Русские Вести

«Есенин русского хоккея»


Простите, начну с банального: как быстро летит время! Кажется, совсем недавно форвард столичного «Динамо» и сборной СССР Александр Мальцев блистал на ледяной арене, а нынче он отмечает свой 70-летний юбилей. Болельщики не забыли его слаломных проходов, красивых голов. Сейчас таких игроков, как Мальцев, не сыщешь. Да и в то, советское, изобильное на хоккейные таланты время, подобные личности были в дефиците...

Мальцева называли по-разному: «Наследник Боброва», «Есенин русского хоккея». Броский эпитет выдали югославские журналисты: «Пеле на льду!» Мальцев легко расправлялся со своими соперниками. Под восторженный рев трибун лихой вятский парень из Кирово-Чепецка, что в Кировской области, мог без труда обвести двух-трех чужих игроков, а то и целую пятерку! Это была яркая, сверкающая красками палитра, которой нельзя было не восхищаться. Он был романтиком, превращавшим хоккей в театр.

Трижды его признавали лучшим нападающим чемпионата мира, пять раз он входил в пятерку сильнейших форвардов планеты. И в Национальную хоккейную лигу Мальцева звали. Уверен, и там Александр Николаевич бы себя наверняка показал.

Правда, в силовой борьбе он был не силен, а канадцы и американцы в этом виде хоккейной программы всегда свирепствовали...

Мальцев, сыграв за родное «Динамо» 529 игр, забросил 329 шайб. В национальной сборной СССР, где он провел 322 встречи, форвард зажигал победный красный огонь за чужими воротами 213 раз! Не скоро этот рекорд будет превзойден. А сколько он отдал тончайших, поистине ювелирных пасов партнерам, не сосчитать! Многие из них стали голевыми.

Занятный факт. В свое время Мальцев стоял перед выбором: футбол или хоккей? Известный тренер Константин Бесков приглашал его в стан бело-голубых. Разумеется, за проявленные способности. Так что Мальцев вполне мог стать партнером Льва Яшина, Игоря Численко и других знаменитых динамовцев...

Девятикратный чемпион мира и двукратный победитель зимних Олимпиад, заслуженный мастер спорта Мальцев ушел из хоккея в 1984 году, когда ему было 35 лет. Возраст для хоккея вроде почтенный, но, по его собственным словам, он вполне мог играть еще года три-четыре. Сил было достаточно, мастерство никуда не делось. Однако тренеры, которые намеревались омолаживать составы и в «Динамо», и в сборной Союза, намекнули ветерану, что пора и честь знать. Тогда вообще была «мода»: хоккеиста, да и футболиста это касалось, которому едва за тридцать, считали стариком. А раз так, пора на покой...

Любопытно, что через несколько лет после того, как Мальцев окончил карьеру в СССР, его командировали в Венгрию помогать братской социалистической стране поднимать хоккей. И как ни странно, сорокалетнего Мальцева сразу поставили... в защиту. И играл он отменно. Венгерские товарищи удивленно качали головами: «Сколько-сколько говорите вам лет?..»

«Динамо» – спортивное ведомство, которое курировали силовые структуры. В 70-е годы футбольный клуб подчинялся МВД, хоккейный – КГБ. Не раз Мальцеву приходилось встречаться с Андроповым. «Юрий Владимирович очень тепло ко мне относился, – рассказывал он в одном из интервью. – Думаете, это Юрзинов (главный тренер «Динамо» – В.Б.) пробивал игрокам квартиры, машины? Нет! Я на правах капитана команды приходил к Андропову и говорил, кому из ребят что нужно. Через неделю любой вопрос был решен».

Однажды произошел забавный случай. Вечером Мальцев рассказал теще, что назавтра его вызывают в КГБ. И пошутил: «Сушите сухари». Женщина его реплику восприняла буквально!.. До позднего вечера стояла у плиты, ахала и охала, готовя зятя к визиту на Лубянку.

«Я нацепил английский костюм и поехал, – рассказывал Мальцев. – Опоздал минут на пять. Зашел в кабинет, Андропов оглядел меня, усмехнулся: «Тебе в кино сниматься, а не в хоккей играть...»

К слову, на матчи Мальцев выходил при полном параде – аккуратный, гладко выбритый. Рассказывал, что перед игрой сам стирал форму, гладил. Каждая игра была для форварда праздником. А потом праздник он дарил зрителям. Ему аплодировали даже болельщики других команд, которых Мальцев огорчал.

За свою карьеру он сыграл немало впечатляющих, красивых матчей. И все же есть один, который стоит особняком. В нем смешалось все – дружба, любовь, ярость борьбы. Интрига той игры – лишь по одному счету – 7:7 – таит в себе туго закрученный, полный драматизма сюжет и множество занимательных подробностей. Интерес к столичному дерби подогревала и новость романтического свойства. О ней, разумеется, ничего не было сказано в программке матча, но переполненные трибуны дворца спорта в Лужниках обсуждали ее не менее оживленно, чем перипетии ледового сражения.

...18 сентября 1973 года в матче чемпионата СССР сошлись ЦСКА и московское «Динамо». Уже в одном этом скрывался намек на возможную острую интригу, хотя в те времена армейцы были заметно сильнее. Уже набрала грозную силу великолепная тройка Михайлов – Петров – Харламов, здорово смотрелся молодой, но уже известный Владислав Третьяк, мощно выглядели защитники Владимир Лутченко и Александр Гусев, еще не сошли знаменитые Анатолий Фирсов и Александр Рагулин.

У «Динамо» звезд было поменьше, точнее всего две, но - ярчайшие: Валерий Васильев и Александр Мальцев. Сыграли они и тогда привычно классно – защитник стал автором двух шайб, однако самые пышные комплименты достались форварду, превратившему матч в собственный бенефис.

Взлет хоккейной мысли и прилив вдохновения Александра были легко объяснимы – в тот вечер среди зрителей находилась его возлюбленная Сусанна, с которой он, не далее как на другой день, собирался связать себя узами Гименея.

А посему форвард, желая показать себя во всей красе, буквально летал по полю и трижды зажигал свою фамилию на табло. Воистину, «у любви, как у пташки, крылья»...

Однако начало матча не сулило команде Мальцева ничего хорошего – ЦСКА обрушил на соперника всю свою мощь, и казалось, что плохое настроение жениху после матча обеспечено. В первом периоде армейцы повели – 3:1, а во втором они и вовсе превратили счет в разгромный – 6:2! Наверное, многие – и на трибунах, и у телеэкранов – решили, что к финальной сирене бастионы «Динамо» превратятся в развалины.

Но в третьем периоде случилось чудо! «Динамо» вдруг ожило, задышало полной грудью, забегало. Сначала бело-голубые сократили разрыв до двух шайб, но вскоре пропустили еще один гол. При счете 7:4, армейцы, вероятно, окончательно уверились в победе, не заметив резкой перемены в настроении соперников.

И тут началось такое! Под рев трибун трещали борта, свистели шайбы, рвал и метал армейский тренер Анатолий Тарасов, а его визави и недавний соратник по сборной – тренер бело-голубых Аркадий Чернышев, напротив, воплощал собой суровое безмолвие.

Ну а «Динамо», ведомое Мальцевым, устремилось на штурм ворот Третьяка и героическими усилиями добилось ничьей. Могло вырвать и викторию, но, казалось бы, верный бросок капитана угодил не в сетку, а лишь звякнул по штанге...

В общем, дело тогда закончилось ничьей, кстати, ставшей рекордной по количеству голов за время многолетнего противостояния двух столичных клубов.

И еще – ни раньше, ни позже – ЦСКА не позволял сопернику отыгрывать пять шайб.

...На другой день в ресторане «Белград» Александр и Сусанна сыграли пышную свадьбу, свидетелем на которой, между прочим, был Валерий Харламов. Стоит заметить, что в упомянутом матче знаменитый армейский форвард не забросил ни одной шайбы. Может, это получилось случайно, и Валерий просто не стал портить настроение своему закадычному другу – Мальцеву, а может, это был просто не день Харламова. Тем не менее тот день вошел в хоккейную историю. И в биографию Мальцева – наверняка те минуты Александр Николаевич вспоминает сегодня с грустью: увы, давно уже нет на этом свете ни его Сусанны, ни Валерия...

А нам ушедшее время могут легко вернуть старые кадры кинохроники. Вот он идет на противника, обходит одного, другого, замирает в предчувствии беды вратарь противника. Сейчас последует бросок и зайдется в радостном, многоголосом гаме переполненная ледовая арена. И автор гола Александр Мальцев попадет в объятия товарищей по команде...

Валерий Бурт

Источник: www.stoletie.ru