Москва – столица военпрома
Мировой истории известны примеры самоотверженных действий тружеников тыла, приложивших исключительные усилия для победы своей армии над врагом. Но столь масштабной эвакуации промышленных предприятий, проведенной с минимальными потерями в кратчайшие сроки, а затем в кратчайший период времени восстановленных и приступивших к выпуску продукции на местах в полном объеме, не было нигде, кроме как в СССР. Наиболее яркая страница этой истории – эвакуация предприятий Москвы.
К началу войны в Москве работали предприятия практически всех оборонных отраслей и гражданской промышленности. Самым крупным был авиационный комплекс. В столице действовали центральные институты авиапромышленности – ЦАГИ, ЦИАМ, ВИАМ, конструкторские бюро А. Н. Туполева, Н. Н. Поликарпова, А. С. Яковлева, А. С. Микояна, С. В. Ильюшина, В. М. Петлякова, В. М. Мясищева, самолетостроительные, двигателестроительные, агрегатные заводы и заводы самолетного оборудования.
Весомый вклад в обеспечение Победы внесли предприятия всех отраслей промышленности. В московских НИИ-3 (ныне АО «ГНЦ «Центр Келдыша») и на заводе «Компрессор» (ныне АО «Московский компрессорный завод») под руководством коллектива конструкторов и главного инженера завода В. П. Бармина были созданы первые в мире реактивные снаряды и многозарядные пусковые установки, получившие известное название катюша. В 1941–1945 годах «Компрессор» изготовил 3379 различных типов пусковых установок катюш.
“В 1944 году промышленность СССР поставила Красной армии 40 тысяч самолетов (115 в сутки). Семь заводов страны дали фронту за годы войны 51 тысячу танков Т-34. Только один Горьковский артиллерийский завод имени Сталина произвел за годы войны 100 тысяч пушек”
Московский танковый завод № 37 (главный конструктор – Н. А. Астров) был головным в стране по разработке и производству легких плавающих танков. К началу войны завод поставил Красной армии более 20 тысяч легких танков. В 1942 году на оставшейся после эвакуации завода части производственного оборудования были организованы ремонт и восстановление танков, брошенных немцами во время панического отступления. На немецкие танки установили советские пушки. Под новым названием СУ-76И самоходки были отправлены на фронт, где Красная армия громила врага его же техникой.
В Московском НИИ-6 (ныне ЦНИИХМ) под руководством инженера А. П. Ионова были изобретены бутылки с зажигательной смесью, более известные под названием «Коктейль Молотова». Именно эти «коктейли» сыграли важную роль в битве под Москвой, когда советская противотанковая артиллерия находилась на голодном пайке.
26 октября 1941 года, когда практически все заводы страны по производству снарядов и порохов оказались в зоне вражеской оккупации, было принято постановление Государственного Комитета Обороны «О плане производства боеприпасов на ноябрь 1941 года в г. Москве». В самые тяжелые дни войны столичные предприятия Главсельмаша, Главхиммаша, Главтекстильмаша, Главстройреммаша, Главпродмаша, Главприбора, Главармалита были переведены на выпуск корпусов мин, гранат, авиабомб, артиллерийских снарядов, взрывателей, приборов управления артиллерийским огнем, ротных и батальонных минометов, пистолетов-пулеметов и обеспечили ими Красную армию вплоть до пуска заводов, эвакуированных на Восток.
Первый налет вражеской авиации на Москву был загодя зафиксирован вечером 21 июля с помощью радиолокатора «Редут-40» 1-го корпуса противовоздушной обороны генерал-майора Д. А. Журавлева, установленного под Можайском. Радиолокатор «Редут-40» был создан в Московском НИИ-20 (ныне АО «ВНИИРТ») под руководством главного конструктора А. Б. Слепушкина.
Папиросы «Казбек» с динамитом
В августе 1941 года авиагруппа дальних бомбардировщиков ДБ-3 под командованием полковника Е. Н. Преображенского нанесла серию бомбовых ударов по Берлину. На столицу Германии было сброшено 635 фугасных и зажигательных бомб. Все они были разработаны в Московском ГСКБ-47 (ныне АО «НПО «Базальт»). Интересно заметить, что опасные операции по снаряжению выпускаемых здесь же мин проводились прямо на территории расположенного по соседству, на Малой Семеновской улице пустовавшего карандашного завода «Красный художник», а контрольные испытания готовых боеприпасов – в Измайловском парке.
Конструкторами ГСКБ-47 были также разработаны мины-сюрпризы в виде коробок конфет, дорогих сортов папирос, спичечных коробков. Тысячи таких мин были направлены в партизанские отряды Белоруссии и Украины. Долгое время рассказывали потом партизаны, как разбрасывали «подарки» вблизи немецких полицейских управлений, армейских штабов и гарнизонов. С какой радостью наблюдали из-за деревьев за незадачливыми солдатами и полицейскими, поднимавшими их с земли.
В августе 1941 года инженерами и конструкторами Московского завода № 627 (ныне АО «Корпорация «ВНИИЭМ») был разработан проект сухопутной электроторпеды, которая была собрана на базе танкетки Московского танкового завода, начиненной 60 килограммами взрывчатки, и управлялась по проводам. По замыслу изобретателей, сотни таких торпед должны были в случае прорыва обороны столицы выезжать из дворов и подворотен и подрывать ворвавшиеся в город фашистские танки и пехоту. Торпеда успешно прошла войсковые испытания. К счастью, применения не нашла.
1 ноября 1941 года из Москвы в Куйбышев был эвакуирован крупнейший авиационный завод № 1. А уже 17 декабря, сразу после того как враг был отброшен от столицы, на производственных площадях Ходынского поля был образован новый самолетостроительный завод № 30. В кратчайшие сроки было смонтировано реэвакуированное оборудование и завод приступил к выпуску необходимых фронту самолетов.
Уже в январе 1942 года было реэвакуировано оборудование завода № 67 Наркомата боеприпасов (ныне АО «Московский машиностроительный завод «Вымпел»), после чего завод немедленно возобновил работу. Вскоре ежемесячный выпуск авиабомб ФАБ-100 и ФАБ-250 достиг 40 тысяч корпусов.
4 июля 1943 года подписано постановление ГКО «О радиолокации», в соответствии с которым в Москве были созданы Совет по радиолокации и крупная научно-исследовательская организация – ВНИИ-108 (ныне АО «ЦНИРТИ им. академика А. И. Берга»). Удивительно, но Постановление о перспективах развития советской радиолокационной техники было подписано за день до начала Курской битвы.
В столице есть Велозаводская улица, но нет велосипедного завода. А завод был. До 1917 года он работал в Ямской слободе. В 1932-м, когда в Ямской слободе стало тесно, переехал в Симоновскую слободу, где продолжил выпуск велосипедов. Перед войной завод был переведен на производство мотоциклов с коляской, он снабжал ими всю Красную армию. В октябре 1941 года завод эвакуировали в город Ирбит Свердловской области, где он и остался. Часть оборудования из Москвы вывезти не удалось, и в 1942-м здесь была организована сборка получаемых из США по ленд-лизу мотоциклов «Харлей Дэвидсон». После войны завод приступил к выпуску радиоаппаратуры, а мотоциклетное производство было уже окончательно переведено в Минск.
Московская фабрика Гознака была отправлена в город Краснокамск Пермской области, где немедленно продолжила выпуск ассигнаций, а вскоре значительно увеличила объем работ, приступив к печатанию продовольственных карточек. Интересно, что после Победы многие предприятия, получив уменьшенные планы по выпуску военной продукции, облегченно вздохнули. Краснокамская фабрика Гознака, наоборот, значительно увеличила выпуск, начав печатать деньги для Польши, Румынии, Венгрии, Болгарии и других стран.
Огромный вклад в обеспечение Красной армии внесли столичные предприятия швейной, обувной, пищевой, электротехнической, химической промышленности. Все годы войны выпускала летнее и зимнее обмундирование фабрика «Большевичка». Вся новая форма солдат и офицеров, участвовавших в Параде Победы 24 июня 1945 года на Красной площади, была пошита на этом предприятии.
Московский нефтеперерабатывающий завод или как он тогда назывался – крекинг-завод был одной из главных целей немецких бомбардировщиков. Бомбили его каждую ночь. Одна бомба упала в ста метрах от опасного производства, после чего было принято решение построить в трех километрах фанерный фальшзавод.
Строили ночами, возвели быстро, так как в строительстве участвовали более двух тысяч человек. Уловка сработала. Во время очередного налета немцы сбросили на ложную цель все до единой осветительные и зажигательные бомбы. Настоящий завод продолжал поставки фронту и тылу горюче-смазочных материалов.
Две волны эвакуации
По официальным данным правительства Москвы, из столицы было эвакуировано около 210 предприятий. Сегодня точно известны названия 140 предприятий 17 Наркоматов СССР. Информация об остальных 70 предприятиях нуждается в уточнении.
Например, некоторые «почтовые ящики» ближнего Подмосковья грузили свое оборудование не в Московской области, а на сортировочных станциях столицы. По документам это оборудование было отправлено из Москвы, хотя принадлежало предприятиям области. Но из-за секретности «почтовых ящиков» разобраться с некоторыми документами невозможно.
Некоторые небольшие предприятия получили не эшелоны, а всего по 10–15 вагонов в составе эшелонов крупного завода. Часть этого оборудования, как принято считать, «потерялась» в пути. То есть крупные предприятия присвоили его себе, мотивируя производственной необходимостью. Все оборудование являлось государственной собственностью и работало на Красную армию, поэтому разборок и тяжб не было.
Предприятия Москвы были направлены в пять регионов страны – на Урал, в Поволжье, Сибирь (практически все предприятия эвакуированы в Западную Сибирь, единственной точкой в Восточной Сибири и крайней точкой эвакуации стал Иркутск), Казахстан и Узбекистан. Стоит иметь в виду, что часть предприятий переадресовали прямо в пути или после прибытия на место, так как многие промышленные площадки, например в Поволжье и на Урале, уже были забиты до отказа или имевшиеся электрические мощности полностью исчерпаны даже при отключении жилых поселков. По документам предприятия порой отправляли в один город, а фактически они прибыли в другой. Некоторые крупные предприятия эвакуированы на площадки двух городов страны.
Принято считать, что была не одна, а две так называемые волны эвакуации. Первая волна – 22 июля, сразу после первой бомбардировки Москвы. В этот день началась подготовка к переезду предприятий авиационной промышленности, только что получивших уникальное импортное оборудование, с потерей которого заводы должны были непременно остановить выпуск самолетов и моторов. План по эвакуации первой волны был выполнен практически полностью.
Со второй волной все оказалось гораздо сложнее. Получив 15 октября, в самые тяжелые дни обороны Москвы, приказ соответствующего наркомата, часть предприятий выехала по графику, но часть предприятий не смогла покинуть Москву, а лишь упаковала и доставила оборудование на сортировочные железнодорожные станции. Вагонов катастрофически не хватало.
Это оборудование так и простояло на станциях в ноябре и декабре. После победоносного контрнаступления Красной армии оборудование вернули обратно на заводы.
Часть предприятий вообще не получила железнодорожных составов. Их оборудование было отправлено речным транспортом, то есть баржами, по Москве-реке. Баржи долго грузились, так как не имели подъемного оборудования, затем медленно плыли. Потом наступили ранние холода. Баржи сковало льдом, и они остановились, так и не добравшись до мест назначения.
В соответствии с новыми приказами наркоматов их оборудование в декабре 1941-го – январе 1942-го было возвращено в Москву автомобильным и железнодорожным транспортом. В некоторых случаях оборудование было возвращено не тому заводу, с которого отправлено, а туда, где, по мнению руководства наркомата, оно могло принести больше пользы.
Наркоматы Москвы
Их семнадцать. Вот список. В скобках указано число эвакуированных из Москвы предприятий наркомата.
1. Наркомат авиационной промышленности (64).
2. Наркомат боеприпасов (22).
3. Наркомат минометного вооружения (1).
4. Наркомат танковой промышленности (1).
5. Наркомат судостроительной промышленности (4).
6. Наркомат вооружений (4).
7. Наркомат электропромышленности (22).
8. Наркомат черной металлургии (1).
9. Наркомат нефтяной промышленности (1).
10. Наркомат химической промышленности (4).
11. Наркомат общего машиностроения (5).
12. Наркомат среднего машиностроения (4).
13. Наркомат легкой промышленности (1).
14. Наркомат текстильной промышленности (1).
15. Наркомат пищевой промышленности (2).
16. Наркомат здравоохранения (2).
17. Наркомат финансов (1).
Некоторые пояснения. В состав Наркомата боеприпасов входили предприятия по выпуску снарядов, мин, порохов и взрывателей. В состав Наркомата минометного вооружения – московский завод «Компрессор», выпускавший катюши. В состав Наркомата вооружений входили предприятия по выпуску стрелкового вооружения и оптико-механические. В состав Наркомата электропромышленности – предприятия электропромышленности, радиопромышленности, промышленности средств связи. Московские предприятия Наркомата судостроительной промышленности выпускали оборудование для судпрома.
В состав Наркомата общего машиностроения входили предприятия точной промышленности и часовые заводы. В состав Наркомата среднего машиностроения – предприятия автомобильной, автотракторной промышленности и Московский мотоциклетный завод. В состав Наркомата легкой промышленности входили предприятия легкой и обувной промышленности. В состав Наркомата пищевой промышленности – предприятия пищевой, мясной и молочной промышленности. В состав Наркомата здравоохранения входили предприятия химико-фармацевтической промышленности.
Возможно, список наркоматов неполный, так как некоторые документы найти не удалось.
Куда переехала Москва в 1941 году
В списке примерно 70 городов. Назовем лишь некоторые из них.
Самое большое количество крупных столичных предприятий переехало в Куйбышев (18 предприятий), Свердловск (14), Новосибирск (8), Челябинск (7), Казань (7), Горький (6), Томск (6), Омск (6), Киров (6), Кемерово (5).
Десять предприятий авиационной, боеприпасной, судостроительной, пищевой промышленности и электропромышленности приняли четыре города Казахстана – Алма-Ата, Кустанай, Петропавловск и Саксаульск. Два узбекских города – Ташкент и Андижан приняли предприятия авиационной промышленности.
Из числа районных городов прежде всего назовем города Свердловской области – Ирбит (4 завода), Новая Ляля (3 завода), Нижний Тагил, Билимбай, Мончаж, Верхний Нейвинск, Невьянск (каждый по одному-два завода).
Шесть столичных военных заводов принял Миасс, по три завода – Сим и Троицк, два завода – Златоуст, два завода – Аша (все города Челябинской области).
По два-три завода разместили Анджеро-Суджинск и Сталинск-Кузнецк (Кемеровская область), Глазов и Сарапул (Удмуртия), Сызрань (Куйбышевская область), Шадринск (Курганская область).
В первом полугодии 1942 года все эвакуированные на Восток предприятия полностью смонтировали оборудование и восстановили объемы довоенного производства. В это же время было задействовано все не эвакуированное из Москвы производство. Часть заводов реэвакуирована в столицу и немедленно приступила к работе. К концу 1942 года практически все заводы значительно увеличили выпуск продукции. В 1943-м объемы производства еще более возросли и в 1944-м достигли невиданных масштабов.
В 1944 году промышленность СССР поставила Красной армии 40 тысяч самолетов (115 самолетов в сутки). Семь заводов страны дали фронту за годы войны 51 тысячу танков Т-34. Только один Горьковский артиллерийский завод № 92 имени Сталина произвел за годы войны 100 тысяч пушек. Военно-морской флот СССР принял от промышленности около четырех тысяч торпед, потопив более тысячи кораблей противника.
Рассказывали, что после победоносного наступления наших войск под Москвой к убитому немецкому солдату подошел красноармеец, посмотрел на него и задумчиво произнес: «Никудышные у Гитлера подмастерья. Ни валенок, ни шапок-ушанок изладить не могут. Ни хрена немцам Красную армию не одолеть».
Первов Михаил