписал капитуляцию берлинского гарнизона и призвал войска сложить оружие. К 15 час. большая часть германских частей сложила оружие. 8-я гвардейская армия завершила зачистку центральной части немецкой столицы. Отдельные немецкие части и подразделения (в основном войска СС), которые не пожелали сдаваться, попытались прорваться на запад, через пригород Берлина Шпандау. Однако они были уничтожены и рассеяны. Всего в плен было взято свыше 130 тыс. человек.

Победа Красной Армии в Берлинской операции стала решающим фактором в падении Третьего рейха. Армии Жукова, развивая наступление, вышли на широком фронте к Эльбе, где встретились с союзниками по антигитлеровской коалиции. Войска 2-го Белорусского фронта под командованием Рокоссовского ещё раньше завершили уничтожение северного фланга берлинской группировки вермахта, вышли к Балтийскому морю, встретились с британцами на рубеже Висмар, Шверин и Эльба. С падением Берлинского района и других жизненно важных областей Рейх утратил возможности к сопротивлению. До завершения войны осталось всего несколько дней.

Солдаты люфтваффе, моряки и фолькштурмисты — пленные в Берлине

Красноармейцы и немецкие военнопленные на улице Берлина

Немецкие военнопленные идут на сборный пункт мимо советского танка Т-34-85 и САУ ИСУ-152 по улице Берлина

Полуглиссеры Днепровской военной флотилии на Шпрее в Берлине около моста Обербаумбрюкке (Oberbaumbrücke). В кадре полуглиссер ПГ-111, справа стоит лейтенант Михаил Калинин. 3 мая 1945

Земляки — бойцы Красной Армии обнимаются, встретившись в Берлине

Самсонов Александр

Источник: topwar.ru