Александра Леонтьевна Моришева родилась в 1918 г. в г. Белебей Башкирской АССР. После окончания в 1938 г. Киевского химико-технологического техникума начала работать химиком на спиртовом заводе в Башкирии. В 1940 г. по договору прибыла в Магадан для работы контролёром-комплектовщиком в контору общего снабжения Дальстроя. Там же и тогда же познакомилась с мужем, и с 1940 года стала носить фамилию Бойко. Её муж, Иван Бойко, прибыл в посёлок Магадан, в 1938 году, после демобилизации из РКВМФ. Работал на Магаданской автобазе на "Ярославце" и перевозил грузы по Колымской трассе. Части механизмов, оборудование для рудников, фабрик, электростанций, промприборы для приисков. Грамоты и благодарности, знак "Отличник-дальстроевец" I 1463...
Грянула война. В 1942-м году Ивана как лучшего шофёра включили в состав делегации дальстроевцев, отправившихся с эшелоном подарков для бойцов на фронт. Вернувшись, рассказал жене, как тяжело приходится там, на "большой земле". И решили молодые свою лепту в победный исход войны внести - 50 тыс. руб. сбережений в Фонд обороны перечислить, а заодно и письмо Верховному Главнокомандующему отправить. С просьбой: разрешить им воевать на построенном за эти деньги танке.
Ответ они получили в феврале 1943 г. Телеграмма была лаконичной: "Благодарю вас, Иван Фёдорович и Александра Леонтьевна, за заботу о Красной Армии. Ваше желание будет исполнено. Примите мой привет, Сталин".
Вслед за телеграммой появился приказ начальника Дальстроя И. Ф. Никишова: "Освободить от работы в Дальстрое шофёра автобазы N 6 управления автотранспорта Бойко Ивана Фёдоровича и работницу треста "Колымснаб" Бойко Александру Леонтьевну, направляющихся добровольцами на фронт".
В ноябре 1943 они по ускоренной программе заканчивают Челябинское танковое училище и в звании младших техников-лейтенантов и зачисляются в резерв. И снова письма, уже в адрес командования с просьбой быстрее отправить их на место боевых действий. Но лишь в июне следующего года получили они под Тулой тяжёлый танк "ИС" и назначения: Александра - командиром танка, Иван - механиком-водителем.
В мае 1944 г. Бойко выехали на фронт. Попали в 5-й Двинский танковый корпус.
Боевое крещение прошли в боях за Ригу. И уже 6 августа 1944 г. в сводке Совинформбюро говорилось: "Экипаж танка, где командиром младший техник-лейтенант Александра Бойко и водителем младший техник-лейтенант Иван Бойко, за две недели уничтожил пять танков и два орудия противника". На борту их танка была выведена надпись: "Колыма"...
В боях у деревни Малиновка, танк Бойко таранил немецкую "пантеру". Ранения, контузия... Но начинает расти и их боевой счёт, счёт уничтоженных танков и орудий противника. Открыт счёт и первым наградам: в августе 1944 Александра Леонтьевна получила орден Отечественной войны I степени, Иван Фёдорович - орден Красного Знамени.
В сентябре командир танка была направлена в Москву, где выступила на IV антифашистском митинге. Тогда её портрет появился на обложке журнала "Огонёк"...
Бои в Прибалтике, Польше, Чехословакии - таковы вехи фронтового пути супругов Бойко, семейного экипажа боевой машины. Праздник Победы они встретили в Праге.
После войны прославленные, но уже бывшие танкисты вернулись в родной Магадан. Иван Фёдорович семь лет проработал здесь заместителем начальника четвертой автобазы, а Александра Леонтьевна - директором хлебозавода. Дважды, в 1947 и 1953 гг., она избиралась депутатом Магаданского городского Совета депутатов трудящихся.
В середине 50-х годов судьба распорядилась так, что пути-дороги супругов разошлись. Но ни раз ещё встречались они на сборах однополчан, воинов-освободителей. А в 1989 году ветераны были приглашены на празднование 50-летия Магадана - города их вечной памяти.
Помнит о них и город, навсегда вписавший имена Александры Леонтьевны и Ивана Фёдоровича Бойко в славную когорту почётных граждан Магадана.
Еременко А.И. "Годы возмездия":
"После того как танкисты, обойдя Даугавпилс, перерезали шоссе и железную дорогу, ведущие на Ригу, создались условия для штурма города.
Первоначально планировалось, что штурм города должен был начаться поздним утром 27 июля. Но наша разведка выяснила, что в городе среди гарнизона началась паника, в частности была перехвачена паническая радиограмма начальника гарнизона в штаб группы армий "Север", в которой по меньшей мере в десять раз преувеличивались наши силы, наступавшие на Даугавпилс. Начальник гарнизона слёзно вымаливал подкреплений. Командарм и генерал Герасимов доложили мне обстановку и своё решение штурмовать город немедленно. [269]
-- Действуйте, -- ответил я им.
Выслав на бронетранспортёрах разведку, наши части рванулись вперёд. Разведчики быстро выявляли вражеские артиллерийские позиции, передавали эти данные по радио артиллеристам и танкистам, а сами продолжали двигаться вперёд. Стремительность и дерзость в ночную пору позволили не только разведчикам, но и стрелковым и танковым подразделениям проникнуть на ближайшие подступы к окраинам города почти без потерь. Следовавшие на танках десанты автоматчиков устроили несколько засад. Опомнившиеся к рассвету гитлеровцы двинулись было навстречу наступавшим, но были встречены губительным огнём. В одной из таких засад находился танк с надписью: "Патриоты Бойко". Командиром танка была самоотверженная советская патриотка Александра Леонтьевна Бойко, а механиком-водителем её муж Иван Фёдорович. Танк был приобретён на их сбережения. Оба они перед войной работали на далёкой Колыме шофёрами автомашин. На боевом счету супругов к этому времени было уже немало героических дел. Когда немцы бросили против наших засад свои самоходные пушки, танк "Патриоты Бойко" вывел из строя одну из самоходок врага."
Александра Леонтьевна Бойко
Родилась в 1918 г. в г. Белебей Башкирской АССР.
После окончания в 1938 г. Киевского химико-технологического техникума начала работать химиком на спиртовом заводе в Башкирии. В 1940 г. по договору прибыла в Магадан. До февраля 1943 г. работала контролёром-комплектовщиком в тресте "Колымснаб".
В 1942 г. вместе с супругом Иваном Фёдоровичем внесли в Фонд обороны 50 тыс. рублей на постройку танка для Красной Армии и обратились к Верховному Главнокомандующему с просьбой отправить их на фронт. В 1943 г. в звании младшего техника-лейтенанта была назначена командиром танка.
С мая 1944 по май 1945 г. принимала участие в боевых действиях в Прибалтике, Польше, Чехословакии.
После демобилизации вернулась в Магадан, где до 1954 г. работала директором хлебозавода. Избиралась депутатом городского Совета. Впоследствии жила в городе Апшеронске Краснодарского края.
Награждена орденами "Отечественная война" двух степеней, многими медалями. Звания почётного гражданина города удостоена 4 декабря 1991 г.
Бойко Иван Фёдорович
Родился в 1912 г. в городе Нежин Черниговской области.
С 1927 по 1933 г. работал слесарем-комбайнёром на Украине, затем служил в Военно-Морском Флоте на Дальнем Востоке. С 1938-го по февраль 1943 г. работал шофёром на Магаданской автобазе N 6.
В 1942 г. в составе делегации работников Дальстроя побывал в действующей армии. После возвращения в Магадан вместе с супругой внесли в Фонд обороны страны 50 тыс. руб. на строительство танка. По разрешению И. В. Сталина вместе с женой был направлен в Челябинское танковое училище.
Став механиком-водителем тяжёлого танка, участвовал в боях на 2-м Прибалтийском и 4-м Украинском фронтах. Боевой путь закончил в освобождённой Праге.
После войны Иван Фёдорович Бойко вернулся в Магадан, где с 1946 по 1953 г. работал заместителем начальника автобазы.
Награждён орденами Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны I-й ст., медалями. 4 декабря 1991 г. ему присвоено звание "Почётный гражданин города Магадана".
Ольга Тонина Александр Афанасьев