В многочисленных источниках, как исторических, так и географических употребляется различное наименование горы расположенной в городе Сысерть. Одни её именуют Бессоновой или Бесенковой, другие Бесёновкой, в краеведческой литературе встречается её раннее или первоначальное название Караульная. Все существующие легенды и версии привязаны к событиям 1774 года. Одной из наиболее употребляемой или скорее привлекательной считается версия, что название происходит от фамилии сержанта Бессонова погибшего при штурме горы войсками Емельяна Пугачёва в 1774 году. Версия «гора Бесёновка» подразумевает мистические свойства горы, навеянные народными сказами и памятью о погибших во время той же обороны 1774г. Наименование «Караульная» почти не используется в настоящее время, но и не вызывает ни каких сомнений в происхождении.
Чтобы понять исторические метаморфозы в наименовании горы в городе Сысерть я попытался выстроить на основе общедоступных краеведческих материалов историческую последовательность. Первое упоминание о местности, где сейчас расположен город Сысерть, и гора Бессонова относится к 1662 году. В старинной грамоте упоминается некий Урусско, который с товарищами ходил по рекам Исеть и Сысерть с целью промысловой добычи бобра. Времена около 1680 года отмечены как начало освоения долины реки Сысерть с целью добычи и переработки железных, а чуть позже и медных руд арамильскими крестьянами. Подтверждением этому является немалое количество старых рудников и печей, до сих пор встречающихся в лесах южнее Сысерти. По логике событий в это время одиночные промысловики могли дать горе название, связанное с её какими-то мистическими свойствами вроде причастности к бесовским проявлениям, но подтверждения этому нет.
В 1727 году учтя опыт одиночных промысловиков за железными рудами, управляющий уральскими заводами генерал – майор В.И. Геннин лично посетил реку Сысерть и возле слияния с речкой Чёрная выбрал место для строительства завода. После этого события мы уже встречаем наименование горы как Караульная. И этому есть историческое обоснование. Пока строящийся завод не превратится в крепость с оборонительными рубежами и гарнизоном он всегда являлся лёгкой добычей большого количества воинствующих племён и воровских шаек. Поэтому аналогичные горы или возвышенности над населёнными пунктами повсеместно носили название караульных и сторожевых, которые охраняли не только от врагов, но и от пожаров.
Когда наступило смутное время Пугачёвского восстания, владелец Сысертского завода А. Ф. Турчанинов ввёл в 1773 г. не только круглосуточные посты по всей заводской округе, но и организовал жёсткую систему слежения и доносов. Достаточно правдоподобно выглядит для этого времени версия о народном переименовании горы в Бессонову — на основании постоянного дежурства на горе «без сна» и отдыха. Косвенным доказательством этому служит, что Турчанинов не получил первоначально для охраны подкрепления из Екатеринбурга, а обходился только жителями в количестве 300 человек. Результатом бессонной нагрузки караулов стало то, что 04. 02. 1774 года кордон на Щелкунской дороге «проспал» отряд пугачёвцев около 800 человек, и они ворвались в Сысерть, где были остановлены и отброшены ценой неимоверных усилий и жертв. Результатом первого боя стала потеря сысертчанами 7 человек убитыми,15 ранеными, 63 уведено в плен (или ушли с восставшими), а также совершён поджог части строений посёлка. После чего Екатеринбург выслал на помощь сысертцам небольшой военный отряд поручика Томилова.
Версии о дальнейшей обороне Сысерти с гибелью сержанта Бессонова, центром которой стала гора, на мой взгляд, не состоятельны. Потому что доподлинно известно, что Сысерть значительными людскими ресурсами не располагала, чтобы удерживать посёлок, завод и гору одновременно. Да и какой смысл? Борьба за гору как господствующую высоту имеет значение только для применения артиллерии с целью длительной осады, что пешими и конными подвижными отрядами восставших в данном случае, учитывая перед этим лёгкую добычу 4 февраля, просто не могло иметь места. Просто укрепиться и спрятаться на горе, значит, сохранить людей, но отдать завод на разграбление. Что я думаю не входило в планы заводовладельца Турчанинова. Да и если изучить рельеф горы на пригодность её как фортификационного сооружения, то станет ясно, что со стороны завода гора, но в противоположной стороне почти ровная площадка. Учитывая имеющуюся ограниченность в людях за короткий срок даже просто выстроить ледяной вал без насосов на морозе невозможно, то версия становится фантастической.
15 февраля уже 6000 человек во главе с командиром Белобородовым («фельдмаршал» Пугачёва) также со стороны Щелкуна пошли на посёлок. Бой длился до темноты, после чего обороняющие отступили за реку и укрепились в центральной части (т.е. на заводской территории). Не сумев взять завод с наскока 16 февраля 1774 года, Белобородов оставил его, уйдя основными силами на Бобровку и Екатеринбург. Как видим в течение двух суток взятия Сысерти, гора не могла стать центром военных действий в обороне завода, а, следовательно, и остаться в памяти людской как знаковое событие тем более при отсутствии там последующих захоронений погибших.
По моему мнению, бессонные караульные ночи в течение предшествующих месяцев несения караульной службы на глазах у хозяина при тотальной слежке и доносах оставили более глубокий след и пересуды среди крестьян. Вызывает, конечно, сомнение и достоверность исторической статистики. Шесть тысяч! пугачёвских солдат как бы ни было, а имеющих боевой опыт против 250 горожан и небольшого отряда во главе с поручиком? Громадный численный перевес противника, отсутствие грамотного военного руководства, замершая река, которая, не могла служить естественным препятствием для нескольких тысяч нападающих. Думаю, человек даже не искушённый в военном деле сделает выбор не в пользу обороняющихся. Но, тем не менее, исторический факт имеет место быть, поселение пострадало, но завод был сохранён.
Если проследить дальнейшие действия А. Ф. Турчанинова, то многое становится яснее. Алексей Фёдорович заручается письмом благодарности генерал-аншефа А. И. Бибикова, о его исключительной роли в смутные времена с обещанием щедрой награды (хотя при приближении войск Пугачёва уехал подальше от Сысерти в Соликамск). И отправляется к Екатерине II за...... дворянским титулом. 13.11.1783 года он неимоверными усилиями добивается таки дворянства для себя, детей и всех продолжателей рода «..за похвальные и благородные поступки в 1773-1774 годах им учинённые». Учитывая, что только сам Турчанинов мог представить руководству «достоверное» описание штурма Сысерти и всех, связанных с ним событий, то я не исключаю, что именно он стал автором статистики и 600 пугачёвских солдат могли запросто превратиться в 6000. Но нужно отдать должное, что читая его же описание, защитники Сысерти им были обласканы и вознаграждены, перед началом наступления восставших всем были выплачены авансы за будущую работу, а после изгнания восставших жители получили 1000 рублей.
Нельзя исключить и другой вариант развития событий. Как то нет логики в том, что в течение 20 дней от первого штурма Сысерти 04.02.1774 г. до полного изгнания Пугачёва 25.02.1774г. все крупные поселки — крепости, такие как Щелкун, Бобровский были покорены восставшими, а Сысерть оставили и столовались в Бобровке. Наверное, имеет право на жизнь версия, что после первого боя и пленения пятой части всех защитников завода Турчанинов просто откупился от Белобородова, но озвучив это, не стал бы героем и не получил дворянского титула. Как говорится в народе – бес попутал. Возможно на той же Бесенковой горе.
февраль 2008г.
А.М. Минин.