Русские Вести

Фёдор Пироцкий: создатель электрического трамвая


Первый в мире электрический трамвай - изобретение инженера-артиллериста Фёдора Пироцкого - начал своё движение в городе Санкт-Петербург.

Инженеру Федору Пироцкому потребовалось почти двадцать лет, чтобы воплотить в жизнь свою идею - создать электромобиль, который двигался по рельсам.

Фёдор Аполлонович Пироцкий родился 25 февраля 1845 года.

Родители отправили его учиться в Константиновское кадетское военное училище, а затем он поступил в Михайловское артиллерийское училище в Санкт-Петербурге.

И во время учёбы Фёдор «заболел» электричеством.

После окончания училища он был назначен в Киевскую крепостную артиллерию. Там Пироцкий познакомился с Павлом Николаевичем Яблочковым, изобретателем «свечи Яблочкова» (лампочки Яблочкова), создателем системы электрического освещения.

Пироцкий и Яблочков часто прогуливались вместе по Владимирскому спуску Киева. На одной из прогулок изобретатели обратили внимание на плотное движение по спуску: «Если цивилизация будет развиваться по теперешнему пути, в городах невозможно будет жить. Посмотрите, телег и карет нужно все больше и больше. За лошадьми и сейчас не успевают убирать. С мостовыми проблема — даже гранитное покрытие истирается подковами и железными ободьями... К этой мрачной картине могу ещё добавить темноту… Полагаю, спасение в электричестве, точнее, в электрической тяге...»

Примерно так в 1860-х годах у Пиротского возникла идея карете, движимой по рельсам при помощи электричества. Вскоре Фёдор Аполлонович переехал в Петербург и, по роду своей службы, занимался совершенно другими изобретениями. Например, Пироцкий разработал специальную систему металлургических печей.

Электрическая энергия передавалась от небольшого генератора Грамма к электродвигателю, удалённому на расстояние около одного километра. Опыты с передачей электроэнергии продолжались и в следующие годы.

В начале 1880-го года Пироцкий написал доклад «Передача силы на любое расстояние с помощью гальванического тока (проводники — рельсы и провод), в том числе и для движения поездов».

Всё лето 1880 года Пироцкий переделывал один из вагонов конной железной дороги, подвесив к раме электродвигатель и редуктор, вращение от которых передавалось колёсам.

Рядом с линией конки была построена небольшая электростанция и 22 августа (3 сентября по новому стилю) впервые не только в России, а во всём мире «был двинут» (как писали в газетах) настоящий вагон конки с империалом.

Он стал первым в мире моторным трамвайным вагоном. Испытания и одновременно демонстрация вагона, движущегося без упряжки, продолжались почти весь сентябрь, привлекая внимание специалистов и простой публики, вызывая отклики газет и протесты владельцев конок.

Вот как описывался опыт Пироцкого в одной из газет: «22-го августа (1880 г.) в 12 часов дня на Песках, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка, в первый раз в России двинут вагон электрическою силою тока, идущего по рельсам, по которым катятся колеса вагона. Динамо-электрическая машина подвешена к вагону снизу. В присутствии Управления 2-го Общества конножелезных дорог пробное движение вагона электрическим способом назначено на 1 сентября в 11 час утра».

К сожалению, для совершенствования конструкции трамвая у Пироцкого не было средств. Его идеи были подхвачены за рубежом и в России достаточно мощными фирмами и состоятельными предпринимателями.

Например, Карл Сименс тщательно изучил работы Пироцкого, перечертил схемы и задавал ему множество вопросов. Через полгода в Берлине его старший брат Вернер Сименс выступил с докладом «Динамо-электрическая машина и применение её на железных дорогах». В 1881 году их фирма начала изготавливать вагоны, конструкция которых совпадала с проектом Пироцкого. А первая в мире трамвайная линия была открыта в 1881 году в одном из пригородов Берлина.

Дальнейшая судьба Фёдора Аполлоновича сложилась незавидно — в 1888 году в чине полковника он вышел в отставку и вынужден был жить на небольшую пенсию, которой хватало только на пропитание и оплату жилья.

Фёдор Аполлонович Пироцкий скончался в 1898 году.

Источник: cont.ws