Русские Вести

«Иудина награда» Ивана Мазепы


О предательстве Мазепы написаны тысячи исследований. Его имя в России стало нарицательным. Собрано огромное количество документов и фактов о его жизнедеятельности, отечественные и зарубежные исследователи лишь разнятся в их интерпретации. Что же известно об этой личности, которая, как мы теперь видим, стала ментально определяющей для всего украинства?

За свою долгую жизнь Иван Мазепа построил 26 соборов, церквей и колоколен. За воинские заслуги был награжден польским орденом Белого Орла. Мазепа — второй в российской истории кавалер ордена Андрея Первозванного. Его портрет помещен на украинской денежной купюре. В его честь названы населенные пункты в трех штатах США и Канады, национальный парк в Австралии и улицы в Ивано-Франковске, Киеве, Луцке, Львове, Ровно, Тернополе, Ромнах. Его именем названы два квартала города Галац в Румынии. Памятники Мазепе стоят в Киеве, Чернигове, в румынском городе Галац, в одном из украинских сел, в городе Кергонсон (США), на территории посольства Австралии в Киеве.

Он стал героем огромного количества драматических, прозаических и поэтических произведений, среди авторов которых были Виктор Гюго, Фаддей Булгарин, Байрон, Александр Пушкин, Юлиуш Словацкий. Авторами опер и музыкальных произведений о нем были десятки композиторов, в том числе Ференц Лист, Петр Чайковский и Сергей Рахманинов. Он был героем картин Жерико, Делакруа, Верне и Буланже. Кинематографическое искусство тоже отметилось — восемь художественных и биографических фильмов. 

В 2009 г. В. Ющенко под занавес своего нелегитимного правления учредил в его честь Крест Мазепы для награждения граждан за значительный вклад в возрождение национального культурно-художественного, духовного, архитектурного, военно-исторического наследия, заслуги в государственно-созидательной, дипломатической, гуманистической, научной, просветительской и благотворительной деятельности» и успел за полгода наградить 62 человека. Под № 27 значится Филарет (Денисенко, Михаил Антонович), а под № 60 — Ющенко Петр Андреевич, старший брат Виктора Андреевича.

Однако более трехсот лет назад, в 1708 г. Русской православной церковью была провозглашена анафема гетману Мазепе. Анафеме Иван Мазепа был предан за нарушение данной на Евангелии присяги на верность русскому царю, за то, что позволил сжигать и осквернять православные храмы шведским солдатам.

А также за то, что был склонен «к пороку и безнравственности», «предавался греху блуда, начиная со времени своей молодости, когда сожительствовал с женой польского шляхтича, и до старости, когда совратил свою крестницу Матрону».

«Вором» же в тексте отлучения Мазепа назван потому, что он выкрал гетмановскую казну — по свидетельству историков, сундук с золотом, несколько мешочков с бриллиантами и другими драгоценностями, а также два бочонка золотых дукатов.

12 ноября 1708 г. в Троицком соборе Глухова в присутствии Петра I митрополит Киевский, Галицкий и Малыя России Иоасаф (Кроковский), родом из Львова, в сослужении других архиереев — святого архиепископа Черниговского и Новгород-Северского Иоанна (Максимовича) и епископа Переяславского Захарии (Корниловича) совершил литургию и молебен, после чего «предал вечному проклятию Мазепу и его приверженцев».

В тот же день в Глухове была совершена символическая казнь бывшего гетмана, которая описывалась так: «Вынесли на площадь набитую чучелу Мазепы. Прочитан приговор о преступлении и казни его; разорваны князем Меншиковым и графом Головкиным жалованные ему грамоты на гетманский уряд, чин действительного тайного советника и орден святого апостола Андрея Первозванного и снята с чучелы лента. Потом бросили палачу сие изображение изменника; все попирали оное ногами, и палач тащил чучелу на веревке по улицам и площадям городским до места казни, где и повесил». (Дмитрий Бантыш-Каменский. История Малой России от водворения славян в сей стране до уничтожения гетманства. Киев, 1903, стр. 401).

После поражения в битве под Полтавой в июле 1709 г. Мазепа и шведский король Карл XII скрылись в г. Бендеры, принадлежавшем тогда Османской империи. Там Мазепа согласился стать данником польского короля с получением воеводства в Белой Руси.

Имя Мазепы, несмотря на его заслуги перед Церковью, Российской империей и Малороссией, стало символом клятвопреступления, предательства, измены Отечеству.

Императором Петром I был учрежден орден Иуды, предназначавшийся Мазепе. Дошедший до нас документ подробно раскрывает содержание царского указа: «Зделать тот час манету серебряную весом в десять фунтов, а на ней вырезать Иуду на асине повесившагося и внутри тридесять сребреников лежащих, и при них мешек. И на зади надпись, треклятый сын погибелный Иуда, еже за сребролюбие давится <...>. Да к той манете зделать чепь в два фунта, и прислать к тое монеты в военный поход на нарочней почте немедленно».

Общий вес медали вместе с цепью составил около пяти килограммов! Но бывший гетман малороссийских казаков Иван Степанович Мазепа так и не получил отлитую для него «Иудину награду», поскольку скончался в Бендерах 22 сентября 1709 г.

По некоторым данным, Мазепа был похоронен в селе Варница, под Бендерами. Пушкин во время своей южной ссылки, проезжая мимо по дороге из Кишинева в Одессу, останавливался в Бендерах вместе с младшим Липранди. Они упорно пытались найти могилы Мазепы и Карла, но ничего не обнаружили. Потом им кто-то сказал, что могила находится в Каушанах. Они и туда съездили. И там ничего не нашли. В общем, никаких следов Мазепы на земле не осталось.

Дилемма с Мазепой в том, что на его личные деньги была достроена в конце XIX ст. Киевская лавра. Как-то нелогично получается — главная святыня Руси была построена на деньги отлученного от церкви мирянина. Плюс Папа Иоанн XXIII под давлением украинских греко-католиков в одной из своих воскресных проповедей помянул Мазепу как мирянина, всегда находившегося в духовном единении со Христом, то есть Папа тем самым фактически признал недействительность анафемы Русской церкви.

Вопрос об анафеме Мазепы очень волновал Виктора Ющенко, успевшего переименовать улицу, на которой стоит Киево-Печерская лавра, в улицу И. Мазепы (но, слава Богу, сегодня адрес лавры по-прежнему — Лаврская,15).

Задача Ющенки была любыми средствами заставить Церковь снять анафему. С этой целью он инициировал решение этого вопроса перед синодом Украинской Церкви, который 14 ноября 2007 г. поручил Богословской комиссии УПЦ изучить каноническое и историческое обоснование отлучения Мазепы от Церкви. Но, по всей видимости, в Киеве официально ничего не было сделано, однако какие-то факты деятельности комиссии в украинскую печать просочились. В частности, факт обращения митрополита Киевского Антония Храповицкого к Святейшему Патриарху Тихону в 1918 г. с просьбой снять анафему с Ивана Мазепы, и якобы Патриарх ее снял. Тогда 22 февраля 2008 г. В. Ющенко во время переговоров с Патриархом Алексием II в Москве напрямую спросил, снята ли анафема с гетмана Мазепы. «Украинский президент получил ответ, полностью основанный на изученных архивных данных. В 1918 году патриарху Тихону действительно поступало обращение с просьбой рассмотреть вопрос о снятии анафемы с Мазепы, о чем Святейший Патриарх сообщил на совещании епископов в рамках проходившего тогда в Москве Поместного Собора Православной российской церкви», — прокомментировал ситуацию секретарь Отдела внешних церковных связей Московского патриархата по межправославным отношениям протоиерей Николай Балашов. Совещание, по его словам, пришло к выводу, что для рассмотрения этого вопроса «нет достаточных канонических и исторических данных». В то же время епископы постановили, что, если со стороны проходившего тогда же в Киеве Всеукраинского церковного собора последует официальное обращение по поводу снятия анафемы с Мазепы, для его рассмотрения будет создана специальная комиссия. «Из последующих документов видно, что такого обращения не последовало. Соответственно, не было и нового рассмотрения вопроса. Таким образом, снятия анафемы не было, что не исключает того, что этот вопрос компетентными канонистами и историками может быть рассмотрен в будущем», — заявил представитель Московского патриархата.

Казалось бы, дело исчерпано. Но не для Ющенки. Именно тогда он учреждает новый украинский орден — Крест Ивана Мазепы. Сразу же после этого председатель Отдела внешних церковных связей Украинской православной церкви архимандрит Кирилл Говорун дает несколько интервью, в которых, ссылаясь на историю с телеграммой митрополита Киевского Антония Храповицкого, объясняет, что анафема Мазепе наложена не по церковным, а по политическим мотивам (по приказу императора Петра I), кроме того, без соборного решения Православной Церкви. В этих же интервью отец Кирилл связал политический характер анафемы с современным явлением «политического православия», которое было осуждено Собором епископов Украинской православной церкви (21 декабря 2007 г.).

Однако уже сам факт этих интервью о Мазепе в контексте бурной деятельности Виктора Ющенко по реабилитации этого «героя» Украины как раз и выглядел, если не «политическим православием», то уж точно «политическим заказом». 

Обнародованные документы от Wikileaks об УПЦ и роли архимандрита Кирилла Говоруна в политической жизни Украины в 2009 г. только подтверждают наши выводы. Оказывается, он не чурался быть информатором посла США на Украине Уильяма Тейлора.

Как расценить, например, такое донесение посла в Вашингтон: «Недавние события, похоже, подтверждают уверения Говоруна в том, что УПЦ МП готова выражать свою точку зрения, не очень хорошо принимаемую в Москве. Например, в ноябре УПЦ МП выступила с заявлением о Голодоморе как геноциде».

Но вернемся к вопросу об анафеме Мазепе. Ее не признают ни Украинская греко-католическая церковь, ни Украинская православная церковь т.н. киевского патриархата, ни Украинская автокефальная православная церковь. 

Историк Андрей Зубов, в прошлом преподаватель Московской Духовной академии, оправдывает предательство Мазепы: «Эта измена была для Украины попыткой сохранить тот уровень идентичности, который, как он считал, при политике Петра будет утрачен». 

Особенно «уровень идентичности» был на высоте, когда Мазепа стал пажом польского короля Иоанна Казимира, которого предал, убежав от своего суверена?

Или когда в 1674 г. стал главным советником у Петра Дорошенко, гетмана Правобережной Украины под протекторатом турок, а затем Польши. Попав в плен к «московитам», предал Дорошенку.

Или когда на службе у Ивана Самойловича — гетмана Левобережной Украины — стал поверенным в переговорах и с царем Федором Алексеевичем, и с крымским ханом, и с поляками. Однако в 1687 г. предал Самойловича, отправив на него донос князю Василию Голицыну в том, что гетман хотел образовать из Малороссии отдельное государство. За что вся семья Самойловича была арестована и выслана. На князя Василия Голицына Мазепа тоже писал доносы — сначала царевичам Ивану и Петру, потом царю Петру I. В промежутке между этими доносами Мазепа дал взятку в 10 тыс. червонцев тому же князю Голицыну за поддержку в назначении его гетманом обеих частей Украины.

Или когда первые капиталы Мазепы были сделаны на запрещенной в России спекуляции алкоголем. Или когда он обложил барщиной вольных запорожских казаков, закрепостив в свою собственность по разным источникам от 100 до 500 тыс. человек и отобрав у них землю, став тем самым одним из богатейших олигархов того времени — более богатым, чем «взяточник и казнокрад» фельдмаршал Александр Меншиков.

Или когда он окружил себя наемными поляками, составив из них в качестве своей гвардии особые «компанейские сердюцкие полки» для подавления недовольства казаков. Или когда в 1704 г. он обольстил свою крестницу 16-летнюю Матрену Кочубей. Мазепа сватался, но получил от отца девушки, стольника Василия Кочубея, отказ: по христианским законам такой брак приравнивался к инцесту. Родители пожаловались царю, но расследование под нажимом Мазепы не нашло доказательств вины гетмана. 75-летний В.Л. Кочубей после пыток был обезглавлен, жена и дети, в том числе Матрена, были сосланы в ссылку и освобождены лишь после смерти Мазепы.

Или когда в 1705 г. Мазепа писал: «Никогда не отторгнусь от службы премилостивейшего моего государя». Но через несколько месяцев изменил своему слову, начав переговоры со шведским королем Карлом XII о помощи ему в войне с Россией. 

Или когда в военных операциях шведов, несмотря на обещание Мазепы, его не поддержали казаки, поскольку гетман не пользовался у них никаким авторитетом.
Или когда он договорился с польским королем Станиславом Лещинским о протекторате Польши над Малороссией за воеводство на Витебских и Полоцких землях Белой Руси. 

Или когда полковником шведских войск Иваном Мазепой была выкрадена гетмановская казна, принадлежащая всей Малороссии. 

И наконец, когда Мазепа еще до Полтавской битвы тайно писал Петру I о своей готовности предать Карла XII взамен на прощение.

Мазепу иногда представляют борцом за независимость Украины. Однако во всех его действиях, как видим, четко проглядывает личная корысть, а вовсе не забота об Украине, которую он за свою долгую жизнь не раз предлагал и шведам, и татарам, и туркам, и полякам. И какое же здесь, скажите, «сохранение уровня идентичности»?

В то же время история Мазепы — словно о наших днях писана. За несколько веков ментальное сознание многих украинцев, увы, так и не поменялось.

Матвей Славко

Источник: www.stoletie.ru