...А жаль всё-таки, что Дольф Лундгрен не там и не тогда (и не у тех) родился - был бы он советским-пролетарским красавцем со значком ГТО и в белых штанах. Эпоха лётчиков и голкиперов, когда каждый голкипер мог по заданию Партии перековаться в лётчика, а лётчик - в голкипера. Когда прима Большого Театра Ольга Лепешинская лежала в тренировочном окопе с оружием (сохранились же кадры!). Легчайшая, созданная для галантных балетов, вроде «Тщетной предосторожности», балерина училась разбирать автомат. Её товарищ по работе - сопрано Валерия Барсова - осваивала противогаз. Пудреная Розина из «Севильского цирюльника» не в мушках, фижмах и шёлковых розах, а в противогазе. А можно и одновременно - фижмы, противогаз и цирюльник из ОСОАВИАХИМа. Потому как «Если завтра война...», Розина должна лично подстрелить фашиста и водрузить знамя. А пока - смотрите на эталонных Девушек с Вёслами, на Дискоболов, которым было отчего-то не холодно в наших северных широтах и на многочисленных физкультурниц, демонстрирующих равнодушно-целомудренную, но солнечно-ярую раздетость. 1930-е - культ античного тела, но не просто оболочки, а тела, способного на подвиг. Это тело, хотя и было «лишено» души, было телом-разумным. Герой «Строгого юноши» - советский Аполлон - разрабатывает...Третий Комплекс ГТО - для развития душевных качеств. Древняя эллинская καλοκαγαθία в условиях прекрасной Утопии.
Слева - такие дискоболы в 1930-е годы украшали советские парки отдыха.
П.Корин. 'Марш в будущее'. 1941.
Тела культуристов и фитнесующих барышень тоже в своём роде красивы, хотя и лишены античного, то есть классически-проверенного, совершенства. Это просто оболочки, которые легко сдуются, поблекнут и - зачахнут в экстремальных условиях. Сложно представить, что активно-стройная дева с прокачанным задком и питающаяся творожками, хлебцами и фруктовым салатиком, сможет выжить в Блокаду. Первая и помрёт. Как и могучий красавец с бицепсами да квадрицепсами вряд ли завалит фрица в честном рукопашном бою. Недаром ещё в советских спорт-журналах яростно ругали западный бодибилдинг - рельеф есть, силы нет. Ноги - обалденные, а бежать не могут. А зачем нужны обалденные ноги, которые не бегают? Для обалдения? В эпоху белокурых вратарей и девушек-парашютисток всё было иначе - тело обязано работать (впрочем, и «...душа (которой вроде как нет, но она есть) тоже обязана трудиться», чтобы «...тело и душа были молоды»). Закаляйся как сталь. Потому что вратарь подобен пограничнику, а теннисистка - гранатомётчику. И балерина должна быть готова стать партизанкой и взрывать поезда.
Люди в белых одеждах готовятся к войне. Они красивы, солнечны, уверены. Они заслужили свои версальские боскеты в Парках имени Сталина, поэтому вряд ли отдадут всё это какому-нибудь очередному наполеончику. Советская цивилизация 1930-х с её античными дискоболами и полярными лётчиками имела, по сути, очень сильное мужское начало. Устремлённость, энергия созидания и спорта, брутальность - всё это было даже у известных артистов. Столяров, Самойлов, Бернес, Крючков - это были именно мужчины, а не «люди, играющие мужчин». Их всех довольно легко представить в танке, на корабле, в самолёте. С конца 1980-х стало модно сравнивать сталинский СССР с гитлеровским Рейхом - то их обвиняют в трагической любви-ненависти и даже в тайном родстве, то и вовсе - пускают гламурные слюни на дерьмантиновые плащики эсэсманов, отказывая собственным дедушкам в праве на эстетику бытия. В своё время я попыталась понять - почему мне не нравится хвалёная (по мнению некоторых - «завораживающая») эстетика Третьего Рейха. Я отключила политико-нравственный критерий и стала смотреть просто картины или просто скульптуры. И персонажи «просто картин» видятся лишёнными энергии, снулыми, тусклыми и - элементарно плохо нарисованными. Но последнее не в счёт, ибо вот дети рисуют...забавно. Не Фрагонары и не Дейнеки. Но их каракули лучатся энергией и счастьем.
Почувствуйте разницу - воля и радость против тупой агрессии.
А вот художники эстетского Рейха рисовали просто уродливо. Хотя, на их картинах были всё те же античные девы и мускулистые гребцы. На мой взгляд, цивилизация нацистов была лишена, как раз-таки, мужского, то есть созидательно-творческого начала. В отличие от Советской. Была агрессия, был крикливый Фюрер (Сталин не орал, кстати, как и Людовик XIV), было много мяса и призывов размножаться. А с кем размножаться и кому? Был, правда, позаимствованный дух старой Пруссии - были генералы, чьи предки носили парики и ботфорты; были циничные технари - выкормыши Веймарской вольницы; были актёры-«старики» Яннингс, Гебюр, Георге, которым, в отличие от божественной Марлен, не довелось сбежать в Голливуд. Были мускулы, но не было энергии. Было точёно-лощёное суперменство, столь понятное нынешним гламурно-продвинутым мачо, но в нём не было силы. Именно мужской силы, хотя эстеты и твердят о некоей порочной сексуальности нацизма. Недаром же Висконти, Кавани и бездарный Тинто Брасс использовали в своих фильмах эту самую «завораживающую эротичность» Рейха. (Да, наверное. Когда недо-мужчина ещё и импотент, он будет играться с примочками из секс-шопа, точно).
А когда нет мужчин, то нет и женщин. В своё время мне довелось прочесть интересную статью о звезде Третьего Рейха - Марике Рёкк. Там была хорошая мысль - она искромётно играла пустоту. Причём, старательно окружённую такими же пустыми, манекеноподобными актёрами мужского пола. А кто из примадонн Рейха играл не пустоту? А наши актрисы, хотя, возможно, и уступали красавицам UFA в количестве мехов и слоёв пудры, играли именно женщин. И были ими. Посмотрите на Серову, на Целиковскую, на Смирнову, на Любовь Орлову, в конце-то концов. При всей своей звёздности, графиня Орлова играла женщину (не обязательно - советскую), но именно живую и прекрасную женщину, а не кусок точёного тела в боа и шифоне... И вот эта цивилизация, имевшая агрессию и мясо, но не имевшая сил и внутреннего желания Быть, попёрла против людей, которые оказались уверены в своей силе и правоте. Общество, не имевшее ни мужского, ни женского начал, а «игравшее пустоту» решило поработить «...вратаря республики - Антона Кандидова». Бессильный, но агрессивный человек всегда начала давит, а потом летит, роняя сопли. Туда, откуда пришёл. А то и дальше.
И снова - почувствуйте разницу.
Очень часто, говоря о нацистской практике воспитания «нового немца», мелькает словечко «сверхчеловек». Смею заметить, что сверхчеловек - это существо созидающее, существо творящее Будущее. И делающее это иной раз «через не могу». Сложно представить себе феномен Зои Космодемьянской или пионеров-героев на наци-почве. Или вот - есть красивая легенда о «матче смерти», состоявшемся в оккупированном Киеве, когда советских футболистов расстреляли за то, что они выиграли у немецкой команды со счётом 5:3. Их предупреждали, что так будет, а они всё-таки выиграли. Я знаю, что было не именно так и расстреляли не за футбол, а за подполье. Но если даже возможны такие легенды, значит, есть надежда и есть Будущее.