В начале XX века в русской печати активно использовалась инфографика (о чём говорит, например, издание карманных справочников о Государственной Думе). Сегодня в интернете можно встретить кочующие от сайта к сайту иллюстрации из книги библиографа и публициста Николая Рубакина «Россия в цифрах. Страна. Народ. Сословия. Классы» (СПб., 1912) с неверным комментарием, что эти данные были сделаны на основе всероссийской переписи 1897 года. Поправим эту ошибку: перепись была лишь одним из многочисленных официальных источников, которые использовал Рубакин при составлении издания. Кроме этого, можно догадаться, что данные переписи к 1912 году всё равно устарели.
Во введении Рубакин справедливо замечал, что абсолютизировать статистику не стоит, хотя при этом был уверен, что это — наиболее близкий к истине метод социологического исследования общества: «статистические исследования не дают, конечно, абсолютной истины, как не дают её, впрочем, и другие методы научного исследования, но они дают, при нормальных условиях, наиболее близкое к действительности изображение явлений общественной жизни, какого только мы можем достигнуть при имеющихся в нашем распоряжении способах познания».
Николай Рубакин ещё в 1900-е годы эмигрировал в Швейцарию, где прожил до своей смерти в 1946 году. Политическим эмигрантом он не стал, более того — завещал свою библиотеку России (её перевезли в 1948-м в московскую «Ленинку»), а его самого похоронили на Новодевичьем кладбище.
Данные, вынесенные в иллюстрации книги, хорошо передают положение России перед Первой мировой войной. Это по-прежнему была преимущественно аграрная страна, отстающая от передовых западных держав, о чём красноречиво говорит не только уровень дохода граждан, но и смертность. Ещё из любопытных иллюстраций — сравнение роста задолженности крестьянства в период 1890-х годов; увесистый мешок на спине крестьянина — выкупные платежи с крестьянской реформы 1861 года, которые станут одним из факторов Первой русской революции.
Виктор Кириллов