Традиционно у нас считают, что история ракетостроения в России начинается с некого рисунка на стенен тюрьмы террориста Кибальчича, идеях Циолковского и системы залпового огня «Катюша». Однако есть и другая точка зрения.
Книга Александра Дмитриевича Засядко «О деле ракет зажигательных и рекошетных» была опубликована ровно двести лет назад, в 1817г. И это, заметим, когда данный вид вооружений уже был рассекречен. Следовательно, само по себе ракетное оружие было изобретено значительно раньше.
Причем книжка Засядко — это не изобретение. Это практическое руководство ведения боевых действий с применением ракетной артиллерии, написанное на основе реального боевого опыта. Невероятно! Тем не менее, выясняется, что ещё в 1815 году Засядко командовал батареей залпового огня! Уже тогда было налажено производство реактивных снарядов трёх калибров на специальном «Ракетном заведении» (завод). Для ведения стрельбы была создана установка залпового огня на ШЕСТЬ ракет! Кроме того, Засядко лично разработал систему наведения.
Дальность огня тогда составила 2300 метров. А в 1817 году усовершенствованные ракеты ложились в цель уже на расстоянии, страшно подумать, более шести километров!
Сколько раз эти ракеты применялись во время отечественной войны 1812 года, доподлинно неизвестно, а вот во время Крымской войны только за первую половину 1858г. по врагу было выпущено 9745 боевых НУРСов. Во время Турецкой компании 23 установки Засядко стёрли с лица земли крепость Браилов со всеми, кто в ней находился.
В 1820 году руководил учебной артиллерийской бригадой, артиллерийским училищем, артиллерийской лабораторией, Санкт-Петербургским арсеналом и Охтинским пороховым заводом; в 1827 году назначен начальником штаба генерал-фельдцейхмейстера; в турецкую кампанию 1828 года командовал осадной артиллерией под Браиловым и Варной. Ракеты при взятии этих крепостей сыграли наиглавнейшую роль. Чин генерал-лейтенанта получил в 1829 году. С 1834 года в отставке.
Выясняется, что был он не только в ракетах спец, но и по установкам ракетным установкам, и систему прицеливания сконструировал. Мало того, он же ещё вынужден был сконструировать специальную взрывобезопасную пороховую мельницу, орудийный калиброметр, лафет и переносное устройство для перемещения орудий крупных калибров. Произвёл целый ряд исследований по изучению свойств металлов и разработал метод многократной отливки орудий из старых, вышедших из употребления.
Александр Дмитриевич знал из рассказов бабушки, что его предок ещё в 1515г. под командованием атамана Ружинского камня на камне не оставили от крепости близ современного Белграда в Европе именно боевыми ракетами! Начало 16 века.
Но и это, оказывается не всё. Яркий след в становлении ракетной артиллерии Российской империи оставил ещё один, незаслуженно забытый инженер – Константин Иванович Константинов.
Константинов изобрёл один из первых электро-баллистических (!) приборов (1844) и предложил прицел для навесной стрельбы из гладкоствольных орудий. В 1849 году он был назначен начальником Охтинского капсюльного заведения, а вскоре — командиром Санкт-Петербургского ракетного завода.
Форт «Константин» в Кронштадте, между прочим, назван в честь генерала Константинова, а вовсе не в честь брата императора, чтоб вы знали.
В дальнейшем деятельность Константинова была почти исключительно посвящена улучшению боевых ракет и разным усовершенствованиям в потешной пиротехнике. Он разработал проект Николаевского ракетного завода и в 1859 году был назначен начальником этого завода.
Это станок для запуска ракет конструкции Константинова. Нетрудно заметить, что Константинов додумался до конструкции реактивного двигателя с тангенциальными (боковыми) соплами — почти как на гранатомете РПГ-7.
В марте 1829 г. ракетами конструкции Засядко вооружаются корабли Дунайской военной флотилии. Этим было положено начало внедрению ракетного оружия в военно-морском флоте, чему способствовала «Записка о внедрении в употребление боевых ракет на флоте». Автором «Записки» являлся полковник Константинов.
В упомянутой «Записке» он указывал: «Ракеты, которые при действии с гребных судов могли бы быть полезны, не должны быть менее четырех дюймов в диаметре и двух футов длины. Они снабжаются брандкугелями или другим каким-либо снарядом с начинкою разрывного или зажигательного состава». Пусковые трубы для этих ракет имели в длину пять футов и позволяли вести стрельбу «с оставлением гребцов на своих местах».
Но и это ещё не всё. Самое поразительное открытие ждало меня впереди:
Первый в мире подводный ракетный старт состоялся на Неве выше Санкт-Петербурга ещё при жизни А. С. Пушкина. Таким образом, есть все основания считать создание ракетных подводных лодок заслугой русских изобретателей.
Первый удачный старт ракет из-под воды был осуществлён в России 29 августа 1834 года на Неве в 40 верстах выше Санкт-Петербурга. В присутствии Николая I c экспериментальной подводной лодки конструкции К. А. Шильдера запускались 4-дюймовые зажигательные ракеты, уничтожившие несколько учебных целей — парусных шаланд на якорях. Систему запуска ракет разработал подпоручик Санкт-Петербургского ракетного заведения П. П. Ковалевский, он же управлял запуском ракет на испытаниях. Оказывается, что ракеты Засядко запускали из ПОДВОДНОГО положения из субмарины Шильдера:
На фото в заголовке — ракетный взвод Семиреченского казачьего войска.