Древние люди Карелии



Петроглифический комплекс «Бесов Нос», восточное побережье Онежского озера.

«Уроки карельского» — о событиях тысячелетней давности и сегодняшнем дне.

— Здесь неподалеку — река Черная, абсолютно тихая. Идешь на лодке, видишь отражение берегов и понимаешь: это тот же самый мир, только перевернутый. «Нижний» мир. Интересно, люди, которые жили здесь семь тысяч лет назад, как они это объясняли?..

В лагере археологов на Бесовом Носу вечерние посиделки. За чаем с черничным листом Юрий Александрович Савватеев, доктор наук, полвека изучающий петроглифы Карелии, рассуждает о древних художниках. Кто оставил нам «мессидж» на самом долговечном носителе, камне? Глава рода, семьи? Шаман?

— Вспомните советские времена — портрет Ленина не каждому художнику доверялось выполнять, — вступает в разговор Светлана Георгиевская, штатный художник экспедиции. — Или иконопись — то же самое! Нужно быть воцерковленным, за тебя молятся, пока пишешь лик.

— Но художнику смену-то нужно готовить! Попробуй-ка сходу такой точный, законченный рисунок выполнить!

— Я, Юрьсаныч, технически очень хорошо себе это представляю. Один человек рисует охрой контур на скале. Другой, уже имеющий хороший навык, делает контурную выбивку. А «студенту», новичку (я думаю) разрешалось заполнять внутреннюю поверхность, «закрашивать». Есть площади такие, где рука — выдержана, а объем изображения очень большой. Выходит — работала бригада, одному человеку такую работу не потянуть.

— Поверьте, Светлана, все исследователи, которые писали о трудоемкости выбивки на скалах, сильно преувеличивали. О-очень сильно, это совсем нетрудное дело!

Юрий Александрович знает, о чем говорит. В одной из экспедиций он провел эксперимент: кварцевым отбойником, неолитическим артефактом, выбил на граните небольшую белуху, сантиметров в двадцать длиной. Рисунок, правда, получился неглубоким, и контур слегка расплылся. У художников неолита, скорее всего, были инструменты с разным рабочим краем — пошире, поуже, а Савватеев использовал один-единственный.

Вся работа заняла пятнадцать минут.


На мысе Бесов Нос высечены двухметровые фигуры: Бес, Сом и Выдра.

Пришельцы / tulii rahvas

Ученые полагают, что люди на территорию нынешней Карелии пришли около девяти тысяч лет назад. Пришли с юго-востока и сразу осели на побережье Онежского озера. Тепло (средняя температура по республике тогда была куда выше, чем сейчас), много рыбы-птицы, ягод и грибов. Было время подумать и о высоком.

Валентина Филатова, старший научный сотрудник КНЦ РАН:
- В раскопках мы прослеживаем тесную связь с культурами территорий современной Архангельской области и верхней Волги. Около 14 тысяч лет назад, после схода ледника, люди постепенно двигались на север — и в итоге оказались в Карелии. Побережье Белого моря заселялось несколько иначе, там дольше сохранялся ледник. Скорее всего, люди сюда пришли с севера, с Кольского полуострова, из Скандинавии — двигались вдоль атлантического побережья на восток.

Сразу уточним: саамы, карелы и вепсы — не прямые потомки тех, кто жил на территории нынешней Карелии сразу после ледникового периода. Этносов тогда еще не было, да и в последующие тысячелетия к нам волнами приходили переселенцы с востока Европы. Каждая из них, по-видимому, дала сегодняшним финно-уграм что-то свое.

Внешне древние жители Карелии от нас, нынешних, несильно отличались: были светлокожими, высокими и крепкими людьми. Долгое время ученые полагали, что в доисторическую эпоху среди населявших берега Онежского озера племен было много «монголоидов» — с узким разрезом глаз, выдающимися скулами, плоским лицом. Говорить об этом стали после раскопок в Оленеостровском могильнике, которые провели в 1930-е годы ленинградские археологи.

Оленеостровский могильник располагается на Южном Оленьем острове (Онежское озеро), в 12 километрах от острова Кижи. Археологи нашли здесь 177 погребений возрастом от семи до девяти тысяч лет. Возможно, что погребений было гораздо больше — до 600.

В Карелии почти невозможно найти краниологический материал (костные останки) тысячелетнего возраста. А на острове Олений основу почвы составляет известняк — и здесь прекрасно сохранились не только предметы из кости, но и человеческие скелеты.

Татьяна Бердашева, научный сотрудник Национального музея Карелии:
-  Как выглядели эти люди? Ответ на этот вопрос дал художник и исследователь Михаил Герасимов. В первой половине прошлого века он разработал методику восстановления лица по черепу. Как рассказывал сам ученый, «параллельно со своей археологической работой я изучал антропологический материал, препарировал головы, измеряя толщину мускульного покрова… Много времени прошло, прежде чем я рискнул предложить на суд антропологов свои работы».

Герасимов создал более 200 скульптурных портретов-реконструкций. Среди них Тамерлан и Иван Грозный, Улугбек и Андрей Боголюбский. В этом ряду — и два жителя Карелии, из тех, что рыбачили и охотились на берегах Онего тысячи лет назад.


Реконструкции лиц по черепам из Оленеостровского могильника

Валентина Филатова:
-  Первые несколько черепов, которые достали из могильника, реконструировали. И получились у одного из них — монголоидные черты. Однако уже в 60-е годы ученые провели более подробное исследование, и в итоге сделали вывод: никаких монголоидов на Оленьем острове не было. Черты, принятые за монголоидные, — это древние черты, присущие европеоидам с самого начала. То есть население Карелии, начиная с самой первой волны, антропологически представляло собой европеоидов.


Навершие посоха шамана (Оленеостровский могильник)

Раскопки на Оленьем острове опровергли и еще несколько заблуждений. К примеру, о продолжительности жизни древнего человека — в захоронениях есть и дети, и взрослые, и старики. О росте — некоторые воины достигали 180 сантиметров (средний рост для женщин — 165, для мужчин — 170 см).

Кроме богатого антропологического материала археологи нашли в Оленеостровском могильнике более 7000 предметов: ножевидные пластины, топоры, кремниевые наконечники стрел, стамески. Предметы сделаны с такой тщательностью и мастерством, что можно утверждать: наши «предки» были людьми с развитым мышлением и располагали высоким уровнем технологий.

— Не стоит рассуждать о древних людях как о примитивных дикарях, издающих невнятные звуки, — считает археологНадежда Лобанова. — Они были такими же, как мы! И ростом похожи, и внешне, и аппарат речевой был у них абсолютно развит. Я не сомневаюсь, что говорили они легко и свободно. Письменности не было, но знания об окружающем мире отражены в тех же петроглифах.

Петроглифы / kallivopiirustukset

Карельские петроглифы, наскальные рисунки почтенного возраста — им не менее 5-6 тысяч лет.

Петроглифами (по-древнегречески πέτρος — камень, γλυφή — резьба) во всём мире называют изображения, высеченные на камнях. Они есть в Азии и в Европе, в обеих Америках, в Африке и в Австралии.

Где жили и что рисовали древние художники Карелии?

Валентина Филатова:

-  Эти люди обожествляли окружающий мир, самые заметные его элементы: солнце, луну, созвездия. Стихийные явления — ветер, дождь. Отголоски этих верований сохранились в мифах наших исторических народов. И только потом они стали считать, что их предок — животное или растение. В Оленеостровском могильнике большинство погребенных ориентированы головами на восток. Я думаю, что хоронили головой в ту сторону, где восходило солнце, то есть люди поклонялись небесному светилу. Очень часто там встречается охра, что тоже, возможно, связано с поклонением солнцу. И не только в могильнике: ее находят возле очагов, вокруг кострищ, ее подсыпали под опорные столбы в жилищах. Всегда охрой посыпали линию входа в дом.

В Карелии наскальные святилища всегда — в самых красивых местах. Добраться до некоторых непросто, без проводника их не найти. А вот группа петроглифов «Бесовы следки» в Беломорском районе для обычных туристов и вовсе недоступна.

В конце 1960-х скалу с Бесовыми следками накрыли «павильоном». Для сохранности. У строителей Выгостровской ГЭС бетона было много, на науку не пожалели. В конце 1990-х павильон признали аварийным и во избежание лишней головной боли беломорские власти приняли решение: петроглифы засыпать опилками, «музей» закрыть на замок. Замуровали демона.

Но для тебя, наш читатель, нет преград. Фотограф Игорь Георгиевский уже больше десяти лет фиксирует (для науки и для красоты) петроглифы Карелии.

Человек и лабиринт / Ristikanzu da labirintu

А теперь совсем другая история. Альтернативная.


Юрий Фефилатьев, инженер-энергетик.

— Почему я занялся саамскими лабиринтами? Оказался в окружении историков! У меня супруга (царствие небесное!) — историк, кандидат наук, работала в университете. Дочь — историк, зять — историк (кошмар!). И я заинтересовался вот этой вот валунной культурой саамов.

Юрий Фефилатьев — пенсионер, инженер по образованию. Времени свободного много, вот и перелопатил кучу литературы в библиотеках университета и филиала академии наук.

— Мрак тысячелетий скрывает тайну лабиринтов, — ответственно заявляет Юрий Павлович. — Вот моя версия: все мы (хотим этого или нет) находимся в энерго-информационном поле. Магнитное, электрическое, гравитационное — плюс информация. И лабиринт выполняет роль энерго-информационного колпака. Внутри лабиринта человек испытывает воздействие. Какое — вопрос дальнейших практических исследований.

Профессионалы своего дела часто находятся в плену стереотипов, считает Фефилатьев, а не предвзятый взгляд со стороны способствует поиску истины.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА (из профессионального плена): Северные лабиринты — округлые или овальные сооружения диаметром 6 — 12 метров, составленные из небольших камней в виде концентрических кругов.

Всего на севере Европы известно около 500 лабиринтов, три из них расположены в Карелии: один — на безымянном островке у полуострова Красная Луда в Лоухском районе и еще два на острове Олешин в Кемском районе. Есть предположения, что каменные лабиринты некогда существовали в устьях рек Кеми и Керети. Лабиринты, расположенные в Карелии, ученые датируют обычно XII — XVI веками нашей эры.

Лабиринты европейского Севера датируются в широких пределах: от одного тысячелетия до н.э. — до 19 века н.э. Их появление традиционно связывают с саамским населением этих территорий. Предполагается, что возведение лабиринтов связано с морской промысловой магией либо с культом мертвых. Также существует версия, что саамы строили их в качестве ловушек для рыбы: лабиринты всегда располагались на берегу моря, и во время прилива вода их затапливала — в результате рыба могла остаться внутри лабиринта.

— Почитал я научную литературу, и пришел к выводу: теории — достаточно. Пора заниматься делом, — рассказывает Юрий Павлович. — В деревне Киндасово (у меня там дом) я самовольно захватил 400 квадратных метров земли. Никого не спрашивая, в России нельзя никого спрашивать! И на этой площади соорудил языческую поляну. Лабиринт и сейды.

Языческую поляну в Киндасово Юрий Фефилатьев строил три года. Сам искал и таскал камни, сам выкладывал их по инженерно-энергетическому разумению. И народ по лабиринту — пошел. И ходит до сих пор, «саамский» новодел уже несколько лет — объект официального туристического показа.

Но это еще не конец истории. Хотите древней магии? Отправляемся на Чертов стул:

 

Источник: archeonews.ru



войдите Vkontakte Yandex

Комментарии 0

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.