Так уж сложилось, что многие люди совершенно искренне считают: противостояние США и СССР, пусть и бывшее весьма ожесточенным, происходило исключительно в рамках «холодной войны», то есть без выстрелов и пролития крови. Если и схлестывались в открытом бою, то исключительно на чужой земле. А вероломные нападения американцев на нашу страну, ее бомбежки и обстрелы существовали разве что в фантазиях политических пропагандистов. Так вот: это глубочайшее заблуждение.
Мало кто знает и помнит об этом, но первые удары американской авиации не только по нашим самолетам, но и по наземным войскам наносились на завершающем этапе Великой Отечественной войны, когда она велась на территории Германии. У одного из лучших советских асов, Ивана Кожедуба (и не у него одного), имелись на счету сбитые самолеты ВВС США. Впрочем, это несколько другая история, а сегодня мы вспомним о трагическом инциденте, случившемся через 5 лет после победы, 8 октября 1950 года и в местах, предельно удаленных от поверженного Третьего рейха – на территории советского Дальнего Востока.
Дело выглядело следующим образом: в связи с резко обострившейся ситуацией у границ СССР (началом войны в Корее) было принято решение о передислокации поближе к нашим рубежам частей боевой авиации, которые должны были обеспечить более надежное их прикрытие. Одной из таких частей, переброшенных на полевой аэродром Сухая Речка в Хасанском районе Приморского края, был 821-й истребительный полк 190-й истребительной авиационной дивизии.
Насчитывало соединение на тот момент три полноценных эскадрильи, укомплектованных полученными во время Великой Отечественной в рамках «ленд-лиза» истребителями Bell P-63 Kingcobra. «Ушатаны» эти старенькие машины были, что называется, до предела, но что было под рукой, то к границе и выдвинули. Разместившиеся на новых позициях летчики прекрасно знали о ведущихся на Корейском полуострове боевых действиях, но никак не ожидали, что происходящее там коснется их самих. Абсолютное большинство наших военных продолжало видеть в американцах союзников по антигитлеровской коалиции.
Тем большим было их изумление, когда примерно в 16 часов ясного и солнечного дня из-за ближайших сопок вынырнули два явно чужих реактивных самолета, которые устремились к аэродрому. С какими конкретно намерениями, стало ясно после того, как оба истребителя ВВС США F-80 Shooting Star (а это были именно они) открыли ураганный пушечно-пулеметный огонь по взлетной полосе и стоявшим на ней машинам. Забегая наперед, скажу: внезапным ударом были повреждены до десятка (по официальным данным – семь) наших самолетов, как минимум один из них сгорел дотла. Жертв среди личного состава не было. Но это опять-таки по официальным данным…
Давать команду на взлет никто из находившихся на месте инцидента командиров и не подумал, прекрасно понимая, что старенькие поршневые «Кобры» против реактивных «шутеров» шансов не имеют никаких. Тем более в сложившейся ситуации. За это их впоследствии обвинили чуть ли не в трусости, но потом самые неприятные претензии были сняты — разобрались. Впрочем, оргвыводы все равно последовали: в должностях были понижены как командир подвергшегося нападению авиаполка, так и один из его заместителей.
На международном уровне скандал тоже вышел нешуточный: с гневной нотой по поводу вероломного нападения выступил с трибуны ООН Андрей Андреевич Громыко, бывший тогда замминистра иностранных дел СССР. Отдуваться за случившееся пришлось лично тогдашнему президенту США Гарри Трумэну, в рекордный (для американцев!) двухнедельный срок полностью признавшему не только факт инцидента, но и вину в нем американской стороны. Вашингтон заверил Москву в том, что все виновные в случившемся понесли самое суровое наказание и предложил «компенсировать материальный ущерб». Времена были сталинские: от подачек американцев в СССР отказались и сошлись с ними на том, что предавать огласке случившееся у Сухой Речки не стоит.
На этом, собственно, более или менее стройная официальная версия заканчивается, а дальше начинаются сплошные вопросы и загадки. Главная из них: почему при полнейшем отрицании того, что во время налета пострадал кто-то из наших военных на территории бывшего аэродрома, существует памятник, в официальном реестре значащийся как «безымянная братская могила советских летчиков, погибших при отражении атаки американских бомбардировщиков в 1950 году»? По утверждению местных жителей, под скромным памятником покоятся останки то ли десяти, то ли вдвое большего количества человек.
Нешуточная мрачная тайна… Если СССР на самом высоком уровне признал факт удара по аэродрому, то почему отрицал жертвы? Наконец, отчего могила «безымянная» и братская? Чай, не в 1941 году дело было – личности всех погибших можно было установить без труда. Да и похоронить достойно. Или… Речь идет о каком-то другом инциденте? Столкновения с американцами в том году в Приморье происходили неоднократно, и жертвы однозначно имелись с обеих сторон. Кое-кто говорит о десятках американских атак. Увы, вряд ли мы узнаем разгадку.
Открытым вопросом остается также и то, было нападение на Сухую Речку «трагической ошибкой», как это долгие десятилетия утверждали в США, или спланированным актом агрессии. Американцы и тогда, в 1950-м, и впоследствии твердили о «навигационных ошибках» и «сбившихся с пути» пилотах, имевших задачу нанести удар по военному аэродрому Северной Кореи Чхонджин, но «заблудившихся». Километров эдак на сотню… А заодно перепутавших советские самолеты с корейскими. Все это донельзя походит на такую привычную для звездно-полосатых вояк наглую и циничную ложь.
Очевидцы тех событий утверждают, что никакой «пониженной видимости» и прочих метеоусловий, на которые можно было бы списать «ошибку», не наблюдалось и в помине. Более того, оба воздушных пирата, пилоты ВВС США Олтон Квонбек и Аллен Дифендорф, которые якобы были «отданы под суд военного трибунала» (по утверждению Трумэна) спокойно прослужили в боевой авиации 22 и 33 года соответственно. Квонбек вдобавок впоследствии сделал весьма неплохую карьеру в ЦРУ. Наводит на мысли…
Не совсем понятно также то, как вражеские истребители «проскочили» системы противовоздушной обороны Приморья, которое прикрывали, помимо армейцев, еще и силы Тихоокеанского флота (кстати, подвергшийся атаке авиаполк к ним и принадлежал). Великая Отечественная от раздолбайства и расслабленности отучила всех. Или не всех? По крайней мере, практически сразу же после инцидента в авиационных частях были введены боевые дежурства с постоянным пребыванием летчиков в готовых к взлету машинах. Также в Приморье была моментально переброшена 303-я авиадивизия, вооруженная уже реактивными МиГ-15.
Однозначно можно сказать только одно: долетались американцы, очевидно, планировавшие налет на Сухую Речку как акцию устрашения, буквально на свою голову. Пугать товарища Сталина было бесполезно, а вот относительно истинных намерений «союзников» он после этого утратил всякие сомнения. И отдал приказ о формировании 64-й истребительного авиационного корпуса под командованием Ивана Кожедуба, асы которого сбили в корейской войне столько американских самолетов, что за Сухую Речку хватило рассчитаться сполна.
Александр Харалужный