78 лет назад, 2 сентября 1945 года, представителями поверженной под ударами Советской армии милитаристской Японии был подписан акт о безоговорочной капитуляции японских вооружённых сил. Указом Президиума Верховного Совета СССР 3 сентября объявлено праздником Победы над милитаристской Японией.
В специальном обращении по поводу окончания Второй мировой войны советский лидер Иосиф Сталин подробно остановился на истории агрессивных поползновений восточного соседа на дальневосточные земли России:
«Свою агрессию против нашей страны Япония начала еще в 1904 году, во время русско-японской войны. Как известно, в феврале 1904 года, когда переговоры между Японией и Россией еще продолжались, Япония, воспользовавшись слабостью царского правительства, неожиданно и вероломно, без объявления войны напала на нашу страну и атаковала русскую эскадру в районе Порт-Артура, чтобы вывести из строя несколько русских военных кораблей и создать тем самым выгодное положение для своего флота. И она действительно вывела из строя три первоклассных военных корабля России. Характерно, что через 37 лет после этого Япония в точности повторила этот вероломный прием в отношении Соединённых Штатов Америки, когда она в 1941 году напала на военно-морскую базу Соединенных Штатов Америки в Пирл-Харборе и вывела из строя ряд линейных кораблей этого государства. Как известно, в войне с Японией Россия потерпела тогда поражение. Япония же воспользовалась поражением царской России для того, чтобы отхватить от России Южный Сахалин, утвердиться на Курильских островах и, таким образом, закрыть на замок для нашей страны на востоке все выходы в океан – следовательно, также все выходы к портам Советской Камчатки и Советской Чукотки. Было ясно, что Япония ставит себе задачу отторгнуть от России весь ее Дальний Восток.
Но этим не исчерпываются захватнические действия Японии против нашей страны. В 1918 году, после установления советского строя в нашей стране, Япония, воспользовавшись враждебным тогда отношением к Советской Стране Англии, Франции, Соединённых Штатов Америки и опираясь на них, вновь напала на нашу страну, оккупировала Дальний Восток и четыре года терзала наш народ, грабила Советский Дальний Восток.
Но и это не все. В 1938 году Япония вновь напала на нашу страну в районе озера Хасан, около Владивостока, с целью окружить Владивосток, а в следующий год Япония повторила свое нападение уже в другом месте – в районе Монгольской Народной Республики, около Халхин-Гола, с целью прорваться на советскую территорию, перерезать нашу Сибирскую железнодорожную магистраль и отрезать Дальний Восток от России.
Правда, атаки Японии в районе Хасана и Халхин-Гола были ликвидированы советскими войсками с большим позором для японцев. Равным образом была успешно ликвидирована японская военная интервенция 1918-1922 годов, и японские оккупанты были выброшены из районов нашего Дальнего Востока. Но поражение русских войск в 1904 году в период русско-японской войны оставило в сознании народа тяжелые воспоминания. Оно легло на нашу страну чёрным пятном. Наш народ верил и ждал, что наступит день, когда Япония будет разбита и пятно будет ликвидировано. Сорок лет ждали мы, люди старого поколения, этого дня. И вот этот день наступил. Сегодня Япония признала себя побеждённой и подписала акт безоговорочной капитуляции.
Это означает, что Южный Сахалин и Курильские острова отойдут к Советскому Союзу и отныне они будут служить не средством отрыва Советского Союза от океана и базой японского нападения на наш Дальний Восток, а средством прямой связи Советского Союза с океаном и базой обороны нашей страны от японской агрессии».
Воспользовавшись «революционной» смутой и хаосом на территории бывшей Российской империи, японские интервенты уже в самом начале 1918 года высадились во Владивостоке с последующей оккупацией Приморья, грабежом приводных богатств обширного края и массовым террором против мирного гражданского населения.
Исследователи отмечают «особенность дальневосточной исторической хронологии, в которой противостояние с Японией выступает как перманентный процесс, занимающий почти полвека, поэтому нарратив об интервенции заканчивается победой во Второй мировой войне». В 2019 году отмечалось 100 лет со времени трагедии в селе Ивановка Амурской области. 22 марта 1919 года японские отряды вошли в село, расстреляли и сожгли заживо 257 человек, включая стариков, женщин и детей. Поводом для карательной акции стала служила активная поддержка жителями села партизанского движения, направленного против белоказачьих пособников японских интервентов. Подобная жестокость в исторической памяти может быть сравнима только с белорусской Хатынью, и подобного рода эпизоды носили отнюдь не единичный характер.
Боевые действия на Дальнем Востоке, 1920-1922 гг.
Характерно, что Северный Сахалин японские оккупанты оставили только в мае 1925 года, после неоднократных требований Советского Союза, не имевшего ещё на тот момент на Дальнем Востоке достаточных военных сил. Оккупация милитаристским режимом Токио в начале 1931 г. Северо-Восточного Китая создавала непосредственную угрозу Советскому государству, что в полной мере подтвердили события у озера Хасан и на Халхин-Голе. Уже к 1936 году в Маньчжурии было более 7 тыс. километров регулярных авиалиний, построено 7 авиационных баз, более 70 аэродромов, около 100 посадочных площадок, расположенных в непосредственной близости к границам СССР. С 1931 по 1936 год было проложено около 6 тыс. железнодорожных путей, к январю 1936 года – около 15 тыс. километров шоссейных и улучшенных грунтовых дорог. Основное внимание уделялось строительству дорог, выходивших к границам СССР. Ещё с начала 1920-х годов японская военная миссия оставила на Дальнем Востоке широкую разведывательную сеть резервистов, представлявшую долгосрочную угрозу безопасности обширного края, имевшего для Советской страны особое стратегическое значение.
На территории марионеточного «государства Маньчжоу-Го», в 20 км южнее Харбина, с 1931 года дислоцировалась противостоявшая СССР японская Квантунская армия, численность которой к июлю 1945 года составила 1,4 млн человек. Там же орудовали военные преступники из созданного в 1933 г. по секретному приказу из Токио «отряда 731», проводившие чудовищные биологические опыты над мирными гражданами Китая, Монголии, Кореи и Советского Союза, что нашло отражение в литературе и кинематографе.
Из сведений, полученных от русских студентов Харбинского медицинского института, направляемых властями Маньчжоу-Го для прохождения практики в японские военно-медицинские спецотряды, с начала 1940-х годов советской разведке стало известно о секретных бактериологических, биологических и химических опытах, о трансплантации и удалении органов у подопытных, а также других античеловеческих экспериментах, проводимых японскими медицинскими специалистами и военными медиками на живых людях. Штат сотрудников фабрики смерти составлял более трёх тысяч человек. Район расположения отряда был объявлен запретной зоной. Кроме того, военные преступники из подразделения, официально именовавшегося «Главная база управления по водоснабжению и профилактике частей Квантунской армии», заражали реки, другие водоёмы и обширные территории особо опасными вирусными инфекциями.
С 25 по 30 декабря 1949 года в Хабаровске проходил судебный процесс, по результатам которого к разным срокам тюремного заключения было приговорено 12 японских военнослужащих. В 1956 году, в связи с улучшением советско-японских отношений, те, кто отбывал длительные сроки (в комфортабельных условиях) были досрочно освобождены и отправлены на родину.
Курировавший спецотряд принц Такеда, двоюродный брат императора Хирохито, главного японского идеолога широкого применения бактериологического оружия, как и многие, и вовсе не понёс никакого наказания и в преддверии Игр 1964 года возглавил японский Олимпийский комитет. А основной идеолог и протагонист «фабрик смерти» отставной генерал Сиро Исии работал научным сотрудником в одной из американских секретных лабораторий, безбедно жил в Японии и спокойно отошёл в ад в 1959 году.
После организации в 1949 г. Хабаровского трибунала СССР инициировал подготовку нового судебного процесса, намереваясь привлечь внимание мировой общественности к ранее выявленным преступлениям, а также привлечь к суду не только участников бактериологической программы, но и императора Хирохито. В условиях развернувшейся холодной войны это, однако, представляло угрозу политике США в оккупированной Японии. К сожалению, попытки Москвы сформировать широкую международную коалицию по этому вопросу не увенчались успехом, что в долгосрочной перспективе способствует возрождению японского милитаризма в его наиболее отвратительных проявлениях.
Таким образом, историческое значение Дня победы над Японией для долгосрочного мира на Дальнем Востоке невозможно дезавуировать никакой демагогией, наподобие рассуждений министра иностранных дел Ёсимаса Хаяси.