В 30-е годы прошлого века число евреев в Палестине стало стремительно расти в связи с приходов к власти нацистов в Германии и усилением антисемитизма в Европе. Пошли разговоры о создании еврейского государства. Арабские страны воспротивились этой идее. Вскоре наступила Вторая мировая война, и решение этой проблемы было отложено.
Когда наступил мир, вопрос передали в Организацию Объединённых Наций. При его обсуждении начались разногласия – еврейские организации требовали создания государства для своих соотечественников. Им не хотелось соседствовать с палестинцами, с которыми постоянно возникали кровавые стычки. Однако и палестинцам евреи были как кость в горле. Они считали эту землю своей и с ненавистью относились к пришельцам. Палестинцев поддерживали жители арабских стран. Но представители иных государств допускали создание страны, где сосуществовали бы и евреи, и палестинцы. В итоге так и произошло – сейчас в Израиле из почти 10 миллионов населения два миллиона арабов и около 500 тысяч неарабских христиан.
Создание независимого еврейского государства поддержал Советский Союз. Об этом заявил постоянный представитель СССР в ООН Андрей Громыко. Он упомянул о страданиях еврейского народа в годы Второй мировой войны и напомнил, что ни одно европейское государство не обеспечило защиту их прав. Этим он объяснил стремление этой нации создать собственное государство. Резюме дипломата было таким: «Было бы несправедливо не считаться с этим и отрицать право еврейского народа на осуществление такого стремления».
Перенесёмся еще дальше назад, в первые годы Советской власти. Еще при жизни Ленина был создан Еврейский комиссариат – правительственный орган в составе наркомата по делам национальностей РСФСР. В числе прочих задач перед ним стояло создание Еврейской республики. И не где-нибудь, а на Крымском полуострове.
Все это обсуждалось на высшем уровне, и в итоге была создана специальная комиссия во главе с заместителем председателя СНК Александром Цурюпой. Финансировать проект вызвалась американская благотворительная организация «Джойнт».
Была создана корпорация «Агро-Джойнт», которая в ноябре 1924 года подписала договор с советским руководством сроком на 30 лет. Конкретно это выглядело так: советское правительство получало 10-летний кредит по 900 тысяч долларов ежегодно с пятью процентами годовых. Если долг не возвращался до 1954 года, полуостров становился «Крымской Калифорнией», то есть переходил в собственность покупателей векселей. Они были проданы пайщикам, среди которых были представители богатейших семейств Америки.
Затея была весьма хитроумной, похожей на ловушку, которая могла привести к потере СССР Крыма. Полуостров закладывался, как ценная вещь в ломбарде! Не выкупил обратно – пиши пропало!
Прибывающих на полуостров евреев планировали занять сельским хозяйством в необжитых районах. Туда потянулись переселенцы: к 1932 году в Крыму организовано более 180 колхозов и 86 национальных поселков, где жило 20 тысяч человек.
Народ приезжал и… уезжал. Дело в том, что условия труда были тяжёлыми, да и местные, как обычно, пришельцам оказались не рады. К тому же Сталин уже решил создать Еврейскую автономную область в Биробиджане на Дальнем Востоке. Проект «Крымская Калифорния» не то, чтобы закрылся, но начал увядать. И евреи стали покидать Крым.
«Джойнт» остался с носом и долги так и не получил. В 1954 году отмечалось 300-летие присоединения Украины к России, и недалёкий Хрущёв сделал Киеву царский подарок – Крым передан из состава РСФСР в Украинскую ССР. Версий о причинах передачи много. Интенсификация народных строек, заглаживание вины Хрущёвым за репрессии и т. д. Говорили, что это было сделано по просьбе трудящихся, но одной из причин смогло быть желание окончательно оставить «Джойнт» с носом. Согласно договору с организацией, передача земель полуострова американцам предусматривалась из России. Теперь же он оттуда «уплыл». Извините, господа…
После Второй мировой войны назрело создание еврейского государства в Палестине. И Сталин, возможно, решил «вернуть долг» – поддержал эту идею. Кроме того, Сталин мог руководствоваться желанием создать мощный форпост СССР на Ближнем Востоке. Там вполне могло появиться что-то вроде Советской социалистической республики Израиль. Впрочем, вряд ли Сталин мог сильно на это надеяться. Для любого молодого государства нужны деньги. А их после войны больше всего было у США. Зато у СССР была военная мощь и авторитет.
В ноябре 1947 года в ООН состоялось голосование по вопросу создания двух государств – еврейского и палестинского. 33 страны, в том числе СССР и США, поддержали инициативу. Еще 13, среди которых были Египет, Иран, Ирак, Ливан, Саудовская Аравия, Сирия, – проголосовали против.
Ещё до провозглашения Израиля Советский Союз стал насыщать военную еврейскую организацию «Хагана» оружием. Оно очень пригодилось вскоре после провозглашения государства Израиль, когда на него двинулись войска Египта, Сирии, Ирака, Ливана.
Стоит заметить, что европейские страны и США отказались помогать еврейскому государству, обрекая его на гибель. Кстати, сначала американцы вообще были против создания еврейского государства – они беспокоились, что туда проникнут «бациллы коммунизма» и его руководство станет «плясать под дудку Сталина». Кроме того, США опасались возмущения арабского мира.
Представитель Израиля уже во время арабо-израильской войны побывал в Москве и провел успешные переговоры о новых поставках вооружения и обучении офицеров Израиля. Первым послом Тель-Авива в СССР стала Голда Меир, будущий премьер-министр еврейского государства. Она вспоминала, что возле синагоги в Москве она увидела огромную толпу: «Без парадов, без речей, фактически без слов евреи Москвы выразили свое глубокое стремление, свою потребность - участвовать в чуде создания еврейского государства, и я была для них символом этого государства».
Вопреки прогнозам в результате полуторагодичной войны с арабскими странами отряды Израиля сумели не только дать отпор противнику, но и завоевали территории, которые выделялись под палестинское государство, в том числе часть Иерусалима. У евреев появилась – опять же благодаря СССР – даже авиация. Это были трофейные «Мессершмитт-109».
Александр Окороков в книге «Секретные войны Советского Союза» писал, что газета «Нью-Йорк Геральд трибюн» опубликовала следующее сообщение:
«Престиж Советской России стоит во всех политических фракциях (Израиля) необычайно высоко. Благодаря своей неизменной поддержке Израиля в ООН Советский Союз создал себе верных сторонников среди левых, умеренных и правых элементов. Ещё большее значение для нового государства, борющегося за свое существование, имел тот малоизвестный факт, что Россия дала практическую помощь в тот момент, когда в ней была наибольшая нужда… Россия открыла свои склады вооружения Израилю. Самые существенные и, вероятно, самые большие массовые закупки вооружения евреи смогли сделать у советского сателлита – Чехословакии. Поставки чехословацкого вооружения, прибывшие в Израиль в критический период войны, сыграли решающую роль…»
Советские специалисты обучали лётчиков, танкистов, десантников. Можно сказать, что основы сильной и боеспособной израильской армии были заложены СССР. Автор книги «Секретные войны Советского Союза» привел цитату из интервью основателя Израиля и первого премьер-министра страны Давида Бен-Гуриона: «Если сейчас я принимаю вас в еврейском государстве, то этим мы обязаны гораздо больше Советскому Союзу, чем Соединённым Штатам, ибо во время нашей войны за независимость, когда мы были окружены арабскими армиями, мы не получили из США ни одного ружья».
Однако к тому времени Израиль уже целиком зависел от США. Сыграли роль огромные деньги богатейшего еврейского лобби в Америке. Оно попросту купило еврейское государство. Проект «Социалистический Израиль» был весьма дорогостоящим, и вряд ли страна, измученная страшной войной, смогла бы его реализовать.
Однако интересно представить, что могло произойти, если бы Израиль попал в сферу советского влияния. Особенно сейчас, когда на Ближнем Востоке полыхает огонь очередной войны.
P.S. Минуло 75 лет со дня создания еврейского государства. Но палестинского государства рядом с ним нет. Хотя все условия для того, чтобы построить здесь вполне благополучную страну, были. Но, увы, этот регион стал проклятым местом, рассадником терроризма и радикализма. У несчастных палестинцев нет гражданства, работы и, похоже, надежд. Сейчас сектор Газа погружен во тьму. В прямом и переносном смысле.
Валерий Бурт