Русские Вести

Факты и артефакты


Находка вищинского клада.
Находка вищинского клада.
 
 
Предметы коллекции ювелирных изделий из денежно–вещевого клада, обнаруженного в 1979 г. у подножия крепостной стены Вищинского замка. XII — XIII вв.
Предметы коллекции ювелирных изделий из денежно–вещевого
клада, обнаруженного в 1979 г. у подножия крепостной стены
Вищинского замка. XII — XIII вв.
 
Владимир Литвинов.
Владимир Литвинов.
 
Клад медных монет XIV века времен Золотой Орды
Клад медных монет XIV века времен Золотой Орды
Клад медных монет XIV века времен Золотой Орды
 

Беларусь считается одной из самых богатых на клады среди стран Европы.

Страницы нашего прошлого исписаны не только событиями, но и легендами о сокровищах, которые надежно хранят наши недра. Не случайно Беларусь, расположенная на перекрестке древних торговых путей и военных походов, считается одной из самых богатых на клады стран Европы. Какие же сенсации потрясали мир археологии в наше время и что продолжает будоражить сознание кладоискателей.

Больше сорока лет Алла Ваганова работает на кафедре археологии специальных исторических дисциплин исторического факультета Белорусского госуниверситета. Количества экспедиций и находок не счесть. Однако июль 1979 года в этой ленте времени стоит особняком, потому она легко и живо о нем вспоминает, едва услышав мою просьбу рассказать:

— Тем летом мы находились в очередной экспедиции под руководством профессора Эдуарда Загорульского между деревнями Вищин и Кистени Рогачевского района на раскопках Вищинского замка. Это уникальный памятник древнерусского периода, который существовал с XII века, а в XIII был уничтожен.

Чудо случилось 24 июля в самый солнцепек. Две студентки попросили Ваганову перевести их с глиняного вала у подножия крепостной стены былого замка на более легкий участок работы. На что Алла Николаевна полушутя–полусерьезно предложила:

— Поработайте там еще немного. Еще и клад найдете... И через несколько минут с вала раздался возглас: «Тут что–то металлическое!» Я глянула — и глазам не поверила. Из глины виднелись ушки колта, древнерусского женского украшения... Вскоре все были на раскопе. Аккуратно расчистили участок.

И какая же удивительная картина нам открылась: серебряные с позолотой женские украшения, серебряные слитки. Все это было завернуто в истлевшую ткань и находилось буквально в 18 сантиметрах от поверхности! Супруг Аллы Николаевны тогда работал собкором газеты «Труд». Ему она и позвонила, преодолев пешком пять километров до ближайшей почты. Новость тотчас отправилась в столичное издание.

Бусы, подвески, браслеты, височные украшения, а еще впервые в одном комплексе гривны–слитки трех типов — киевские, новгородские и литовские. Ничего подобного на территории Беларуси ни до, ни после того не находили... Все эти годы вищинский клад экспонируется в лаборатории музейного дела истфака БГУ.

Кому–то по книгам о кладах узнавать, а кому–то приходилось не однажды с ними пересекаться. Заместитель директора музея Гомельского дворцово–паркового ансамбля Владимир Литвинов рассказывает о двух таких памятных «встречах». Одна из них случилась в год московской Олимпиады. Звонок из музея Литвинову, который находится в отпуске: «Тут милиционер пришел. Нужна консультация...» Владимир Адамович приехал не откладывая:

— И представьте себе, в руках у посетителя настоящая древнерусская серебряная гривна! Такие шейные украшения носили представители городской знати того времени как отличительный знак высокого статуса. Оказалось, еще год назад его отец Дмитрий Михайлович Юрцов во время полевых работ у поселка Козий Рог Буда–Кошелевского района нашел несколько таких гривен и отдал сыну, чтобы тот показал специалистам.

А у молодого человека все никак не получалось. И вот перед поездкой в Москву, куда отправляли милиционеров на время Олимпиады, его жена и потребовала: или ты их отнесешь, или я найду другое место этим «железякам». Конечно, это было настоящее потрясение. Ведь подобные находки единичны.

А вот последний громкий клад нашего времени — «Ченковский», обнаруженный на территории Гомельского района в декабре 1999 года, оказался с иной предысторией. Владимир Адамович вспоминает, как все было:

— Позвонили из РОВД Гомельского района. Сообщили, что во время рытья траншеи двое работников «Гомельпромстроя» нашли явно старинные предметы. Идет разбирательство. Конечно, то, что мы увидели, трудно описать словами. Богатейшая церковная утварь XVIII — начала XX века, обнаруженная в окрестностях былого Макарьевского монастыря.

Судя по всему, предметы спешно спрятали в 20–х годах прошлого века. Как сейчас помню обрывки газеты, в которую была завернута утварь. Основная часть клада сегодня представлена в экспозиции музея «Домовая церковь», а некоторые предметы, поврежденные ковшом экскаватора, пока на реставрации.

Кстати

По данным энциклопедии «Археология и нумизматика Беларуси», за последние два столетия в Беларуси найдено более тысячи кладов.

Между прочим

Пряча клад, люди часто произносили заклинания и обращались к духам, охранявшим их богатство. Отсюда истории о том, что нашедшие чужое добро и использующие его ради наживы рискуют навлечь на себя несчастья.
Виртуальные следы раскопок

Ныне основные районы археологических экспедиций на Гомельщине — Лоевский, Речицкий, Рогачевский, Калинковичский. Счет же памятных мест истории идет на сотни. Все и сразу точно не охватить. А стихийный интерес к ним не угасает. Несмотря на то что законодательство запретило частным лицам самодеятельные раскопки и продажу артефактов старше 120 лет, интернет–аукционы от этого беднее пока не стали.

Именно с виртуальной площадки в прошлом году прокуратура «сняла» клад медных монет XIV века времен Золотой Орды, который продавал житель Гомельского района. Молодой человек заверял, что покупал по монете в Украине, так и собрал более 290. Этот спор закончился в пользу истории. Владелец передал клад в Брагинский исторический музей.

Ученые категорически не приемлют самодеятельные частные раскопки, по–прежнему питающие черный рынок. По их убеждению, артефакт, вырванный из контекста местности и окружавших его предметов, навсегда потерян для истории. Он уже не сможет послужить восстановлению событий прошлого.

Другой вопрос, что многими кладоискателями руководят как раз не деньги, а сам поиск и жажда приключений. Вот здесь есть место для рассуждений. Например, в Западной Европе практикуют выдачу лицензий частным лицам на подобные поисковые работы.

Но это право так обставлено законодательно, что утаить ценную находку просто невозможно. Тот случай, когда и науке помощь, и увлеченным — легальное занятие по душе. Кто знает, быть может, и мы к этому когда–нибудь придем. Ведь совершенно очевидно, что тяга к поиску кладов срока давности не имеет.

Местная загадка

На Гомельщине бытует легенда о судах с богатствами, затонувших в реке Уть то ли во время схватки варягов с местными, то ли при нападении разбойников на заезжих купцов.

Источник: old.archeo-news.ru