Русские Вести

«Дрались русские бригады…»


Президент России Владимир Путин направил в адрес Первой международной научной конференции «Русские войска во Франции и на Балканах (1916-1918) в истории и памяти России и Европы», состоявшейся в Москве, приветственную телеграмму. Он отметил, «что в нашей стране реализуется все больше серьезных научных, исследовательских, просветительских, общественно-патриотических инициатив, призванных восстановить связь времен и историческую справедливость, рассказать потомкам о славе русского оружия, важных, незаслуженно забытых страницах истории Первой мировой войны».

Думаю, именно слово «Первая» в сочетании с двумя историческими датами в названии конференции и подчеркивает тот факт, что пусть даже и через сто лет, но Россия действительно возвращается к своим истокам. В этой связи символично также, что организаторами мероприятия стали Общество памяти воинов Русского экспедиционного корпуса (1916-1918), подчеркнем, созданное недавно, и Центральный музей Вооруженных сил РФ. В конференции приняли участие известные ученые, специалисты по военной истории из России, Франции, Сербии, Греции, США, государственные и общественные деятели, представители общественных организаций, потомки военнослужащих корпуса из разных стран.

Научная программа мероприятия включала в себя около 40 выступлений отечественных и зарубежных ученых.

Еще в июне 2011 г. в рамках официального визита В. Путина во Францию (тогда как председателя правительства РФ) в Париже состоялась торжественная церемония открытия памятника Русскому экспедиционному корпусу. Накануне в связи с 70-летием начала Великой Отечественной войны, Фонд исторической перспективы (Москва) и Институт демократии и сотрудничества (Париж) провели во французской столице памятные мероприятия, в частности, в Центре русского языка и культуры при посольстве РФ во Франции мемориальный вечер «Забытая война и преданные герои», посвященный Русскому экспедиционному корпусу. В Институте демократии и сотрудничества состоялся коллоквиум европейских историков на тему «Европейская безопасность перед вызовами XX века», среди вопросов которого был и такой: «Первая мировая война — пролог XX века».

Согласно официальному сообщению, в тех мероприятиях участвовали президент Фонда исторической перспективы (Москва) и директор Института демократии и сотрудничества (Париж) Н.А. Нарочницкая, посол России во Франции А.К. Орлов, директор Института российской истории РАН Ю.А. Петров, известные русисты Доминик Ливен (Великобритания) и Франсуа Кокен (Франция) и другие. И теперь, обращаясь с приветствием к участникам конференции «Русские войска во Франции и на Балканах (1916-1918) в истории и памяти России и Европы», Наталия Нарочницкая сказала, что эта конференция, которую приветствует президент, «проходит через десять лет после наших инициатив».

Практически с 2008 г. Фонд исторической перспективы ведет работу по восстановлению исторической памяти о Первой мировой войне. За это время были проведены конференции и круглые столы в Москве, Калининграде, Париже, Вильнюсе.

Изданы книги и напечатано большое количество статей. А к 100-летию начала Первой мировой войны в газете «Столетие» была открыта специальная рубрика «Великая война. 1914-1918 гг.», где опубликованы десятки материалов, разрушающих стереотипы об этой войне как бесславной и бессмысленной для России.

Марина Коростелева, заместитель Генерального секретаря Российской ассоциации международного сотрудничества, продолжила эту тему, когда сказала: «Наталия Алексеевна Нарочницкая одна из первых подняла тему — день победы в Первой мировой войне. Нельзя понять, что происходит сегодня, если не знать Первую мировую войну. Собирание истории в одно целое можно сравнить с деревом. Если из дерева вырезать часть, то какие будут плоды? История — это душа России, и потому важно, что Церковь с нами».

«Однако научное знание не было бы полным и достоверным без осмысления духовной составляющей нашего прошлого. Это особенно важно, когда речь идет о традициях нашей Армии. Ведь именно сила Веры русского воина, и великая любовь к Отечеству вели наших героев к подвигу во все времена... Нельзя не вспомнить и о русских монахах с Афона, вступивших в ряды особых бригад на Салоникском фронте, – говорил в своем приветствии участникам конференции митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов), председатель Патриаршего совета по культуре. – История Русского экспедиционного корпуса, посланного в Европу на помощь союзникам, без всякого сомнения, одна из самых ярких и драматических страниц этой эпопеи. Великие подвиги совершены его воинами на поле брани. Не простой оказалась и судьба корпуса, многих его солдат и офицеров». В свою очередь, архиепископ Михаил, викарий Женевской и Западно-Европейской епархии, рассказал, что в регионе Шампань был возведен храм-скит Всех Святых в Земле Российской просиявших. Он расположен рядом с кладбищем, где похоронены офицеры и солдаты Русского экспедиционного корпуса, павшие за Францию. Каждый год в начале мая здесь проходят торжественные мероприятия, участники которых отдают дань памяти русским воинам.

Большой интерес участников конференции вызвало выступление президента Фонда «Общество памяти воинов Русского экспедиционного корпуса (1916-1918)» Натальи Малиновской, дочери воина РЭК, впоследствии маршала Советского Союза и Министра обороны СССР Р.Я. Малиновского.

«Впервые о корпусе заговорили в 1920-е годы, после возвращения наших солдат из Франции. Но наша бурная история вскоре перевернула эту страницу и о корпусе не просто забыли, о нем старались не вспоминать. Затмение длилось долго: 30- годы, война и потом долго после войны... В 2000-е в нашей стране интерес к этой теме всколыхнул фильм Сергея Зайцева («Погибли за Францию», 2003 г.). Еще один шаг, еще одно приближение к нашей теме – это конференция, которая сейчас открывается, и с ней согласованная выставка в Центральном музее Вооруженных сил России», — отметила она.

Нельзя в этом контексте не вспомнить и о песне «Русские бригады», написанной под впечатлением фильма Сергея Зайцева «Погибли за Францию» историком и бардом Виктором Леонидовым. Она вся состоит из таких пронзительных строф, что каждое слово и каждая нота за душу берут. Вот, например: «А в Шестнадцатый, проклятый,//И по крестному пути//Из России шли солдаты,//Чтобы Францию спасти». Или еще: «Дрались русские бригады//За провинцию Шампань». Это надо самому прослушать...

И министр культуры РФ, председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский, приветствуя участников конференции, отметил: «Стремясь следовать коалиционной стратегии, в 1914-1916 годах Россия предприняла ряд шагов, позволивших союзникам одержать победы в важных сражениях. Среди них – решение о создании Русского экспедиционного корпуса. После подписания Брестского мирного договора русские солдаты уже не были обязаны воевать, однако нашлись и те, кто остался верен союзническому долгу. 14 июля 1919 года Русский легион чести, вошедший в состав одной из лучших частей французской армии – Марокканской дивизии, прошёл в строю победителей по Елисейским полям. На полях Первой мировой войны, как и в годы Великой Отечественной войны, наши солдаты сражались и за свою Родину, и за свободу других народов».

Выступившая с докладом Елена Рудая, руководитель научно-просветительских и культурных программ Фонда исторической перспективы, директор Научно-исследовательского Центра Фонда «Воинский собор» особо подчеркнула, что «задачами русской внешней политики на века стали – защита своей земли, своей территории, и защита миропорядка, основанного на христианских ценностях...

И появление такого феномена как Русский экспедиционный корпус – это свидетельство последовательной реализации системы внешнеполитических принципов... Это часть продуманной стратегии, которая была призвана создать условия для реализации (того) плана послевоенного устройства, основанного на традиционных ценностях.

И факт существования Русского экспедиционного корпуса, и его история, овеянная боевой славой и являющая собой пример нравственности, тоже являются предметом злонамеренных искажения и добросовестных заблуждений: сколько раз приходилось слышать, что появление Русского экспедиционного корпуса было последствием экономической зависимости России от западных инвестиций, что так царизм жизнями своих подданных расплачивался за военные кредиты».

Но если еще до недавних пор в России Первая мировая война была полузабытой, то одна из самых ярких ее страниц, рассказывающая о Русском экспедиционном корпусе (РЭК), до сих пор остается почти не известной как в России, так и в Европе. Притом что там Первую мировую войну называют Великой и ставят на такой же уровень, как мы – Великую Отечественную. Потому нам никак не обойтись хотя бы без кратких штрихов к истории РЭК, которую можно охарактеризовать всего двумя словами: «Триумф и трагедия».

Весной и летом 1916 г., в разгар войны, по просьбе французского правительства на Западный фронт, во Францию, и на Балканский фронт, в греческие Салоники, прибыли четыре пехотных бригады русских войск. В общей сложности Экспедиционный корпус состоял из 50-60 тысяч солдат и офицеров. Столь небольшое количество, конечно, не могло переломить ход сражений. Скорее, это был демонстративный акт поддержки союзников со стороны России. Правда, французы рассчитывали на гораздо более широкий жест Николая II, надеясь, что Россия пришлет несколько сотен тысяч человек. При этом их «арифметика» не может не поражать цинизмом. И эта деталь, кстати, во многом проливает свет на дальнейшие события в отношении Франции к ее спасителям — русским, о роли которых в той войне маршал Фош говорил так: «Если Франция не была стерта с карты Европы, то этим мы обязаны, прежде всего, России».

В мемуарах французского посла в Петербурге Мориса Палеолога «Царская Россия накануне революции» есть запись беседы, которая, мягко говоря, сводит на нет все «реверансы» в сторону России. Разговор состоялся в русском правительстве 1 апреля 1916 г. Посол говорит: «В России 180 миллионов населения, а во Франции 40. Для уравнения потерь нужно, чтобы ваши потери были в четыре с половиной раза больше наших». К тому времени Россия потеряла уже миллион солдат, а Франция 800 тысяч, и, согласно логике посла, наши потери должны бы быть на 2,6 млн больше. Кстати, перед отправкой войск император переименовал название «Бригады особого назначения», как предлагали французы, в «Особые бригады», то есть посылала Россия за рубеж не спецназ, а специальные войска вполне самостоятельные и во главе со своими командирами.

Боевое крещение российского контингента состоялось в ходе боев с немцами в Шампани, около форта Помпель. Форт был ключом к одному из главных национальных символов Франции — городу Реймсу, откуда открывался прямой путь на Париж. В его кафедральном соборе с XII века короновались французские короли.

5 сентября 1916 г. немецкие войска в течение 15 часов пытались прорваться к Реймсу через позиции, которые обороняли наши солдаты. Но ни авиация, ни отравляющие газы им не помогли. Русские, по словам французов, стояли как скала. Всего на полях сражений во Франции во время Первой мировой войны погибло около трех тысяч русских солдат и офицеров.

Сергей Нарышкин, председатель Российского исторического общества, председатель совета Фонда «История Отечества», в своем приветственном адресе обратил внимание участников конференции на тот факт, что, следуя союзническому долгу, русские солдаты и офицеры, проявили беспрецедентную отвагу и мужество, став на защиту столицы Франции. Вместе с тем, говорил на конференции один из докладчиков С. Гайич, научный сотрудник Института европейских исследований (Белград), приглашенный профессор МГИМО, долгое время судьба русских Особых бригад на Балканах не привлекала к себе внимания историков. Притом что их роль на общем фоне союзных армий (всего 20 дивизий) была там выше, чем на фронте во Франции, где силы союзников насчитывали свыше 160 дивизий. Прошлое — это урок нынешним поколениям. Если НАТО втянет в свой состав Сербию, то будет европейская война. «Сербия как западная часть православного и славянского мира всегда под ударами», — отмечал он.

Докторант Университета Западной Бретани Г. Пьегэ (Франция) тоже говорил в своем докладе, что о роли русских солдат в войне на Балканах мало что известно. Русским противостояли болгары, они воевали вместе с немцами. С 12 сентября 1916 г. русские уже участвовали в боях, и к 24 сентября погибло 576 рядовых и 10 офицеров. К октябрю убитых стало более 1,5 тыс. человек. Кроме того, в Македонии свирепствовала малярия, 25% солдат болели, многие умирали. Временное правительство намеревалось отозвать русских солдат. Франция была против и хотела всех послать на фронт. Кто не согласен был идти воевать, того должны были отправить в Алжир. Большинство из 11,5 тыс. русских военных, сражавшихся на Балканах, выбрали 3-ю категорию, часть которой отправили в Алжир. Присматривать за русскими назначали греков или мальгашей, отметил Пьегэ.

До сих пор не известно, сколько наших соотечественников сгинуло на непосильных работах в Сахаре. Р. Адан, преподаватель, доктор исторических наук (Франция), выступая на конференции с докладом, подчеркнул, в частности: «Русские солдаты были отторгнуты, так они считались защитниками старой власти. Примерно одна треть Русского экспедиционного корпуса была депортирована в Алжир, таким стал эпилог той войны. К ним относились как к животным. Их заставляли работать». В Париже в Фонде памяти Алжирской войны вспоминают о русских, по воле Франции попавших на север Африки.

События в России повлияли на атмосферу, царившую среди солдат Экспедиционного корпуса во Франции. В сентябре 1917 года было жестко подавлено (расстреляно) солдатское восстание в лагере Ла-Куртин (регион Лимузен). После октябрьского переворота и подписания большевистским правительством «похабного» Брестского мира бригады были разоружены и интернированы. Русским солдатам и офицерам предоставили выбор: продолжить воевать в составе французской армии или войти в состав рабочих бригад, задействованных по всей территории Франции. На этом и должна была закончиться история Русского экспедиционного корпуса, но в ней появилась последняя славная глава. Не все солдаты и офицеры согласились ждать конца войны, когда их товарищи по оружию продолжали сражаться. Из этих добровольцев был сформирован Русский легион. Германское командование не признавало прав его военнослужащих, в случае пленения легионеры подлежали расстрелу, но русские солдаты и офицеры настояли на том, чтобы сохранить свою форму и национальный флаг.

Весной 1918 г. для французов наступили особо тяжелые дни. В сложившемся противостоянии вклад Русского легиона был особенно значим. В боях на реке Сомме в апреле 1918 г., а также в мае и сентябре 1918 г. под Суассоном Русский легион вместе с французскими войсками, плечом к плечу, ценой тяжелых потерь остановил продвижение немецких войск на Париж. Свидетельством храбрости наших солдат служит приказ главнокомандующего французскими армиями от 30 сентября 1918 г. Согласно ему, легионеры получили права ношения особого отличия, называемого во Франции «Fourragere», а Русский легион получил название Легион чести. И во Франции под этим названием он известен больше. Добровольцы Русского легиона завершили войну на территории побежденной Германии.

Победный сигнал «отбой» прозвучал для них 11 ноября 1918 г. Но кто знает в современной России об этом нашем триумфе? И при подведении итогов конференции М. Коростелева заявила: «Это только начало колоссальной работы. Невозможно понять сегодняшний день без уроков Первой и Второй мировых войн».

«В двух мировых войнах государства (Российская империя, СССР) были разные и у разных людей были к ним разные претензии, а Отечество было одно. Потому что «государство» и «Отечество» – это не совсем тождественные понятия. Великая Отечественная война именно тогда стала отечественной, когда народ почувствовал, что необходимо восстать против чужеземцев, одержимых идей мирового господства. Ярость благородная вскипела как волна. Потому что не восстать, не объединиться, не отложить в сторону на время споры об устроении Государства, чтобы защитить Отечество, означало обессмыслить все предыдущие исторические стояния», — сказала член Общественной палаты Российской Федерации, президент Фонда исторической перспективы Наталия Нарочницкая.

Во время конференции в Центральном музее Вооруженных сил Российской Федерации открылась выставка «Русские войска во Франции и на Балканах (1916–1918) в истории и памяти России и Европы». С приветственным словом к гостям обратился директор музея Александр Никонов. На церемонии открытия выставки также выступили почетные гости – преподаватель Университета Нанси, президент Филоматического общества Вогезов Жан-Клод Фомбарон, полковник медицины в отставке, директор Фармацевтического музея города Салоники, главный советник Правления Военного музея в Афинах, известный коллекционер Василеос Никольциос, а также первый заместитель Генерального секретаря РАМС, президент франко-российского партнёрства Russie-France Марина Коростелёва. В ходе церемонии в дар музею была передана лейб-гвардейская офицерская фуражка времен Первой мировой войны. М. Коростелёва рассказывала мне, что эту фуражку она купила по случаю в Париже... Символично также, что конференция прошла в канун 100-летия подписания Версальского мирного договора, официально завершившего Первую мировую войну.

А музейная экспозиция была подготовлена на основе уникальных материалов о Русском экспедиционном корпусе из фондов ЦМВС РФ, российских архивов, частных коллекций из России и ряда зарубежных стран. И Ф. Гельтон, доктор исторических наук, полковник, член Научного совета Комитета по вопросам 100-летия Первой мировой войны (Франция) на конференции говорил: «Русский легион чести воевал вместе с французами за свою Отчизну, за народ.

Французы восхищались стойкостью и мужеством русских, которые даже под огнем тяжелой артиллерии не отступали. И просились в бой вместе с русскими.

Было подлинное боевое содружество. Легион чести выполнил свою миссию». А позже, имея в виду конференцию, заметил: «Это первая волна в изучении истории Русского экспедиционного корпуса. Будет и вторая. В Алжире тоже работают над изучением этой темы... Правда, во Франции не изучают эту проблему, так как она чересчур острая...» К. Моро, независимый аналитик Центра политического и стратегического анализа STRATPOL (Франция), подчеркнул: «Франция и Россия могли бы быть идеальными союзниками благодаря своему географическому расположению. Но союзники (Антанта. — В.П.) оставили Россию в руках большевиков. Это результат безумной политики Франции, которая считает, что Россия слишком суверенна и консервативна».

Перед выступлением он заявил с трибуны конференции, что смягчил в докладе многие формулировки. И всплыла в моей памяти, казалось бы, давно забытая картинка — надпись на одном из обелисков в Шампани, посвященному подвигу русских солдат: «ДЕТИ ФРАНЦИИ! Когда враг будет побежден, и вы сможете свободно собирать цветы на этих полях, вспоминайте ваших русских друзей и приносите им цветы». Будем надеяться...

Валерий Панов

Источник: www.stoletie.ru